Использование договоров в правовом обеспечении социально-культурной деятельности
Определение договора. Реализация основных принципов договорного права: свобода и равенство договоров. Классификация договоров по форме: устные, письменные и электронные. Типология договоров, используемых в социально-культурном сервисе, по предмету и правовым характеристикам: одно,-многосторонние договоры, публичные и договоры присоединения, типовые и стандартные.
Важнейшей и самой массовой правовой конструкцией, которая используется в современном праве любой страны, является договор.
Договорное право является важнейшей частью обязательственного права. Договором называется соглашение двух или более лиц, повлекшее создание, изменение или прекращение гражданско-правовых отношений по поводу какого-либо объекта. В договорном праве наиболее отчетливо проявляются важнейшие принципы всего гражданского права: свобода и равенство участников гражданских правоотношений. Свобода договора состоит в том, что участники сами решают - вступать им или не вступать в данный вид договора, сами определяют его содержание (условия) и форму. В действительности договорное право заключается в изучении и установлении условий (т. е., по существу – ограничений), при которых эти принципы реализуются.
Поскольку договор – это массовый правовой институт, то существует огромное количество его типов, видов и т.д.
Договоры можно классифицировать по объекту договора, составу участников, условиям вступления в силу и времени действия договора.
Рассмотрим основные характеристики договора. Участники договора называются его сторонами. В соответствии с вышеназванным принципом свободы договора, любое лицо (субъект права) может стать участником договора.
Однако мы должны помнить, что само содержание правосубъектности у разных лиц – различное. Правоспособность юридических лиц имеет специальный характер. Правоспосбность физического лица ограничивается дееспособностью.
Публичным является всякий договор, в котором одной стороной выступает потребитель. Если у контрагента потребителя имеется физическая возможность вступить с ним в договорные отношения, он обязан это сделать.
Публичный договор предписывается государством для правоотношений, в которых одной из сторон является естественная монополия: эенергетические компании, железнодорожный транспорт и т.д. Публичный договор ограничивает возможности частных лиц (правовых субъектов) в интересах общественной («публичной») пользы. Обращаем внимание на то, что публичный договор ограничивает не только свободу его участников, но и их равенство!
Содержанием договорного правоотношения является обязательство. Обязательство заключается в обязанности лица, поддерживаемой правом выполнить какие-то действия или воздержаться от выполнения действий в отношении другого лица или группы лиц. Договорное обязательство возникает добровольно, ведь это – результат согласования
В зависимости от характера распределения обязательств между сторонами, договоры подразделяются на односторонние и многосторонние. Если обязательства есть только у одной стороны (этот участник называется должник), то договор - односторонний. Та сторона договора, которая может требовать от должника выполнения договорных обязательств, называется кредитор. Следовательно, в многостороннем договоре обязательства есть у обеих сторон. Каждая из них является и должником и кредитором.
В реальности односторонних договоров не так много - дарение и завещание.
Ограничения на распределение объема договорных обязательств между сторонами формально в отечественном праве не существуют, на самом деле они есть и имеют сущест значение.
Существуют и другие ограничения свободы в отношении содержания договора. Уже упоминаемый публичный договор предписывает исполнителю услуги один тур реализовывать потребителям по одинаковой цене, если иное не установлено законом. Не будет иметь юридической силы договор, содержание которого противоречит закону. Никто не может заключить договор с неким лицом об убийстве третьего лица за вознаграждение. Такое же ограничение действует при условии, если содержание договора противоречит морали, добрым нравам и т.д.
Важным элементом в структуре договора является его форма. Из трех, ранее указанных форм договора: устная, письменная и электронная, наиболее распространена устная форма договора.
В правовых системах существуют определенные требования (ограничения) к форме договора. Для некоторых договоров признается только письменная форма.
Существует определенная классификация форм письменного договора: простая письменная форма, определенный (типовой) бланк, договор «за печатью», нотариально заверенный, зарегистрированный в уполномоченных органах.
Несоблюдение формы договора может повлечь его недействительность, ничтожность и т.д.
В других случаях форма договора сама по себе не влечет его недействительности, в гостиничном обслуживании договора с индивидуальным клиентом как отдельного документа, не составляют. Хотя считается, что договор гостиничного обслуживания имеет письменную форму. Его заменяет «карта гостя», гостиничный ваучер, заполненная клиентом анкета, регистрационная карта и т.д.
Частью договора, но не имеющей без него самостоятельной юридической силы, являются товаросопроводительные документы: чеки и квитанции оплаты, туристская путевка и туристский ваучер, гарантийные документы, эксплуатационная документация, регистрационные свидетельства, спецификации и т.д. Причем, они могут сопровождать договор как письменной, так и устной формы. Но сами по себе они не создают форму договора.
В праве существуют определенные требования и к типу договора.
Законодательные новации 2007 года в туризме исключили возможность реализации туристского продукта конечному потребителю в виде договора купли-продажи тура. Теперь это можно делать только в виде договора возмездного оказания услуг.
В эпоху массового производства товаров и услуг, во всех правовых системах получили распространение стандартные договоры и договоры присоединения. Если взять договоры разных турфирм, то можно увидеть, что условия и структура этих договоров очень сходные. Они написаны словно под копирку. Диктуется эта ситуация необходимостью экономить время (а значит, и ресурсы) на создание оригинальных документов.
