logo
ОП конспект лекций

Документооборот в туризме

Документы туроператора можно классифицировать по ряду признаков:

Ведущей классификацией документов туроперейтинга являет­ся классификация по отношению содержащейся в документах информации к той или иной сфере деятельности туроператора. На основании этой классификации можно выделить:

Уставные документы. По существующим в Российской Федерации нормативно-пра­вовым актам к уставным документам туроператора можно отнес­ти следующие:

Данный неполный перечень уставных документов является общим для любых юридических лиц, действующих на террито­рии России.

Частными для туроперейтинга уставными документами явля­ются лицензия на право осуществления туроператорской деятельности, выдаваемая сроком на три года Министерством экономи­ческого развития и торговли, а также сертификаты качества и сертификаты соответствия государственным стандартам услуг, предлагаемых туроператором.

Перечисленные уставные документы (их оригиналы или нота­риально заверенные копии) должны постоянно храниться в офи­се туроператора и предоставляться по требованию клиентов, парт­неров либо представителей органов государственной власти.

Бухгалтерские или статистические документы туроператора мало чем отличаются от подобных документов фирм, занимаю­щихся другими видами коммерческой деятельности. Их харак­терными чертами являются:

Бухгалтерские документы, в основном, регулируют следующие сферы работы туроператора:

Перечисленные отношения регламентируются большим коли­чеством бухгалтерской документации, которую также, в свою оче­редь, можно классифицировать на несколько групп:

Статистические документы предоставляются в соответствую­щие статические органы, которые занимаются рекомендациями по повышению эффективности макроэкономического государствен­ного регулирования туристического рынка.

Внутрислужебные документы предназначены только для внут­реннего пользования и обычно регулируют:

Документация о работе с поставщиками

Она регламентирует отношения туроператора со всеми постав­щиками, туристические услуги которых применяются в текущем туроперейтинге, и является важнейшей компонентой документа­ции туроператоров, поскольку регламентирует процесс создания туристического продукта и является гарантией его качественной реализации. При отсутствии этой документации или ее недолжном оформлении ответственность туроператора перед туристами не распространяется на поставщиков, даже если они и были объек­тивно виновны в наступлении негативных последствий.

Договоры являются основным видом документов, регламенти­рующих отношения туроператора с поставщиками туристичес­ких услуг, они заключаются только с дееспособными поставщи­ками. Дееспособность поставщиков (юридических или физических лиц) определяется нормативно-правовыми актами и заклю­чается в наличии у поставщика необходимых для осуществления легальной коммерческой деятельности документов (к примеру, отель как поставщик туристических услуг для достижения соб­ственной дееспособности должен иметь необходимый набор разре­шительных документов — лицензию, заключения служб санитар­но-эпидемиологического контроля, пожарной безопасности и т.д.). В противном случае, заключенные с недееспособными поставщи­ками договора признаются недействительными.

Акты сверки выполненных работ (оказанных услуг). Смысл этих документов в регулярной взаимной проверке сторонами (ту­роператором и поставщиком) соответствия между оплаченными или оказанными услугами за определенный отчетный период. Данный акт составляется в двойном экземпляре и подписывается обеими сторонами, если указанные в нем сведения не вызывают их сомнения или протеста. Чаще всего акты сверки оказанных услуг применяются либо в бартерных операциях, либо в случае туристического кредита. То есть тогда, когда одна из сторон (чаще всего ею выступает туроператор) производит передачу крупной суммы (деньгами или в натуральном выражении) другой в счет будущих расчетов.

Входящая документация от поставщиков содержит инфор­мацию о предложениях поставщиков и их рекомендации о воз­можностях дальнейшего сотрудничества. Примерами такой доку­ментации могут быть прайс-листы, прейскуранты, предложения о сотрудничестве, информационные письма, рекламная информа­ция.

Исходящая информация для поставщиков содержит возмож­ности дальнейшего сотрудничества, предлагаемые туроператором.

В случае разовой работы туроператора с поставщиками рас­пространены заявки на бронирование их услуг.

