Национальные особенности организации досуга. История досуга в России и за рубежом.
Факторы, влияющие на своеобразие досуга в разных странах и культурах. Взаимосвязь традиций, национального характера и форм досуга. Основные этапы в развитии досуга в России их характеристика. Развитие форм народных праздников и развлечений в дореволюционную, советскую и постсоветскую эпохи. Специфика организации досуга в странах запада. Национально-специфические формы досуга на примере конкретной страны.
Факторы, влияющие на нац. особенности досуга: 1.географический
2.исторический
3.наличие или отсутствие войн
4.политич. режим
5.историч. традиции
6.социальный
7. этнический
8.социокультурный (религия, уровень развития науки и техники)
9. индивидуальный (субъективный)
Примерно с 1840-х годов на страницах бытовых очерков, воспоминаний, дневников появляется имя Петрушки, Петра Ивановича Уксусова (он же Ванька Рататуй), который с годами превращается в главного и едва ли не единственного героя русского народного кукольного театра. Петрушечная комедия чрезвычайно широко распространяется по всей стране и завоевывает огромную популярность. Слово «петрушечник» становится синонимом «кукольника». На ярмарках и народных гуляньях одновременно выступают несколько петрушечников, показывающих свою нехитрую комедию по многу раз в день, и каждого окружает плотное кольцо зрителей.
Широкая известность, всеобщая распространенность театра Петрушки и необычайная любовь народа к своему кукольному герою отмечались многими современниками и периодической печатью конца XIX — начала XX века.
Комедия о Петрушке бытовала и передавалась от исполнителя к исполнителю устным путем, именно потому нет текстов, дословно повторяющих друг друга.
Основными сценами традиционной комедии о Петрушке были следующие: выход Петрушки, сцена с невестой, покупка лошади и испытание ее, лечение Петрушки, обучение его солдатской службе и финальная сцепа.
Большая роль в комедии отводилась музыкальным вставкам. Танцы и песни, мелодии шарманки являлись не просто музыкальным оформлением спектакля.
Петрушка, да и сама комедия прошли интересный, сложный путь, вобрав иностранные и русские черты, переработав и по-особому освоив богатый зрелищный фольклор, комические и сатирические жанры русского народного творчества, достижения демократического театра XVII—XVIII веков и народной драмы.
Интересы народа стали иными, на смену «Петрушке» пришли другие заботы и забавы.
Действительно, «Петрушка» ненамного пережил XIX век. Как массовое явление народно-ярмарочной культуры он прекратил свое существование примерно с десятых годов XX столетия.
Среди ярмарочных увеселений, которыми так богата бывала праздничная площадь, всегда обращали па себя внимание вожаки с учеными медведями.
В допетровской Руси, когда игры с дикими животными устраивались весьма широко, вожаки с учеными медведями разыгрывали сценки борьбы и травли как комический, смеховой вариант серьезного зрелища, снижая и пародируя его.
Обращает на себя внимание такая деталь: в зимних обходах дворов могли принимать участие и живой медведь, и живая коза, но при этом действовали они всегда отдельно. На пару с медведем (живым или ряженым) выступал только маскированный козой человек.
Поскольку медведь — главный герой представления, все внимание было приковано к нему. В первую очередь обыгрывалась сама фигура медведя. Как только зверь становился на задние лапы, человек невольно начинал сравнивать его с собой, соотносить с разными типами людей. И тогда вдруг оказывалось, что пластика медведя, его внешний облик: неуклюжесть, косолапость, нечленораздельная «речь» (рев, ворчание) — все это черты недалекого, нескладного, добродушного, иногда полусонного и обычно невезучего простолюдина — традиционного комического персонажа многих фольклорных жанров.
В конце века ученых медведей охотно покупали владельцы разных балаганов, выставляя их в качестве приманки па наружных балконах.
К 1930-м годам поводыри с учеными медведями исчезли. Кончилась эпоха медвежьей потехи. Отныне медведи выступают в цирках.
Упоминания о райках (или потешных панорамах) как непременной части праздничных увеселений проходят через весь XIX век.
