logo search
ОП конспект лекций

Формы организации производства

К наиболее известным и широко распространенным в совре­менных условиях хозяйствования формам организации производст­ва относятся специализация, концентрация, комбинирование и ди­версификация.

Специализация.

Данная форма организации производства пред­полагает сосредоточение на одном предприятии (в его структурных подразделениях) выпуска однотипной продукции. Специализация базируется на принципе разделения труда и концентрации одно­родного производства в масштабах всего предприятия (цеха, участ­ка).

В масштабах одного предприятия различают предметную, подетальную и технологическую специализацию.

Предметная специализация — это сосредоточение выпуска на одном предприятии однотипной готовой продукции.

Подетальная специализация предполагает организацию произ­водства на предприятии в целом и в отдельном его производствен­ном подразделении отдельных деталей, узлов или частей готовой продукции.

Технологическая специализация основана на выполнении в масштабах предприятия (цеха, участка) определенных операций или стадий производственного процесса.

Наиболее полное и широкое развитие перечисленные виды спе­циализации производства получили в машиностроении.

В практике производственной деятельности крупных машино­строительных предприятий осуществляется сочетание всех видов специализации: заготовительные цехи построены по технологиче­скому признаку специализации, обрабатывающие — по детальному, а сборочные — по предметному.

Важнейшей предпосылкой развития специализации производст­венных процессов выступают такие факторы, как:

• возможность повышения уровня механизации и автоматизации производственных процессов;

• повышение качестваства изготовляемой на специализированных производствах продукции;

• достижение более высоких показателей экономической эф­фективности производства одних и тех же изделий на спе­циализированных предприятиях (цехах, участках) в первую очередь за счет сокращения текущих издержек производства и в результате увеличения суммы прибыли.

Концентрация.

Эта форма организации производства предусмат­ривает процесс сосредоточения выпуска одноименной продукции на крупных предприятиях. Масштабностью ее производства и определяется в первую очередь уровень его концентрации, который зависит от размеров единичной мощности основного технологиче­ского оборудования (машин, агрегатов, аппаратов), числа функцио­нирующих однотипных технологических «цепочек» и режима рабо­ты предприятия.

Процесс укрупнения и объединений осуществляется на основе таких видов концентрации, как агрегатная, технологическая, завод­ская и организационно-хозяйственная.

Агрегатная концентрация предполагает увеличение единичной мощности технологического оборудования. Такая концентрация характерна практически для всех отраслей промышленности. Она достигается преимущественно интенсивным путем, т.е. примене­нием более совершенных, с повышенной единичной мощностью машин, аппаратов, агрегатов.

Технологическая концентрация проявляется в увеличении объе­мов производства продукции, достигаемой путем расширения мас­штабов ее выпуска на основе увеличения качестваства однотипного оборудования (монтаж и ввод в эксплуатацию параллельных техно­логических «цепочек»), а также за счет качестваственного совершенст­вования используемой техники (в том числе и агрегатной концен­трации). Уровень технологической концентрации определяется как интенсивными, так и экстенсивными факторами.

Заводская концентрация — это укрупнение предприятий, осу­ществляемое как за счет технологической концентрации, обеспечи­вающей увеличение числа однотипных производств (расширение предприятий), так и вследствие объединения нескольких родствен­ных по профилю производства предприятий в одно, без существен­ных изменений в технологии и организации производства.

В отдельных случаях заводская концентрация принимает форму ор­ганизационно-хозяйственной концентрации, выражающуюся в созда­нии производственных объединений и холдингов, т.е. на основе инте­грации предприятий. При этом объединение предприятий осуществить­ся как путем горизонтальной, так и за счет вертикальной интеграции.

Любой вид концентрации производства обеспечивает увеличе­ние размера (масштаба) предприятия, критериями оценки которого чаще всего выступают:

• объем производства продукции за год;

• среднегодовая численность рабочих, занятых на предприятии;

• среднегодовая стоимость основных производственных фондов.

Процесс развития концентрации производства в любой отрасли промышленности должен осуществляться с обязательным учетом объективных требований рыночной экономики. Поскольку чрез­мерная концентрация производства приводит к формированию предприятий-монополистов, то это вызывает необходимость, во-первых, количественной оценки уровня концентрации производст­ва в отраслях промышленности, а во-вторых, развития процесса формирования так называемого малого бизнеса, способствующего стабилизации потребительского рынка, преодолению монополизма, созданию конкуренции и других положительных результатов дея­тельности малых предприятий.

Высокий уровень концентрации производства, определяющий размер предприятия и его монопольное положение на рынке, обес­печивает ему определенные преимущества, с одной стороны, а с другой — обуславливает возникновение определенных недостатков в деятельности крупных предприятий. Положительными факторами укрупнения предприятий являются:

• сокращение издержек производства за счет сокращения удельных постоянных затрат;

• возможность осуществлять научно-исследовательскую, проектно-конструкторскую и другую инновационную деятель­ность по развитию и повышению экономической эффективности производства;

• более широкие возможности экологизации производства, в том числе и в результате расширения процессов использова­ния образующих отходов производства.

Вместе с тем укрупнение предприятий может повлечь за собой и определенные недостатки, основными из которых являются:

• усложнение процесса управления предприятием;

• увеличение затрат на транспортировку материально-сырьевых ресурсов и готовой продукции в случае горизонтальной ин­теграции предприятий;

• возникновение реальных возможностей монополизации производства.