Заявка на бронирование определенной услуги выполняется на бланке туроператора и должна содержать следующие основные сведения:

Наконец, среди регламентирующих отношения с поставщика­ми документов можно выделить специализированные докумен­ты, которые определяются спецификой или самих поставщиков (например, карта маршрута — в отношениях с автохозяйством), или форм сотрудничества туроператора с ними (например, «план-шахматка» расселения туристов при блочной покупке гостинич­ных номеров, отражающая наличие мест в тех или иных номерах на те или иные даты).

Документы, регламентирующие отношения туроператора и агентов, чрезвычайно важны в туроперейтинге, поскольку от того, насколько разработанными и продуманными они будут, во мно­гом зависит степень гарантированности качества и неконфликт­ности работы оператора и агентств. Содержание и форма доку­ментов, регламентирующих взаимодействие туроператора и аген­тов не имеют установленного образца, их разработка — интеллек­туальный труд самого туроператора.

К числу таких документов, прежде всего, относятся агентс­кие договора. Смысл агентских договоров в установлении сотруд­ничества между дееспособными туроператором и турагентом по продвижению и реализации туристического продукта. Предметом агентского договора является желание агентства под собственную ответственность продвигать и реализовывать продукт на регио­нальном рынке, вовремя производить оплату реализованных ту­ров туроператору, сообщать необходимую информацию о личнос­тях заезжающих и передавать необходимые для оформления по­ездки документы. С другой стороны, туроператор гарантирует качественную реализацию проданных через агентство туров и вып­лату турагенту его комиссионного вознаграждения.

В содержании агентского договора, так же как и в договоре с поставщиками содержатся пункты прав и обязанностей, ответ­ственности сторон, условия вступления в силу, пролонгации и расторжения данного договора.

Кроме агентского договора, сферу отношений туроператора и агентов могут регламентировать:

Документы, регламентирующие взаимоотношения туропера­торов и туристов.

Данный вид документации является одним из основных по ряду причин:

К числу документов, регламентирующих взаимоотношения туроператора с туристами можно отнести следующие: договор о предоставлении туристических услуг (договор-тур), туристичес­кая путевка, туристический ваучер (инвойс), информационный лист.

Договор о предоставлении туристических услуг (или договор-тур) является основным документом, юридически подтверждаю­щим факт коммерческой сделки между туристом и туристической фирмой. Договор-тур обязательно должен подписываться в мо­мент договоренности (взаимного согласия) туриста и туристиче­ской фирмы, в которую он обратился за приобретением туристи­ческих услуг. Обязательное присутствие в отношениях туроператора с туристом договорных отношений является требованием правопорядка и законности. Как уже было сказано выше, сторо­нами договора-тура выступают сам турист (юридическое или фи­зическое лицо) и туристическая фирма, которая обязуется пре­доставить туристу определенные туристические услуги. Туристи­ческой фирмой, чаще всего, выступает туристическое агентство (поскольку смысл туроперейтинга состоит в планировании турис­тического продукта, его продвижении и торговле через турагент­ства). Однако условия туристического бизнеса в России таковы, что во-первых, многие туроператоры занимаются продажей соб­ственных туров непосредственно туристам (получая для этих це­лей помимо туроператорской еще и турагентскую лицензию), а во-вторых, многие туристические агентства подписывают догово­ра-туры от имени туроператора — непосредственного организато­ра тура, или же ссылаются на туроператора в договоре. По этим двум причинам, договоры-туры присутствуют в документооборо­те практически любого отечественного туроператора.

