Анализ и проектирование организационной структуры
Неспособность выжить и функционировать эффективно чаще всего является результатом того, что: принимаются необоснованные стратегические решения; предприятия, пытаются продолжать деятельность в объеме, который уже не является экономичным; не удается наладить выпуск новой продукции или выпускается не находящая сбыта продукция и не там, где надо; фирмы, имеющие один рынок сбыта, не способны диверсифицировать производство.
Перераспределение задач, прав и ответственности, информационных потоков повышает эффективность организации путем роста производительности и, по крайней мере, временно сдерживает рост издержек, повышает прибыльность. Улучшение организационных форм нередко способствует выработке новых и более совершенных стратегических решений.
Если структура не может существовать без стратегии, то стратегия также не может быть успешной без соответствующей ей структуры. Почти на любом крупном предприятии можно найти примеры, когда осуществлению хорошо задуманных стратегических планов мешала организационная структура, которая задерживала их выполнение или отдавала предпочтение решению второстепенных вопросов.
Таким образом, структура неразрывно связана со стратегией. Одно время практиковался статический подход к разработке проекта организации и корректирующих изменений. Определялись задачи текущей деятельности предприятия, которые затем агрегировали по восходящим уровням в форме традиционной пирамиды. Теперь же ни одна организационная схема большого предприятия не может основываться только на текущей деятельности. Она обязательно должна отражать любые возможные изменения главной задачи предприятия, цели и стратегические программы высшего руководства.
Эта взаимосвязь стратегии и структуры лежит в основе всех рекомендаций по корректировке и изменению организации управления предприятием. Аналитический процесс по изучению стратегии предприятия является неотъемлемым элементом корректировок в структуре независимо от того, является ли производство многопрофильным или однородным, частным или государственным. Используемые методы анализа, как правило, состоят из пяти этапов.
Первый этап состоит в выяснении задачи предприятия, областей неопределенности и наиболее вероятных альтернатив развития. Точный и определенный ответ на вопрос о задачах предприятия в большой степени определяет общую структуру. Почти всегда можно дать ясный и недвусмысленный ответ на подобный вопрос для многих организаций или их частей. В случае образования совершенно новых предприятий определение задачи может быть ограничено установлением проектных параметров.
Второй этап анализа организационной структуры заключается в определении переменных, которые значительно влияют на выполнение задачи. На этом этапе необходим глубокий анализ экономической и производственной структуры предприятия и ее основных компонентов. Здесь необходим также анализ окружающей среды, в которой функционирует предприятие или планируется его деятельность. Исследование этих двух тесно связанных областей (внешней и внутренней) приводит к ключевым решениям, которые могут определить успех предприятия.
На третьем этапе изучаются цели и программы развития предприятия. Важно убедиться, что текущие цели соответствуют главной задаче предприятия, а программы согласованы с ключевыми факторами успешного функционирования. Это является существенным моментом, поскольку цели и планы оказывают непосредственное воздействие на организационную структуру путем определения приоритетов и значения ранее принятых решений. Любой организационный проект включает неизбежные изменения. Можно иметь различное соотношение между эффективностью производства и нововведениями, между объемом рынка сбыта и техническим качеством, между краткосрочным и долгосрочным планированием. Программы предприятия, его стратегия являются принципиальной основой для принятия таких решений при проектировании организации.
На четвертом этапе оценивают, насколько структура организации отвечает задачам, целям и факторам, от которых зависит успешность ее функционирования. Для этого необходимо тщательно изучить существующую формальную структуру, определить все ее сильные и слабые стороны, выяснить, какие недостатки в формальной структуре компенсируют неформальные элементы и насколько эффективно.
Трудным, но неизбежным моментом в анализе организации является оценка человеческих ресурсов предприятия. Иногда серьезную нехватку работников определенных специальностей невозможно восполнить достаточно быстрой подготовкой работников внутри предприятия или набором со стороны, чего нельзя не учесть в распределении функций в рамках имеющейся структуры. Исследователь изучает также основные процессы управления — планирование, распределение ресурсов, оперативный контроль — для того, чтобы установить, насколько они способствуют выполнению задачи, цели и стратегических программ. Рассматривается вероятность и обоснованность изменения самих процессов. Анализ организации и окружающей среды предоставляет колоссальный объем информации, который необходимо оценить так, чтобы можно было принять решение о структуре, что является конечным этапом аналитического процесса. Выработка такого решения является очень трудным, почти полностью эмпирическим процессом. Структура больших организаций стала необычайно запутанной из-за многочисленных изменений. Сделать выбор среди них бывает сложно, но еще труднее преодолеть сопротивление этим изменениям. Скорость изменений настолько увеличивается, что ищут не столько специфическую, постоянную структуру, сколько временную, которая отражает определенный этап развития организации. И, наконец, структура, зафиксированная в схемах и уставах, занимает все меньше места в проектах организации. Потоки информации, процессы принятия решений, проектные графики или временные предписания становятся все более существенными источниками информации о ролях и распределении прав и ответственности. Структуру можно выбрать и понять только при широком, комплексном подходе к изменениям предприятия и его окружающей среды.
При разработке принципов и методики проектирования структур управления важно отойти от представления структуры как застывшего набора органов, соответствующих каждой специализированной функции управления. Организационная структура управления — понятие многостороннее. Оно, прежде всего, включает систему целей и их распределение между различными звеньями, поскольку механизм управления должен быть ориентирован на достижение целей. Сюда же относятся: состав подразделений, которые находятся в определенных связях и отношениях между собой; распределение задач и функций по всем звеньям; распределение ответственности, полномочий и прав внутри организации, отражающее соотношение централизации и децентрализации. Важными элементами структуры управления являются коммуникации, потоки информации и документооборот в организации. Наконец, организационная структура — это поведенческая система, это люди и их группы, постоянно вступающие в различные взаимоотношения для решения общих задач.
