1. Организация: сущность и основные понятия
В широком смысле понятие «организация» означает:
внутреннюю упорядоченность, согласованность, взаимодействие частей целого;
совокупность процессов или действий, ведущих к образованию или совершенствованию взаимосвязей между частями целого;
объединение людей, совместно реализующих определенну программу или достигающих цель.
Фирма (предприятие, организация), являясь одним из основных институтов рыночной экономики, служит инструментом распределения ограниченных ресурсов на основе экономического соревнования, что собственно и есть конкуренция. Реализуя только собственные интересы, фирма планомерно комбинирует факторы производства для создания товаров или услуг. Существование фирмы и возможности ее развития обеспечиваются за счет разницы между совокупной выручкой и совокупными издержками. Поэтому любая фирма стремится принимать такие решения, которые обеспечивают ей в перспективе получение максимально возможной прибыли. Осуществляя свои функции во внешней среде, фирма зависит от ее состояния (сложности, неопределенности факторов внешней среды) и ее динамики (скорости изменения факторов). Поскольку организация взаимодействует с внешней средой, к ней может быть применена системная модель, которая описывает организацию как динамичную систему, у которой характеристики «входа» (материальные и социальные ресурсы) и «выхода» (системный продукт) постоянно изменяются. Взаимодействуя с внешней средой, организация через проницаемые границы системы обменивается информацией.
Организация как объект управления рассматривается как нечто упорядоченное целое, имеющее качественную определенность и строго фиксированные системные параметры.
С позиций системного подхода это - объект с внутренней упорядоченной структурой, находящегося в диалектическом единстве с внешней средой, которая во многом и определяет ее специфическое целевое назначение. С позиций социальной природы организации - это коллективный социальный субъект, имеющий свою логику функционирования и развития в соответствии с заданной целевой функцией. Такой объект нуждается в управлении: кто-то должен принять решение о специфическом целевом назначении этого объекта, определить его целевую функцию и координировать усилия людей для достижения поставленной цели.
Эффективность функционирования и развития организации зависит от ее способности адаптироваться к изменениям внешней среды. Малые и большие организации имеют разную способность к адаптации, но из этого не следует, что малые более эффективны, чем большие. Малые организации более адаптивны за счет своей высокой маневренности и гибкости, но это адаптация - ситуационное приспособление. Для малых организаций внешняя среда - сила, с которой приходится считаться.
Большие организации адаптируются к внешней среде через прогно- зируемость ее. изменений. Это - качественно другая адаптация, которая может быть определена как стратегическая адаптация через снижение зависимости от внешней среды. Желание снизить зависимость от внешней среды побуждает организации к стратегии вертикальной интеграции (включение в состав организации поставщиков и сбытовые организации), диверсификации и т.д.
Наибольший интерес представляют производственные организации, соединяющие технику и человека.
Производственная система. Под производственной системой понимается предприятие (организация в юридическом толковании этого слова), занимающаяся производством товаров или услуг. Это сложная социально-экономическая и техническая система, которая состоит из двух взаимосвязанных подсистем: управляющей (субъект управления) и управляемой (объект управления). Такое деление обусловлено тем, что каждая из подсистем выполняет по отношению к системе свою, строго определенную функцию и обладает как совокупность элементов свойством целостности. Поэтому каждая из подсистем может рассматриваться как система, имеющая целевую ориентацию.
Объект управления - подсистема, посредством которой осуществляется процесс производства, суть которого заключается в вещественно- энергетических преобразованиях ресурсов на входе системы в конечный продукт на выходе. Порядок соединения (комбинирования) производственных ресурсов и их вещественно-энергетического преобразования регламентируется технологией. Технология - способ преобразования. Значение ее для социо-технической системы исключительно велико: фактически она определяет все аспекты ее строения и поведения во внешней среде. Технология не только влияет на возможные варианты размещения производства и выделения соответствующих подразделений, но и регламентирует поведение работников. Технологии как жесткий алгоритм действий, требующий неукоснительного исполнения, определяет взаимодействие людей в процессе производства, а значит влияет на социальную организацию.
Внедрение новой технологии радикальным образом меняет сами основы строения и функционирования организации. Еще в конце 50-х годов группа исследователей под руководством английского социолога Джоан Вудворд (1916 - 1971) провела обследование 203 английских фирм. На основании собранного материала были сделаны выводы об определяющем влиянии технологии на размер, структуру, способы контроля в организации и типы организационного поведения.
Структура связей - структура целесообразных отношений между элементами системы. В производственной системе выделяют технологические (потоки материалов, энергии, продуктов) и информационные связи (отношения между людьми в процессе производства). В системе управления связи функциональные и они всегда насыщены информацией.
В обобщенном виде под организацией следует понимать упорядоченное состояние элементов целого и процесс по их упорядочению в целесообразное единство.