Предметом договора-тура является продажа туроператором и приобретение туристом туристического продукта определенного содержания и качества по установленной цене. Договор-тур дол­жен содержать полное описание всех туристических услуг, вхо­дящих в тур-пакет, приобретаемый туристом: маршрут тура; пун­кты ночевок (стоянок); сроки реализации тура (дата и время выезда и возвращения); указание наименований (в крайнем слу­чае просто категорий) оплаченных средств размещения; указание категорий номеров; система питания по маршруту; наличие транс­фера (основного и вспомогательного); наличие дополнительных услуг (лечение, посещение объектов зрелищ, экскурсии); наличие страховки и визы. В случае сложных, комбинированных индиви­дуальных или групповых туров разрешается в разделе договора-тура, определяющего условия предстоящей поездки, ссылаться на программу тура (обычно расписанную по дням поездки, с ука­занием мест ночевок, количества экскурсий, режима питания и т.д.). В такой ситуации программа тура является неотъемлемой частью договора-тура (его приложением), на ней, как и на После­дней странице договора-тура, обязательно ставится печать туро­ператора и подписи сторон.

Следующим разделом договора-тура является описание прав и обязанностей сторон. Обычно выделяют следующие права и обя­занности туроператора:

Со своей стороны турист обязан:

Кроме того, турист имеет право отказаться от забронирован­ного им тура до наступления определенной даты без штрафных санкций к нему.

Отдельной частью договора-тура выступает раздел, посвящен­ный стоимости контракта (договора). В этом разделе указывается полная стоимость турпакета (причем только тех услуг, которые были приведены и описаны в первой части договора-тура). Цена тура указывается только в национальной денежной единице (в ряде случаев позволяется использование сокращения «услов­ные единицы»). Помимо цены указывается форма оплаты (налич­ная, безналичная) и график оплаты (если турист производит оп­лату тура частями).

Следующей частью договора-тура является определение ответ­ственности сторон по договору, то есть подробно приводятся фак­ты наступления ответственности как туроператора, так и турис­та, и утверждается размер ответственности в случае наступления этих фактов.

Так, обычно устанавливается ответственность туроператора за:

Путевка является основным документов в текущем туропе­рейтинге. Путевка также подтверждает факт сделки между тури­стической фирмой и потребителем, факт оплаты туристом пол­ной стоимости тура, указанной в договоре и гарантии организа­ции определенных условий тура со стороны туроператора. Она представляет собой бланк строгой отчетности, пронумерованный типографским способом, получение и учет которого осуществля­ется в специальной книге уполномоченным на это лицом. Форма путевок стандартна, установлена соответствующим приказом Ми­нистерства финансов страны. Состоит путевка из двух частей — левая — большая по объему, и правая — так называемый отрыв­ной талон. Заполненная левая часть путевки выдается на руки туристу после полной оплаты им стоимости тура, правая — оста­ется в туристической фирме, от имени которой оформлен дого­вор-тур (туроператор или туристическое агентство), для даль­нейшего учета и отчетности.Как и договор-тур, путевка содержит максимум информации о приобретенном и оплаченном туре:

Помимо описания тура в путевке указываются сведения о по­купателе (личные данные туриста) и продавце тура; список тури­стов (в случае не индивидуальной, а групповой путевки); сто­имость тура; дата продажи тура. Путевка также подписывается сторонами и должна иметь печать продавца (туроператора).

Смысл путевки в том, что именно она (а не договор-тур) явля­ется документом, подтверждающим право туриста на получение перечисленных в путевке туристических услуг, им оплаченных в полном размере. Путевка туроператора предъявляется туристом либо сопровождающему туристической группы (перед отправле­нием группы), либо поставщикам туристических услуг (напри­мер, работникам отеля) по прибытию туриста к месту отдыха, поскольку все поставщики, сотрудничающие с туроператором, обязуются предоставлять услуги туристам, прибывшим по путе­вкам, этим туроператором подписанным.

Кроме того, путевка является единственным документом стро­гой отчетности, который позволяет вести учет поступления де­нежных средств в кассу туроператора, и поэтому контроль полу­чения, выдачи и хранения бланков туристических путевок — одна из основных сфер внешних проверок туроператора со стороны органов государственной власти.

