logo search
Борисов

Некоторые аспекты драматургии театрализованной рекламы

Эпоха рыночных, а, значит, конкурентных отношений ставит задачу создания рекламной продукции разного рода: текстовой, кино-, фоторекламы и рекламы игровой, т.е. театрализованной. Драматургической основой последней служит сценарий, особенностям которого и посвящено все нижеизложенное.

Определим и сформулируем предмет разговора и его понятие. Реклама – это создание имиджа товара, услуги, человека, общности и т.п. Задача рекламы – максимальное информационное и эмоциональное воздействие на субъекта, к которому она обращена. Цель рекламы – возрастание спроса на рекламируемый объект (прямая реклама), либо сведение к нулю спроса на него (антиреклама). Вторая цель может преследоваться в политической пропаганде, а также в произведениях искусства (утопия – антиутопия).

При создании сценария театрализованной рекламы остается в силе определение и формулировка темы, отвечающей на вопрос: каков рекламируемый нами объект? Остается в силе определение идеи, как отношения к объекту нашего внимания, идее, отвечающей на вопрос: что мы хотим сказать о рекламируемом объекте? Важнейшим творческим актом является изыскание художественного драматургического приема. В нашем случае – это прежде всего те аргументы и факты, которые, будучи воплощены в художественную форму, станут основой формирования убеждения в приятии либо неприятии рекламируемого объекта. Следует заметить, что данная художественная форма не есть нечто статичное, а есть действие, обусловленное этой формой и заключенное в ней.

При создании сценария необходимо иметь в виду существование двух видов информации, касающейся рекламируемого объекта. Информация первого вида: а) сведения о предложении, то есть о самом объекте, б) сведения о спросе, то есть о среде, заинтересованной в данном объекте. Будем называть это абсолютной и относительной информацией.

Информация второго вида: сумма знаний об окружающем мире во множестве его ипостасей. Назовем это эрудицией сценариста.

Именно на пересечении информативных элементов первого и второго видов рождается наиболее удачный художественный прием. Это пересечение может происходить иллюстративным, контрастным или ассоциативным путем. Рождение действенного и яркого художественного приема и является своего рода озарением, т.е. изысканием верного решения предложенной задачи. Творческий процесс при этом может быть представлен как движение от категории Е к категории О, от категории О к категории В. Здесь: Е – единичное, в котором заключена абсолютная информация о рекламируемом объекте, О – особенное, т.е. особенность объекта, присущая только ему и непосредственно предметам рекламы, ориентированным на определенный спрос, В – всеобщее, т.е. найденная метафора (неназванное сравнение одного предмета с другим по признаку, общему для обоих сопоставляемых предметов) по отношению к О. Е  О  В.

Категории Е, О, В суть категории психологии творчества. При переходе от Е к О мышление пользуется методами индукции, при переходе от О к В – методами интуиции. Напомним, что индукция – способ рассуждения от частных положений к обобщениям, а интуиция – непосредственное чувство, основанное на опыте и подсказывающее правильное решение.

С другой стороны, при создании рекламного сценария нужно учитывать присутствие в нем тезиса, антитезиса и синтеза. Напомним, что тезис – положение, истинность которого должна быть доказана, антитезис – положение, противопоставленное тезису, синтез – положение, рассмотренное в единстве и взаимной связи его частей. В нашем случае, тезис – рекламируемый объект и его главная особенность, антитезис – ситуация, избранная из множеств, имеющих место в окружающем мире, и чуждая рекламируемому объекту, синтез – художественный контекст, в котором объединены объект и ситуация, причем это объединение тезиса и антитезиса в едином контексте происходит благодаря и на основании особенности объекта. Воспользовавшись данными философскими категориями можно записать: Т + АТ = С. Таким образом, Е  О  В = Т + АТ = С.

Полученную формулу вполне можно использовать в процессе драматургического анализа и предварительной разработки будущего подробного сценария театрализованной рекламы.

Добро пожаловать в «Юмакс»!