— это небольшой, аршинный во все стороны ящик с Ил. 51, 52, двумя увеличительными стеклами впереди. Внутри его перематывается с одного катка на другой длинная полоса с доморощенными изображениями разных городов, великих людей и событий. Зрители „по копейке с рыла", глядят в стекла, — раешник передвигает картинки и рассказывает присказки к каждому новому нумеру, часто очень замысловатые.
Раек — непосредственное порождение города, его массовой, «низовой» культуры, он отразил все противоречия, все слабые и сильные стороны народных гуляний и ярмарочных увеселений, отчетливо проявившиеся во второй половине XIX века.
Владельцы райков — в большинстве своем выходцы из крестьян — были выразителями вкусов простого народа, эстетические нормы которого уходили корнями в фольклор.
Уйдя из жизни вместе с другими ярмарочными увеселениями, раек еще долго привлекал к себе внимание, главным образом как действенное средство пропаганды, содержащее яркий рисунок, меткую подпись и не менее остроумное, хлесткое пояснение.
Кукольные спектакли, как и медвежья потеха, не были рождены городской площадью, однако в системе народно-площадных увеселений им принадлежало одно из главных мест. Легкие на подъем, ведущие бродячий образ жизни медведчики и кукольники разыгрывали свои представления в городах и дачных местах, в больших селах и маленьких деревнях, иногда прямо на дороге — везде, где собирался народ, готовый посмотреть их выступления.
В советское и постсоветское время представления о досуге была очень скудной. В первую очередь это кино и театр, книги!
И, конечно, весь досуг приурочивался к всякого рода государственным событиям, то есть так называемым государственным праздникам. Ими народ и занимался в свободное время.
Трудовые праздники. Эти праздники как бы ведут человека по жизни, образуя своеобразную воспитательную систему.
Сначала это праздники трудового рождения, вхождения в коллектив: посвящение в рабочий класс, праздники первой получки, присвоения разряда, день молодого рабочего, праздник встречи поколений и др.
Далее праздники трудового развития, мастерства: дни профессий, праздник присвоения звания ударника, конкурсы мастерства, соревнования по профессиям и т.д.
Потом праздники трудовых свершений и побед: пуск объекта, смотры выполнения планов, торжественное подведение итогов социалистического соревнования и т.д.
И наконец праздники трудовой славы: чествование, вечера-портреты, награждение, присвоение почетных званий, проводы на пенсию и т.д.
Все эти группы соответствуют этапам жизни производственного коллектива и в то же время представляют важнейшие направления развития в нем массовых праздников.
В советском обществе труд и праздник впервые стали неантагонистическими понятиями, а они все больше и больше сближались друг и другом. В связи с этим можно говорить о такой категории как «праздничный труд».
Существующее в повседневной жизни выражение «на работу, как на праздник» свидетельствует о том, что на многих предприятиях и в организациях есть все условия для создания праздничной атмосферы труда. Праздничная атмосфера сопровождает трудовую деятельность, быт, широкие сферы жизни людей. Она пораждает у людей праздничные чувства, потребности, стремления, позитивно влияя на труд и его эффективность.
Праздничный труд оказывает благотворное воздействие на формирование личности самого работника. Чем больше заботой он окружен, тем с большим желанием он приходит на работу.
Часто проводились массовые народные гуляния, такие как:
Шествия и парады
Митинги и манифестации
Представления и инсценировки
Театрализованные суды
«Живая газета»
Физкультурные шествия и парады
Ну и естественно подготовка к ним занимала большое количество свободного времени.
Закат советской власти был обозначен, помимо всего прочего, еще и кризисом подобного отношения к празднику. кончина советской власти обозначила наступление не только постсоветской, но и постпраздничной эпохи. публичная государственно-политическая деятельность в "новой России" стала восприниматься как нечто более будничное, нежели сами будни.
Организация культурно-досуговой деятельности за рубежом Нам есть чему поучиться у Запада в деле организации досуга его граждан. Здесь и организация загородного отдыха, туризма, парковой деятельности, создание искусственных зон отдыха, различного рода тематических парков, типа "дисней-лендов" и т.п. Как и социальная работа, культурно-досуговая деятельность на Западе организуется на трех уровнях:
государственном (в масштабе страны),
региональном (на уровне штата, провинции)
муниципальном (местном: город или село, община и т.п.).