Однако специфика туристического бизнеса такова, что посред­ством только одних путевок зачастую невозможно организовать и международные, и внутренние туры. Причин тому несколько. Во-первых, туристические путевки являются как документами, за­фиксировавшими право туристов на получение туристических услуг, так и документами, позволяющими осуществление контро­ля над деятельностью туристической фирмы. Это означает, что заполненная туристическая путевка должна быть одинаково по­нятна для иностранного поставщика туристических услуг (на­пример, для расселяющего работника зарубежного отеля), так и для работника отечественного проверяющего органа (например, налогового инспектора). Разумеется, составление бланков и за­полнение такой универсальной путевки практически невозможно (хотя бы потому, что она в таком случае должна составляться на двух языках!).

Во-вторых, как уже было сказано, путевка выдается туристу той фирмой, с которой он заключил договор-тур, чаще всего та­кой фирмой является туристическое агентство, которое по зако­нам большинства стран не имеет права вступать в непосредствен­ные отношения с поставщиками туристических услуг (теми же отелями или перевозчиками). Следовательно, туристическое агент­ство выдаст туристу собственную путевку, забронировав тур у туроператора. Необходимые туристические услуги будут забро­нированы туроператором, оплачены турагентом, но турист, предъя­вив путевку туристического агентства, которому он оплачивал поездку, перечисленные в путевки услуги не получит по причине того, что услуги у поставщика бронировал туроператор, но ни­как не мелкое и малоизвестное турагентство! По этим основным причинам, в условиях развития туристического рынка (которое характеризуется ростом зарубежных поездок и расслоением тур-бизнеса на туроператоров и турагентов) появляется необходи­мость в еще одном документе помимо путевки, дающем право туристу на получение им оплаченных туристических услуг. Со­гласно вышеописанным требованиям данный документ должен отвечать следующим требованиям:

Форма туристического ваучера свободна и разрабатывается туроператором. Обязательными условиями для оформления вау­чера являются:

Кроме того, ваучер существенно упрощает деятельность ра­ботников организаций — поставщиков туристических услуг (на­пример, службе расселения отеля), которым уже нет необходимо­сти связываться с менеджерами туроператора для того, чтобы установить, действительно ли прибывшие туристы оплачивали забронированный туроператором номер или же нет.

Наконец, еще одним документом, регламентирующим отноше­ния туроператора и туриста является информационный листок. Необходимость выдачи туристам информационного листка не зак­реплена законодательно (то есть, туроператор имеет полное пра­во отправить людей в поездку, не снабдив их этим документом), однако практика туризма показывает, что наличие у туриста ин­формационного листка не только сокращает количество вопро­сов, могущих возникнуть у путешественников к менеджерам ту­роператора и требующих немедленного разрешения (что занима­ет довольно большую часть их рабочего времени), но и предосте­регает и туриста от возможных негативных ситуаций во время тура, и туроператора от необоснованных претензий туристов по возвращению из поездок.

Смысл информационного листка как документа не столько в донесении до туриста знаний об условиях предстоящей поездки, сколько получение гарантий того, что турист ознакомлен со всей информацией о туре (это подтверждается росписью туриста под информационным листком), что не даст ему в дальнейшем ви­нить менеджера туроператора в неполном донесении информа­ции.

Содержание информационного листка разрабатывается самим туроператором. Можно выделить разделы информации, которые чаще всего встречаются в информационных листках отечествен­ных работников турбизнеса. Это:

Как и договор-тур, информационный листок лучше состав­лять в двух экземплярах, один из которых, подписанный турис­том, остается у работника туристического оператора, а другой — на руках отправляющегося в поездку туриста.

Схематически документооборот, сопровождающий взаимоотно­шения между туроператором, турагентом и туристом, возникаю­щие при продаже тура, можно изобразить так, как представлено на схеме.

В результате покупки путевки турист должен иметь на руках следующий пакет туристических документов:

Разумеется, помимо этого перечня документов, турист может также получить На руки, например, билеты, визу или страховку, бухгалтерские документы (приходный ордер, накладную, счет-фактуру). Но это, в отличие от перечисленных документов, не обязательно для абсолютно всех туров.