Сценарий театрализованной рекламы услуг фирмы «Юмакс»

Рекламное действо происходит на площадке, отведенной для демонстрации товаров и услуг торгово-сервисного центра «Юмакс», которая расположена в выставочном зале легкоатлетического манежа. Наряду с витринами, стендами и вращающимся демонстрационным кругом на площадке предусмотрено свободное пространство для театрализованной рекламы. Здесь же поставлен легковой автомобиль, который служит функциональным объектом театрализации. В автомобиле находятся костюмы персонажей, участвующих в театрализации, в нем же исполнители переодеваются, чтобы предстать перед публикой в соответствующем художественном имидже. В нашем случае персонажами являются Остап Бендер (полосатый пиджак, шарф и фуражка командора) и Адам Козлевич (кожаные куртка, кепка и мотоциклетные очки) – герои романа И.Ильфа и Е.Петрова «Золотой теленок». Центр «Юмакс» персонифицирован в лице двух Ведущих в фирменных кепи «Юмакс», работающих с двумя микрофонами. Звучат позывные, в которых легко узнается мелодия популярной песни «А дорога серою лентою вьется...». И вот эта же мелодия звучит уже ритмично, взволнованно и призывно. На площадке появляются представители центра «Юмакс» (Он и Она). Для простоты будем именовать их 1-й и 2-я.

1-й: Добрый день, уважаемая публика! Вас приветствует торгово-сервисный центр «Юмакс»!

2-я: Центр «Юмакс» приветствует всех, кто любит автомобиль, кто владеет автомобилем, кто мечтает об автомобиле!

В общем, всех сограждан, кто

любит скорость и авто!

1-й: Вы спросите: а что такое «Юмакс»? Нет ничего проще. Но и нет ничего серьезнее. «Юмакс» – это качество!

2-я:

«Юмакс» – это прогресс!

1-й:

«Юмакс» – это отвественность!

2-я:

«Юмакс» – это экономия!

1-й:

«Юмакс» – это гарантия!

2-я:

«Юмакс» – это культура!

1-й:

«Юмакс» – это... это... это... Да что говорить, об этом петь надобно!

Под незатейливую, но ритмичную мелодию звучит речитатив

Ведущих

Ведущие

(поют):

Мы об авто печемся, как о друге,

и в деле многоопытны своем.

Наш честный труд и добрые услуги –

все для тебя, сидящий за рулем!

К нам пролегли дороги, а не тропы.

Мы честью дорожим, а не рублем.

И наши руки, знания и опыт –

Все для тебя, сидящий за рулем.

2-я: Как говаривал незабвенный Остап Бендер – автомобиль – не роскошь, а средство передвижения. Человек, он на чем передвигается?

1-й: На своих двоих, естественно.

2-я: А автомобиль – на своих четырех. И опора, и краса – все четыре колеса. У тебя на ногах что?

1-й: Штиблеты, естественно.

2-я: И у автомобиля – тоже на «ш» – шины! Положим, у тебя штиблеты прохудились – куда пойдешь?

1-й: В обувной, естественно.

2-я: А ежели у автомобиля шины прохудились – куда поедешь?

1-й: В «Юмакс», естественно. Больше некуда.

2-я: Вот именно! Наш клиент не дует в ус!

Ведь у «Юмакса» всерьез

на любой заказ и вкус

есть обувка для колес!

1-й: Как говорится, пришел – увидел – победил?

2-я: Нет, не так.

1-й: А как?

2-я: А вот как: приехал – посмотрел – приобрел – прикорнул – прибалдел – и покатил себе дальше.

Да разве возможно о том умолчать,

что нашим клиентам – удача сама! –

и пальцем о палец не нужно стучать,

чтоб разом авто довести до ума.

1-й: Другими словами, «Юмакс» – это всегда полный цикл обслуживания автомобиля, что называется «от» и «до», как в любви – от желания до наслаждения... И никаких гвоздей!

2-я: А гвоздей уж точно никаких! Зато есть аккумуляторы, диски, ремни, свечи, лампы, стекла, амортизаторы, фары, фонари и прочая, прочая, прочая...

1-й:

Можете верить этим словам.

Выбор широк и раздельно, и купно.

Не перечислить всего, что вам

«Юмакс» сулит по цене доступной.

2-я:

В нашем «столе заказов» меню

глаз не окинет... Гуляй свободно!

Знай выбирай, хоть сто раз на дню,

все, что душе твоей будет угодно!