Организация
В статике (упорядоченное состояние целого) В динамике (процесс по упорядочению)
Организация в статике – это некоторое целостное образование (социальное, техническое, физическое, биологическое) имеющее свое предназначение.
Организация в динамике – это совокупность процессов по упорядочению.
Наука, изучающая вышеизложенные понятия в производстве (производственных системах) называется ОРГАНИЗАЦИЕЙ ПРОИЗВОДСТВА.
Организация производства – это:
дисциплина, изучающая действие и проявление объективных экономических законов в производственно- хозяйственной деятельности предприятий;
рациональное соединение в пространстве и во времени личных и вещественных элементов производства;
система мер, направленных на рациональное сочетание средств производства, предметов труда и деятельности человека в едином процессе производства при определенных социально- экономических условиях.
Объект организации производства – организации, фирмы, предприятия и др. объединения, которые производят товары, оказывают услуги и выполняют работы.
Предмет организации производства – совокупность способов и методов организации производственных, экономических, информационных и технических процессов в ходе производства конечного продукта.
Методы организации производства:
- материалистический: все развитие организации производства исследуется исходя из особенностей развития материального мира, т.е. необходимо иметь в виду первичную роль орудий труда;
- диалектический: необходимость изложения организации производства в непрерывной связи с техникой, экономикой, т.е. организация производства находится в постоянном развитии;
- программно-целевой: разработка принципов формирования системы показателей с учетом целей, задач и объектов в конкретных условиях производства;
- экспертный: определяются факторы воздействия на процесс производства, и проводится оценка степени их влияния;
- экономико-статистический: установление количественных связей между различными факторами производства.
Взаимосвязь организации производства с другими науками:
- общественные науки: социология, политэкономия;
- экономические науки: экономическая теория, общий менеджмент, макроэкономика, микроэкономика, экономика отрасли, экономка предприятия (организации);
- естественные науки: психология, физиология;
- точные науки: математика, кибернетика, теория систем;
- технические науки: техника, технология, конструирование;
- организационные науки: менеджмент организации, организация труда, организация планирования.
2. История становления и развитие научных основ организации производства
Ученые, разработчики | Период | Вклад |
1. Птаххотеп - Египет | 2000-1500 до н.э. | «Поучение Птаххотепа» - необходимость правильной организации управлнения |
2. Император Древнего Рима - Диоклетиан |
| Создал линейную структуру управления:
|
3. 1 - 16 века – вклад не значительный | ||
4. Аммонтон - Франция | 1700 | Доклад в парижской Академии наук «Об экспериментах относительной, специфической и действительной скорости людей и лошадей при различных работах» - обосновал необходимость проведения хронометража |
4. Джеймс Уатт | 1736-1819 | Он и его сыновья организовали серийное производство паровых машин с использованием календарного планирования |
5. Э.Уитни | 1765-1825 | Сформулировал принципы:
|
6. Чарльз Баббедж | 1791-1871 | «Экономика машинного и мануфактурного производства» - сформулировал основные принципы организации промышленных предприятия:
|
7. Роберт Оуэн | 1771-1858 | 1/ вред чрезмерного разделения труда; 2/ необходимость уделять «живой машине» (человеку» не меньше внимания, чем машинам неживым. |
8. Адам Смит | 1723-1790 | «Исследование о природе и причинах богатства народов» - вывел закон разделения труда – в каждом промысле производительность возрастает пропорционально степени разделения труда |
9. Конец 19 – начало 20 века |
| Зарождение научной организации производства (НОП) |
10. Фредерик Тейлор | 1856-1915 | Сформулировал основные принципы управления производством, разработал систему «научного управления». В 1903г. появилась его книга «Цеховой менеджмент», а в 1911г. – «Принципы и методы научного подхода» |
11. Генри Форд | 1863-1947 | Описал методы организации непрерывного поточного производства в машиностроении. Основные принципы Г. Форда: - вертикальное строение всего предприятия - массовое производство - стандартизация |
12. Х.Эмерсон (США) | 1853-1931 | Известный рационализатор в области ОП. «12 принципов производительности труда»:
|
13. Анри Файоль - Франция | 1841-1925 | «Общее и промышленное управление» создал теорию «администрации», отметил, что управленческая деятельность на разных уровнях имеет общие элементы:
Данная классификация лежит в основе науки управления. 14 принципов административной теории:
|
14. Макс Ведер – Германия (социолог) | 1864-1920 | Разработал социально-психологический подход к построению системы организации административной деятельности |
15. Кароль Адамецки – Польша (инженер) | 1866-1933 | Три основных закона ОП:
|
16. Элтон Мейо - психолог | 1880-1949 | Основателем школы «человеческих отношений», сформулировал концепцию управления – «сам производственный процесс и «чисто физические требования» к нему, имеют относительно меньшее значение, чем социальное и психологическое положение рабочего» |