Это выражается и в характере управления этой сферой, и в характере ее финансирования. В большинстве стран Запада в настоящее время происходит так называемая децентрализация управления сферой культуры. Так, региональные и муниципальные затраты (в совокупности) составляют 55 % от общих расходов в Финляндии; во Франции - 51 %, в Норвегии - 56 %, в Швеции - 54 %. Центральные органы управления оставляют за собой такие функции, как координация действий местных властей; предоставление им необходимой информации (о проведении межрегиональных выставок, театральных и музыкальных фестивалей и т.п.), организация международного сотрудничества. Таким образом, основная часть работы по организации досугово-рекреационной деятельности населения ложится на местные органы власти, то есть на местные советы по культуре. Задача этих советов заключается в том, чтобы создавать условия для удовлетворения потребностей различных групп населения (любителей искусства, широкой публики и т.п.). При этом местные органы власти распоряжаются всеми необходимыми средствами для развития культурной жизни региона, города или другого населенного пункта. По мнению канадских ученых, можно выделить три основные модели финансирования сферы культуры и искусства в индустриально развитых государствах. I модель. Государство - вдохновитель. Оказывает косвенное влияние на культуру посредством стимулирования спонсорства и меценатства, а также за счет налоговых льгот. К такого рода государствам можно отнести США и Швейцарию. II модель. Государство - патрон. Стремление изолировать сферу духовного творчества от прямого влияния политики. Создаются независимые посреднические структуры для финансирования сферы культуры (Великобритания и Ирландия). III модель. Государство - архитектор. Активное влияние через государственный аппарат на культурную политику. К этой группе государств можно отнести страны континентальной Европы (кроме ФРГ) и особенно Северной Европы (кроме Норвегии). Бесплатное предоставление услуг в сфере культуры на местном уровне - одно из достижений социальной политики стран Запада. Фактически каждый гражданин имеет сегодня равные возможности в использовании основных средств культуры. Особенно это видно при проведении различного рода праздников на региональном или муниципальном уровне, когда практически все жители города или района, будь то взрослые или дети, здоровые или люди с ограниченными возможностями могут появиться на улице и принять участие в торжествах. На Западе, и в соответствии с законодательством, и в значительной мере на практике, инвалиды - та категория, которая имеет доступ к основным культурным ценностям, что и здоровые люди. В голландском парке "Эфтелинг" практикуется следующее. В один из дней недели к парку подъезжают комфортабельные автобусы, из которых выкатываются коляски с инвалидами с отставаниями в умственно развитии. В течение всего дня они в сопровождении медперсонала находятся на свежем воздухе. Их коляски видны повсюду: и на дорожках парка, на открытых лужайках, в тени деревьев.
Они наблюдают за тем, как работают многочисленные аттракционы, в том числе и особенно любимые молодежью, от которых захватывает дух: "Голландская лодка", "Американские горки" и др. При этом присутствие инвалидов нисколько не стесняет остальную публику. Жизнь парка идет своим чередом. Каждый проводит время в соответствии со своими желаниями.
Досуг Японии.
Четко делится на досуг по возрастам. Молодежный досуг сопряжен во многом с учебой, однако молодые японцы не отказывают себе в удовольствии сходить в кино или на выставку. Досугом школьников занимается непосредственно государственный институт –школа, в каждой худо - бедно уважающей себя школе имеется весь набор обязательных кружков от рисования до вышивания крестиком, более того большое внимание уделяется физическому воспитанию молодых японцев через широкую сеть спортивных секций (в том числе и в школах). Проводится огромное количество школьных ярмарок/фестивалей дети часто заняты подготовкой к ним. В связи с этим – низкий уровень детской преступности, и вредных привычек в данной возрастной категории. Студенты же много учатся. Тяжела и неказиста жизнь японского студента. Однако, если он таки выучится и пойдет работать, то будет зарабатывать приличное количество денег, на которые будет содержать свою жену – домохозяйку (формы досуга: кружки бонсаистов, каллиграфии и т. п.), а сам внерабочее время будет проводить за игровыми автоматами али в баре, за кружкой пива в тесном коллективном кругу. После достижения пенсии японцы перерождаются в особую нацию - туристов…и фотографируют – фотографируют.