1-й: Как в той сказке: налево пойдешь – тут тебе удобная шиномонтажная мастерская улыбается, направо пойдешь – тут тебе современная сервисная станция глазки строит, прямо пойдешь – тут тебе магазин запчастей объятья раскрывает... Одно слово: «Юмакс» – он «Юмакс» и есть. Хоть в лето, хоть в осень – милости просим!

2-я:

Реклама наша – не подначка.

И сервис наш – не нарочит.

Последний штрих – и ваша тачка

уже, как музыка, звучит!

И вот, словно в подтверждение этих слов, начинает звучать знойная завораживающая мелодия аргентинского танго. Распахиваются дверцы машины, и из нее выходят исполнители, костюмированные под Бендера и Козлевича. Бендер непринужденно облокачивается на автомобиль. Козлевич застенчиво вытирает платком руки, вспотевшие после долгого сидения за рулем. Звучит диалог наших персонажей с представителями фирмы «Юмакс»

Бендер: Горячий привет славной столице Южного Урала! Вы меня, конечно, узнали? Бендер – любимец Рабиндраната Тагора и сын турецкоподанного собственной персоной! Разрешите представить: мой собрат по автопробегу и автолюбитель до мозга костей – Адам Козлевич! Прошу любить и жаловать!

1-й: А где же «Антилопа-Гну»?

Бендер: Все это было в старину.

А нынче мы на всякий случай

Приобрели авто покруче.

2-я: «Какие люди»! И какими судьбами?

Бендер: Ударяем стало быть, автопробегом по бездорожью и разгильдяйству. А вы кто будете?

1-й: Торгово-сервисный центр «Юмакс». Чем можем?

Бендер: Что скажете, Адам Казимирыч?

Козлевич: А как, уважаемые, насчет масла залить?

2-я: Ноу проблем! Полный ассортимент и по доступным ценам.

1-й: Моторные масла лучших производителей.

2-я: Трансмиссионные масла для любых автомобилей.

1-й: Да что масла! Тормозные жидкости и антифризы.

2-я: Масляные фильтры.

1-й: Тормозные колодки.

2-я: И прочая, прочая, прочая...

Козлевич: Думаю, Остап Ибрагимыч, это нам подойдет.

Бендер: Дерзайте, Адам Казимирыч, дерзайте! Командовать парадом буду я!

Козлевич: А как, уважаемые, насчет развала-схождения и прочего мелкосрочного ремонта?

1-й: А на это имеется уникальный компьютерный стенд американской компании «Джон Бин». Беспроводной, бездатчиковый, лазерный!

2-я: Точность необыкновенная, быстрота измерения потрясающая! Все пользуют – Мерседес-Бенц, Тойота, Опель, Форд и прочая, прочая, прочая...

Козлевич: Думаю, Остап Ибрагимыч, и это нам подойдет.

Бендер: Вот теперь мы можем ехать далеко, очень далеко, может быть, на край земли, а может быть, еще дальше... Лед тронулся! Заседание продолжается!

Козлевич уже в машине. Бендер задерживается у открытой дверцы

1-й: А как насчет ремонта подвески?

Бендер: Недосуг! Автопробег ждать не будет! Еще свидимся! «Юмакс» –он и в Занзибаре «Юмакс»!

Бендер скрывается в машине. Звучит прощальное танго, затем музыка микшируется

2-я: Вот и еще одним популярнейшим личностям внимание оказали.

1-й: То ли еще будет! Лиха беда – начало, а там, глядишь, все звезды – в гости к нам...

2-я: Однозначно! Если ваш дружок железный

занедужит - не беда!

Мы да будем вам полезны.

«Юмакс» ждет вас, господа!

И вновь звучит мелодия песни «А дорога серою лентою вьется...». Ведущие покидают площадку.

Музыка смолкает

Данную театрализованную рекламу можно прокручивать в течение дня, повторяя каждый час.

Вопросы для самопроверки

  1. Что такое реклама и какова ее цель?

  2. Какие виды информации используются при создании рекламы:

  3. Как рождается художественный прием при написании сценария театрализованной рекламы?

  4. Что представляет собой творческий процесс создания театрализованной рекламы?

  5. Каковы составляющие рекламного сценария?