Кооперирование.

Представляет собой такую форму организации производства, которая предусматривает формирование производст­венных связей между предприятиями, цехами или участками, зани­мающимися изготовлением одного и того же вида продукции (коо­перированные процессы внутри одного предприятия выражаются в передаче полуфабрикатов или комплектующих изделий для даль­нейшей их переработки из одного основного цеха в другой, в вы­полнении определенных услуг или работ вспомогательных произ­водств для нужд основных цехов.)

Во внутриотраслевой кооперации (по аналогии с видами спе­циализации) применяют следующие формы кооперирования произ­водств: агрегатную, подетальную, стадийную.

Агрегатная (предметная) кооперация проявляется в процессе производства сложной продукции, выпуск которой осуществляется на головном предприятии на основе приобретения от других пред­приятий-поставщиков различных деталей и комплектующих изде­лий, необходимых для комплектовании профильной продукции данного завода. Наиболее ярким представителем агрегатной коопе­рации является машиностроение вообще и автомобилестроение, в особенности. Все предприятия по выпуску автомобилей имеют сот­ни предприятий-смежников, с которыми установлены многочис­ленные кооперативные связи по поставке комплектующих изделий, разрыв даже одной из которых может привести к остановке произ­водства готовой продукции. Отсюда вытекает значимость и важ­ность постоянного развития и укрепления кооперативных отноше­ний, ибо их нарушение вызывает самые негативные последствия во всей цепочке производственного процесса. Предметная кооперация — это поставка головному, выпускающему готовую продукцию пред­приятию необходимых для комплектации конечной продукции от­дельных агрегатов: моторов, электродвигателей, электрогенерато­ров, компрессоров, насосов и др.

Стадийное кооперирование — это такой вид производственных связей, который характеризуется поставками одних предприятий дру­гим определенных полуфабрикатов (поковок, штамповок, отливок) или осуществлением отдельных технологических операций, выпол­нением определенных работ или оказанием тех или иных услуг.

Кооперирование представляет собой одну из самых сложных и очень важных форм организации производства. Важнейшими спо­собами установления кооперационных связей между предприятия­ми служат: разработка и реализация совместных программ, заклю­чение договоров по специализации производства, а также создание совместных предприятий по производству необходимых изделий. Реализация совместных программ может осуществляться по двум направлениям — подрядное кооперирование и производственное кооперирование.

Комбинирование.

Это такая форма организации производства, которая предполагает соединение в масштабах одного предприятия производство различных видов продукции, относящихся нередко к различным отраслям промышленности, но достаточно тесно техно­логически связанных специализированных производств. Наиболее характерными отраслями промышленности, где ведущей формой организации производства служит комбинирование, являются чер­ная и цветная металлургия, химическая, нефтехимическая, дерево­обрабатывающая и другие отрасли.

К основным направлениям реализации данной формы органи­зации и формулирования так называемых производственных ком­бинатов относятся:

• комбинирование на основе сочетания последовательных стадий переработки исходного сырья, т.е. путем удлинения технологической цепочки;

• комбинирование на основе организации производства по более полной и глубокой переработке комплексного сырья, т.е. путем организации комплексного использования исходных материально-сырьевых ресурсов;

• комбинирование на основе утилизации отходов производст­ва, т.е. путем организации производства различных видов продукции с использованием образующихся в процессе вы­пуска целевой продукции отходов.

Наиболее типичными и характерными признаками комбиниро­вания, обеспечивающими повышение эффективности производства, являются:

• непрерывность перехода предметов труда от одного техноло­гического процесса к другому;

• общность вспомогательных и обслуживающих производств;

• единство энергетической системы;

• пространственное единство, обеспечиваемое расположением, как правило, всех производств на одной производствен­ной площадке;

• наличие достаточно тесных технико-технологических и экономических связей между производствами;

• единое управление.

Диверсификация.

В самом общем смысле диверсификация означает расширение сфер деятельности предприятия, расширение номенклату­ры производимой специализированными (монопольными) предпри­ятиями продукции. В мировой практике хозяйственной деятельности диверсификация получила свое развитие с середины 50-х годов про­шлого века и связана с процессом концентрации на межотраслевом уровне, вследствие чего монополистистические объединения превра­щаются в многоотраслевые комплексы, внутренние подразделения которой, как правило, не связаны между собой технологически. Таким образом, диверсификация всегда связана с проникновением отдельных предприятий в отрасли, не имеющие прямой производственной связи или функциональной зависимости от основной деятельности.

Различают два вида диверсификации: связанная и несвязанная (конгломеративная). Несвязанная диверсификация представляет со­бой процесс охвата таких направлений деятельности предприятия, которые не имеют непосредственной связи с основным профилем его деятельности. Такой вид диверсификации реализуется в том слу­чае, когда объективные причины интеграции или ограничены, или вообще отсутствуют, либо такая интеграция продиктована условиями конкурентной борьбы на рынке, либо рынок целевой (базовой) про­дукции данного предприятия находится в стадии спада. Поэтому та­кую диверсификацию еще называют «латеральной», означающей в переводе с латинского «боковой», т.е. в данном случае происходит интеграция с предприятиями, «расположенными сбоку» или удален­ными от основной деятельности главного предприятия.