Национальные виды досуга: любование цветущей сакурой, пикники за город с бенто и источники. Для японцев важны традиции и они всячески пытаются их сохранить. В Японии самое большое количество праздников в мире.
- Понятие и значение миссии для организации скСиТ. Понятие и виды целей. Схема процесса формирования целей. Правила построения «дерева целей»
- Планирование деятельности организации скСиТ. Понятие и виды планирования. Стратегии развития организации скСиТ.(!)
- Концепции развития организации скс и т. Жизненный цикл инновации: понятие и характеристика основных этапов. Управление технологическими разрывами.
- Стратегия развития организации скс и т. Виды инновационных стратегий, разрабатываемых в организациях скс и т.
- Диагностика и совершенствование деятельности организаций скСиТ. Необходимость и цель диагноза. Методы диагностики проблем и генерирования идей. (!)
- Сущность бизнес - планирования. Место бизнес – планирования в современных экономических процессах.
- Структура бизнес – плана. Основные разделы бизнес-плана. Особенности бизнес – планирования в скс и т.
- Природа и характер экономических отношений в социально-культурной сфере. Содержательный и экономический аспекты функционирования социально-культурной сферы.
- Цены и ценовая политика на предприятиях и в организациях социально-культурной сферы. Себестоимость услуг.
- Предпринимательство в сфере и туризме.
- Правовой статус субъектов социально-культурного сервиса и туризма
- Органы государственного регулирования социально-культурного сервиса и туризма
- Проанализировав данную таблицу, можно заметить, что специализированных судебных органов в сфере социально-культурной деятельности нет.
- Использование договоров в правовом обеспечении социально-культурной деятельности
- Нормативно-правовая база социально-культурной деятельности
- Правовые способы разрешения конфликтов в социально-культурной деятельности
- 16. Определения понятий «сервис» и «сервисная деятельность». Их функциональная направленность.
- 17. Организация процесса обслуживания клиентов.
- 18. Формы обслуживания клиентов.
- 20. Комфорт как важный фактор формирования качественного сервисного продукта.
- Понятие «социально-культурная деятельность» и его сущность. Изменение содержания понятия в историческом аспекте. Функции социально-культурной деятельности и ее основные направления.
- Досуг, рекреация и свободное время: сравнительный анализ понятий. Теории досуга. Структура досуга.
- Влияние досуга на формирование личности. Особенности детского, подростково-юношеского и молодежного досуга.
- Национальные особенности организации досуга. История досуга в России и за рубежом.
- Социально-культурная анимация: теория и мировая практика. Основные направления в современной анимационной деятельности.
- Концепции современного досуга. Индустрия развлечений.
- Технологии организации культурно-досуговой деятельности
- Социально-культурный сервис как вид социально-культурной деятельности. Основные направления социально-культурного сервиса.
- Специфика культурных услуг. Классификации культурных услуг.
- Культура как ресурс регионального развитии. Карта социально-культурных услуг в г. Новосибирске.
- Классификации учреждений социально-культурной сферы. Деятельность коммерческих, государственных и негосударственных организаций в сфере культуры и досуга и технологии.
- Социокультурные технологии: понятие, содержание и виды. Особенности культурно-досуговых технологий.
- Проектная технология. Виды культурных проектов и программ.
- Социокультурное проектирование
- Социальный маркетинг, его специфика и технологии работы с культурными потребителями.
- Взаимосвязь культуры и туризма. Подходы к определению культурного туризма. Уровни культурного туризма.
- Понятие уит (уникальные историко-культурные территории). Характеристика уникальных историко-культурных территорий России.
- Культурный ландшафт: современные представления и подходы к типологии. Свойства и разновидности культурных ландшафтов.
- Культурный ландшафт как объект культурного и природного наследия
- Стендист выставки: профессиональные требования, функции и содержание деятельности.
- Выставочный сервис. Технологии подготовки и проведения выставки.