18. Честер Барнард | 1886-1961 | Школа «социальных систем» - на основе системного подхода он пытался создать целостную организацию управления |
19. Бихевиористическая школа | 1950- настоящее время | А. Маслоу, Р. Лайкерт, Д. МакГригор, Ф Герцберг. Данная школа основывалась на методах налаживания межличностных отношений. Цель ее – повышение эффективности организации за счет повышения ее человеческих ресурсов. |
- Н.А. Комиссарова организация производства на предприятиях туризма и гостиничного хозяйства
- Содержание
- Введение
- Раздел 1 теоретические основы организации производства Тема 1.1 Основы теории организации
- 1. Организация: сущность и основные понятия
- 3. Развитие теории и практики организации производства в России
- 4. Законы организации
- Законы организации
- Законы организации производства, проявляющиеся в статике (структурах)
- Законы органиции производств, проявляющиеся в динамике (процессах)
- 5. Классификация структур
- 6. Общие принципы организации
- 7. Организационно-правовые формы предприятий
- Тема 1.2. Системная концепция организации производства
- Научные подходы к управлению
- Сущность системного подхода. Понятийный аппарат в области системного подхода
- Основные термины и понятия в области системного подхода
- Классификация систем
- Свойства систем
- Правила применения системного подхода
- Тема 1.3. Проектирование структуры организации
- Виды организационных структур
- Виды производственных структур
- Производственная структура цеха предприятия
- Этапы и методы проектирования организационных структур
- Анализ и проектирование организационной структуры
- Организационный план как этап бизнес-планирования
- Тема 1.4. Основы организации труда
- 1. Принципы ориентации коллектива на конкурентоспособность
- 2. Создание морально-психологического климата на предприятии
- 3. Потребности, мотивы и потенциал человека Нужда – Потребности - Запросы
- 4. Кадровое планирование
- 5. Организация и классификация трудовых процессов
- Этапы трудовых процессов
- 6. Историческое развитие концепции о заработной плате
- 7. Основные принципы организации от
- Принципы организации от
- 8. Структура дохода работника
- 9. Организация оплаты труда на предприятии
- 10. Формы и системы оплаты труда
- Тема 1.5. Организация планирования производства
- Сущность и принципы планирования
- Классификация видов планирования
- Организация работ по планированию производства
- Методы планирования
- Бизнес-планирование
- Тема 1.6. Организация производственных процессов
- Сущность и классификация производственных процессов
- Классификация производственных процессов
- Типы организации производства
- Формы организации производства
- Раздел 2 организация производства в индустрии гостеприимства Тема 2.1 Особенности организации индустрии туризма
- Системное представление о туризме. Модель Лейпера
- Туризм как социально-экономическая система. Экономическая эффективность туризма
- Классификация видов туризма
- Влияние туризма на экономику
- Экономическая эффективность туризма
- Экономические показатели развития туризма
- 3. Туристская дестинация. Основные компоненты туристской дестинации. Жизненный цикл туристской дестинации.
- Жизненный цикл туристской дестинации
- Туристская индустрия и ее структура
- Материально-техническая база туризма
- Субъекты туристского рынка. Сегментация туристского рынка
- Сегментация туристского рынка
- Механизм функционирования туристского рынка. Фактор сезонности
- Сезонность функционирования туристского рынка
- Тема 2.2. Организация производства в сфере туризма
- Процесс организации производства туристских услуг
- Основные характеристики турпродукта. Структура услуг входящих в состав тп
- Структура услуг, входящих в состав тп:
- Классы обслуживания туристов
- Проектирование туристских услуг как I этап основного производственного процесса
- Последовательность проектирования
- 5. Формирование тура как II этап основного производственного процесса
- Поиск поставщиков товаров и услуг
- 6. Технология продвижения туристского продукта
- Документооборот в туризме
- Управление жизненным циклом туристского продукта
- Тема 2.3. Организация деятельности туроператоров и турагентов
- Туроператор (то) как производитель услуг. Классификация туроператоров
- Турагент (та) как посредник в реализации услуг. Особенности сотрудничества туроператоров (то) и турагентов в современных условиях хозяйствования
- Классификация виз для туристов
- Тема 2.4. Особенности процесса производства в гостиничном хозяйстве
- Особенности предоставления гостиничных услуг в рф.
- Классификация средств размещения
- Критерии классификации
- Топология гостиниц
- 5. Основные тенденции, влияющие на оформление внутренних помещений гостиницы:
- 6. Система жизнеобеспечения гостиницы
- 7. Основные службы гостиницы
- Служба приема и размещения
- Служба бронирования
- Служба эксплуатации номерного фонда
- 11. Международные стандарты обслуживания в гостиницах
- Тема 2.5. Организация деятельности в предприятиях питания при гостинице
- Предприятия общественного питания гостиничного комплекса
- Организация питания в гостиницах
- 3. Особенности планировочных решений блока питания при гостинице
- Заключение
- Приложение 1 Рабочая программа по дисциплине ««Организация производства на предприятиях туризма и гостиничного хозяйства»» (выписка)