Договоры присоединения скрыто содержат одно условие: контрагенту предлагается либо принять все условия, предложенные одной стороной договора в комплексе, без изменения отдельных положений, либо отказаться от присоединения к договору вообще. Здесь имеет место отступление от обоих принципов гражданского права: и свободы и равенства участников договора. Использование договоров присоединения легально не закреплено. А широчайшее их применение определяется именно массовым характером современного производства товаров и услуг. Все стороны выигрывают от экономии времени, не тратя его на длительное и затратное согласование с контрагентами каждого условия договора в отдельности («эффект масштаба»).
Массовому характеру производства товаров и услуг мы обязаны такому широко распространенному явлению как оферта и акцепт. Такая форма договорной практики очень близка договорам присоединения. Публичная оферта – предложение заключить договор, обращенное к неопределенному кругу лиц, содержащее основные условия договора. Лицо, осуществившее оферту, называется оферент. Акцепт – это, выраженное в каких-то действиях, согласие другой стороны (акцептанта) заключить договор. При акцепте акцептант заключает договор присоединения. Если же он в своем согласии присоединиться к договору выскажет пожелание изменить какие-то его условия, они поменяются «ролью» с контрагентом: акцептант станет оферентом, его действия – встречной офертой.
Важное значение имеет время действия обязательств оферента. Несмотря на то, что сейчас технические проблемы связи сторон практически решены и не имеют критического значения, процесс принятия решения акцептантом и последующие операции могут занять время. Если в оферте уже указано время действия предложения, то проблема уже решена.
- Понятие и значение миссии для организации скСиТ. Понятие и виды целей. Схема процесса формирования целей. Правила построения «дерева целей»
- Планирование деятельности организации скСиТ. Понятие и виды планирования. Стратегии развития организации скСиТ.(!)
- Концепции развития организации скс и т. Жизненный цикл инновации: понятие и характеристика основных этапов. Управление технологическими разрывами.
- Стратегия развития организации скс и т. Виды инновационных стратегий, разрабатываемых в организациях скс и т.
- Диагностика и совершенствование деятельности организаций скСиТ. Необходимость и цель диагноза. Методы диагностики проблем и генерирования идей. (!)
- Сущность бизнес - планирования. Место бизнес – планирования в современных экономических процессах.
- Структура бизнес – плана. Основные разделы бизнес-плана. Особенности бизнес – планирования в скс и т.
- Природа и характер экономических отношений в социально-культурной сфере. Содержательный и экономический аспекты функционирования социально-культурной сферы.
- Цены и ценовая политика на предприятиях и в организациях социально-культурной сферы. Себестоимость услуг.
- Предпринимательство в сфере и туризме.
- Правовой статус субъектов социально-культурного сервиса и туризма
- Органы государственного регулирования социально-культурного сервиса и туризма
- Проанализировав данную таблицу, можно заметить, что специализированных судебных органов в сфере социально-культурной деятельности нет.
- Использование договоров в правовом обеспечении социально-культурной деятельности
- Нормативно-правовая база социально-культурной деятельности
- Правовые способы разрешения конфликтов в социально-культурной деятельности
- 16. Определения понятий «сервис» и «сервисная деятельность». Их функциональная направленность.
- 17. Организация процесса обслуживания клиентов.
- 18. Формы обслуживания клиентов.
- 20. Комфорт как важный фактор формирования качественного сервисного продукта.
- Понятие «социально-культурная деятельность» и его сущность. Изменение содержания понятия в историческом аспекте. Функции социально-культурной деятельности и ее основные направления.
- Досуг, рекреация и свободное время: сравнительный анализ понятий. Теории досуга. Структура досуга.
- Влияние досуга на формирование личности. Особенности детского, подростково-юношеского и молодежного досуга.
- Национальные особенности организации досуга. История досуга в России и за рубежом.
- Социально-культурная анимация: теория и мировая практика. Основные направления в современной анимационной деятельности.
- Концепции современного досуга. Индустрия развлечений.
- Технологии организации культурно-досуговой деятельности
- Социально-культурный сервис как вид социально-культурной деятельности. Основные направления социально-культурного сервиса.
- Специфика культурных услуг. Классификации культурных услуг.
- Культура как ресурс регионального развитии. Карта социально-культурных услуг в г. Новосибирске.
- Классификации учреждений социально-культурной сферы. Деятельность коммерческих, государственных и негосударственных организаций в сфере культуры и досуга и технологии.
- Социокультурные технологии: понятие, содержание и виды. Особенности культурно-досуговых технологий.
- Проектная технология. Виды культурных проектов и программ.
- Социокультурное проектирование
- Социальный маркетинг, его специфика и технологии работы с культурными потребителями.
- Взаимосвязь культуры и туризма. Подходы к определению культурного туризма. Уровни культурного туризма.
- Понятие уит (уникальные историко-культурные территории). Характеристика уникальных историко-культурных территорий России.
- Культурный ландшафт: современные представления и подходы к типологии. Свойства и разновидности культурных ландшафтов.
- Культурный ландшафт как объект культурного и природного наследия
- Стендист выставки: профессиональные требования, функции и содержание деятельности.
- Выставочный сервис. Технологии подготовки и проведения выставки.