logo
ОП конспект лекций

Системное представление о туризме. Модель Лейпера

Несмотря на то, что туризм является областью детального изучения, в настоящее время ощущается недостаток фундаментальных теоретических знаний, которые бы позволили туризму стать научным направлением. Популярность туризма, как предмета, и его признание органами уп­равления ускорило его изучение, и туризм теперь имеет свое собствен­ное академическое объединение, несколько печатных изданий, профес­сиональных обществ и растущее количество учеников. Тем не менее мо­лодость туризма порождает некоторые проблемы:

Для решения вышеперечисленных проблем в первую очередь необ­ходимо установить организационные рамки в изучении туризма. Для этого существует много способов. Например, отдельные дисциплины рас­сматривают возможность применения своих идей и концепций к туриз­му, также различаются и подходы - с географической, экономической .или другой точки зрения. Альтернативой этому может являться «мно­годисциплинарный» или «интердисциплинарный» подход. Рис. 1.1. представляет собой одну из попыток интеграции разнообразных пред­метов и дисциплин и концентрации их в области изучения туризма.

Рис. 1.1 Направления изучения туризма

Для изучения туризма как СЭС предлагается модель представленная Н. Лейпером в 1979 г. и усовершенствованная в 1990 г.

Как показывает Рис. 1.1., модель Н. Лейпера включает в себя многие вышеупомянутые вопросы, принимая во внимание активность туристов, выделяя промышленные секторы, а также учитывая географический элемент, как неотъемлемую часть туризма.

Три основных элемента модели Лейпера:

  1. Туристы – главное действующее лицо системы.

  2. Три основных географических элемента:

- Регион, порождающий туристов: представляет собой генерирующий туристский рынок, который стимулирует и подталкивает к путеше­ствию. Именно на этом этапе турист получает информацию, заказывает билеты и отправляется в путешествие.

- Туристская дестинация: представляет собой «острие» туризма. Именно в дестинации ощущается влияние туризма на путешественника в целом и реализуются стратегии, планирования и управления. Желание посетить дестинацию запускает туристскую сис­тему в действие и создает спрос на туризм в регионе, порождающем ту­ристов. Тем не менее, именно в дестинации «ощущаются самые значи­тельные и драматичные последствия действия системы» (Лейпер, 1990).

- Транзитный регион: Транзитный регион представляет собой не только короткий период проезда до дестинации, но также и все места, которые могут посещаться по пути следования: «В путешествии всегда есть промежуток времени, когда турист уже покинул место жительства, но еще не прибыл в выб­ранную дестинацию» (Лейпер, 1990).

  1. Туристская индустрия, которая представляет собой спектр предприятии и организаций, вовлеченных в доставку туристского продукта. Модель также позволяет определить месторасположение различных промышленных секторов. Например, туристс­кие агенты и туристские операторы преимущественно находятся в регионе, порождающем туристов, а достопримечательности и предприятия по приему туристов - в туристской дестинации; транс­портные предприятия соответственно располагаются в транзитном регионе.

Каждый элемент туристской системы Лейпера взаимодействует с ос­тальными не только по поставке туристского продукта, но и в других , областях, где осуществляется туристская деятельность (смотри Рис. 1.3.).

Рис. 1.3. Географические элементы в туристской системе с двумя дестинациями.