Особое значение имеет характер влияния внешней среды на построение организации и всю систему связей элементов структуры с элементами внешних воздействий. Системность самого подхода к формированию структуры проявляется в следующем: не упускать из виду ни одну из управленческих задач, без решения которых реализация целей окажется неполной; выявить и увязать применительно к этим задачам всю систему функций, прав и ответственности по вертикали управления — от генерального директора предприятия до мастера участка; исследовать и организационно оформить все связи и отношения по горизонтали управления, т.е. по координации деятельности разных звеньев и органов в связи с выполнением общих текущих задач и реализацией перспективных межфункциональных программ; обеспечить органическое сочетание вертикали и горизонтали управления, имея в виду нахождение оптимального для данных условии соотношения централизации и децентрализации в управлении. Все это требует тщательно разработанной поэтапной процедуры проектирования структур, детального анализа и определения системы целей, продуманного выделения организационных подразделений и форм их координации.
- Н.А. Комиссарова организация производства на предприятиях туризма и гостиничного хозяйства
- Содержание
- Введение
- Раздел 1 теоретические основы организации производства Тема 1.1 Основы теории организации
- 1. Организация: сущность и основные понятия
- 3. Развитие теории и практики организации производства в России
- 4. Законы организации
- Законы организации
- Законы организации производства, проявляющиеся в статике (структурах)
- Законы органиции производств, проявляющиеся в динамике (процессах)
- 5. Классификация структур
- 6. Общие принципы организации
- 7. Организационно-правовые формы предприятий
- Тема 1.2. Системная концепция организации производства
- Научные подходы к управлению
- Сущность системного подхода. Понятийный аппарат в области системного подхода
- Основные термины и понятия в области системного подхода
- Классификация систем
- Свойства систем
- Правила применения системного подхода
- Тема 1.3. Проектирование структуры организации
- Виды организационных структур
- Виды производственных структур
- Производственная структура цеха предприятия
- Этапы и методы проектирования организационных структур
- Анализ и проектирование организационной структуры
- Организационный план как этап бизнес-планирования
- Тема 1.4. Основы организации труда
- 1. Принципы ориентации коллектива на конкурентоспособность
- 2. Создание морально-психологического климата на предприятии
- 3. Потребности, мотивы и потенциал человека Нужда – Потребности - Запросы
- 4. Кадровое планирование
- 5. Организация и классификация трудовых процессов
- Этапы трудовых процессов
- 6. Историческое развитие концепции о заработной плате
- 7. Основные принципы организации от
- Принципы организации от
- 8. Структура дохода работника
- 9. Организация оплаты труда на предприятии
- 10. Формы и системы оплаты труда
- Тема 1.5. Организация планирования производства
- Сущность и принципы планирования
- Классификация видов планирования
- Организация работ по планированию производства
- Методы планирования
- Бизнес-планирование
- Тема 1.6. Организация производственных процессов
- Сущность и классификация производственных процессов
- Классификация производственных процессов
- Типы организации производства
- Формы организации производства
- Раздел 2 организация производства в индустрии гостеприимства Тема 2.1 Особенности организации индустрии туризма
- Системное представление о туризме. Модель Лейпера
- Туризм как социально-экономическая система. Экономическая эффективность туризма
- Классификация видов туризма
- Влияние туризма на экономику
- Экономическая эффективность туризма
- Экономические показатели развития туризма
- 3. Туристская дестинация. Основные компоненты туристской дестинации. Жизненный цикл туристской дестинации.
- Жизненный цикл туристской дестинации
- Туристская индустрия и ее структура
- Материально-техническая база туризма
- Субъекты туристского рынка. Сегментация туристского рынка
- Сегментация туристского рынка
- Механизм функционирования туристского рынка. Фактор сезонности
- Сезонность функционирования туристского рынка
- Тема 2.2. Организация производства в сфере туризма
- Процесс организации производства туристских услуг
- Основные характеристики турпродукта. Структура услуг входящих в состав тп
- Структура услуг, входящих в состав тп:
- Классы обслуживания туристов
- Проектирование туристских услуг как I этап основного производственного процесса
- Последовательность проектирования
- 5. Формирование тура как II этап основного производственного процесса
- Поиск поставщиков товаров и услуг
- 6. Технология продвижения туристского продукта
- Документооборот в туризме
- Управление жизненным циклом туристского продукта
- Тема 2.3. Организация деятельности туроператоров и турагентов
- Туроператор (то) как производитель услуг. Классификация туроператоров
- Турагент (та) как посредник в реализации услуг. Особенности сотрудничества туроператоров (то) и турагентов в современных условиях хозяйствования
- Классификация виз для туристов
- Тема 2.4. Особенности процесса производства в гостиничном хозяйстве
- Особенности предоставления гостиничных услуг в рф.
- Классификация средств размещения
- Критерии классификации
- Топология гостиниц
- 5. Основные тенденции, влияющие на оформление внутренних помещений гостиницы:
- 6. Система жизнеобеспечения гостиницы
- 7. Основные службы гостиницы
- Служба приема и размещения
- Служба бронирования
- Служба эксплуатации номерного фонда
- 11. Международные стандарты обслуживания в гостиницах
- Тема 2.5. Организация деятельности в предприятиях питания при гостинице
- Предприятия общественного питания гостиничного комплекса
- Организация питания в гостиницах
- 3. Особенности планировочных решений блока питания при гостинице
- Заключение
- Приложение 1 Рабочая программа по дисциплине ««Организация производства на предприятиях туризма и гостиничного хозяйства»» (выписка)