logo
ОП конспект лекций

Турагент (та) как посредник в реализации услуг. Особенности сотрудничества туроператоров (то) и турагентов в современных условиях хозяйствования

ТА – это организация или индивидуальный предприниматель, выполняющий функцуии по продвижению и реализации туристского продукта (ТП) туроператора или отдельных туристских услуг непосредственно на туристском рынке.

Туроператорская и турагентская деятельность фирм не подлежит лицензированию с 01.01.2007г.

Наряду со сбытом важной функцией ТА является предоставление туристам информационных услуг. ТА приближают ТП к потребителю, делают его более доступным. По своему положению ТА бывают двух видов:

зависимые - это филиалы, дочерние компании других фирм. Осуществление туристских операций предполагает установление и поддержание определенных взаимоотношений между ТО и ТА.

Различают три специфические формы сотрудничества ТО и ТА:

  1. Названный принципал - продажа ТП от имени и по поручению ТО. В данном случае вся документация заполняется от имени ТО (принципала), при этом указывается и ТА. Вся ответственность за ТП лежит на ТО. Агент формально ответственности перед туристом не несет.

  2. Неназванный принципал - продажа ТА ТП от своего имени, но по поручению ТО. В данном случае все возможные претензии турист может предъявить ТА, который, в свою очередь, предъявляет их ТО.

  3. Нераскрытый принципал - ТА может взять на себя ряд туроператорских функций и продавать собственный ТП, поглощающий продукт принципала. Например, ТА добавил к турпродукту ТО проезд к месту отправления в зарубежный тур, предоставляет гостиничные услуги, оформляет пакет услуг в виде турпутевки и продает туристу. В случае за все отвечает ТА.

Основные различия между ТО и ТА:

  1. ТО приобретает у поставщиков товары и услуги, необходимые для организации тура, формирует тур, организует систему продвижения его на рынке и реализует потребителю или ТА. В свою очередь, на основании определенных договорных отношений с ТО и реализует ТП.

  2. ТО получает доход в виде разницы между ценой приобретения г и услуг у поставщиков и ценой реализации потребителю или виде наценки на комплекс туристских услуг (пакет услуг), kotoj прибавляется к себестоимости ТП.

  3. ТА получает доход в виде наценки на приобретенный у ТО ТП или в виде комиссии от ТО за реализацию его услуг.

Общие условия формирования, продвижения и реализации ТП

ТО

ТА

1. ТП формируется ТО, исходя из конъюнктуры рынка или по заказу туриста или иного лица, представляющего интересы

1. Продвижение и реализация ТП осуществляется на основании договора заключенного между То и ТА. ТА осуществляет продвижение v ТП от имени и по поручению ТО предусмотренных договором меж ТА действует от своего имени

2. ТО обеспечивает предоставление услуг, входящих в состав ТП самостоятельно или с привлечением третьих лиц

3. Несет ответственность перед туристом или иным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора реализации.

4. Отвечает за действия (бездействия) третьих лиц, если не установлена ответственность третьих лиц

5. Отвечает за действия (бездействия) ТА, действующих от имени ТО

6. Претензии к качестваству ТП предъявляются туристом или его заказчиком в течение 20 дней со дня окончания договора и подлежат рассмотрению в течение 10 со дня получения претензий.

Договор между ТО и ТА должен содержать:

Договор реализации ТП ТА:

3. Формы взаимодействия туристских фирм с гостиницами и другими средствами размещения

Документами, регулирующими взаимоотно­шения туристского бизнеса с гостиничными предприятиями, являются: Международные гос­тиничные правила, одобренные Советом Между­народной гостиничной ассоциации (02.11.1981), и Межрегиональная гармонизация критериев гостиничной классификации на основе класси­фикационных стандартов, одобренная регио­нальными комиссиями ВТО в 1989 г.

При организации туров на территории Рос­сии и во взаимоотношениях с российскими гос­тиничными предприятиями следует руководст­воваться также Правилами предоставления гос­тиничных услуг в Российской Федерации, ут­вержденными Постановлением Правительства РФ от 25.04.1997 г. № 490 (с изменениями от 2 октября 1999 г., 15 сентября 2000 г., 1 февраля 2005 г.).

Взаимоотношения с гостиничными предпри­ятиями определяются в основном следующими видами соглашений:

-Договор о текущем бронировании. Это наибо­лее типичный договор для туристских фирм, осо­бенно тех, которые занимаются организацией индивидуального туризма. По такому договору фирма не получает от гостиницы никакой квоты мест. При обращении клиента она направляет в гостиницу заявку на бронирование и при полу­чении от нее подтверждения производит прода­жу гостиничных услуг. При таком договоре действуют обычные тарифы на гостиничные места.

- Агентский договор. В этом случае взаимоотношения туристской фирмы и гостиницы регла­ментируются главой 52 ГК РФ «Агентирование». За реализацию услуг гостиницы турфирма полу­чает от гостиницы агентское вознаграждение. Как правило, гостиницы редко заключают с тур­фирмами агентские договора.

Рассмотрим бухгалтерский учет и налогооб­ложение реализации гостиничных услуг в зави­симости от вида договора с гостиницей.

Как правило, заключив договор с гостиницей, турфирма обязана произвести частичную или полную предоплату за оговоренную квоту мест или индивидуальное бронирование. Также дого­вор с гостиницей, как правило, предусматривает штрафные санкции за незаезд туристов, отказ от бронирования и т.п.