logo
ОП конспект лекций

6. Общие принципы организации

Принцип и законы, по сути дела, отражают один и тот же фрагмент действительности, но отражают его в разной форме: закон - в виде образа (положительного знания), принцип - в виде определенного требования (регулятивной нормы). Отличие принципа от закона выражается и в том, что он может быть сформулирован на основе не одного, а нескольких законов, а также той или иной всеобщей фор­мы бытия, того или иного свойства материальных и иде­альных образований. Так, например, принцип историзма, о котором мы говорили во второй главе, отражает в своих требованиях ряд всеобщих законов, а также движение как всеобщую форму бытия (атрибут) материи.

Все многообразие принципов организации можно классифицировать по ряду признаков (рис. 5.1).

По степени обоснованности выделяют научные и обыденные принципы. К научным относятся такие, кото­рые могут быть сформулированы на основе познания законов и закономерностей организации и содержат в себе определенные требования к мыслящему субъекту, ориен­тирующие его на познавательную деятельность. К обыден­ным относятся в основном те правила и действия, которые сформулированы человеком на основе собственного вос­приятия действительности, традиций и интуиции. Они почти все без исключения субъективны и не несут доста­точной научной обоснованности.

По степени универсализации принципы организации можно разделить на универсальные (общие), специфиче­ские (особенные) и ситуационные (частные). К универ­сальным относятся принципы, отражающие правила фор­мирования самых разнообразных систем в природе и обществе; к специфическим — действующие в отдельных сферах природной и человеческой действительности; к ситуационным лишь те, которые характерны для кон­кретных ситуаций.

По способу реализации можно выделить принципы, реализуемые природой без какого-либо участия чело­века; при взаимодействии природы и человека и толь­ко с участием человека. Последние могут быть осущест­влены посредством индивидуальной, коллективной и совокупной общественной деятельности.

По масштабу действия принципы организации мож­но условно разделить на действующие только в отдельных элементах системы, на уровне работника предприятия (принцип индивидуальной работы); между элементами системы внутри предприятия (принцип коррелятивной связи субъекта и объекта управления, принцип обратной связи); между системами (между предприятиями, отрасля­ми народного хозяйства).

На основании представленной классификации можно объединить принципы организации в единую систему, в результате чего определяется их четкая иерархическая структура: по назначению, уровню, широте и масштабам использования, а также характеру взаимообусловленности. Возникает единая цепь базовых, дополняющих, исходных и производных принципов. Один базовый принцип обычно связан с несколькими дополняющими, а от одного исход­ного принципа образуется несколько производных. После­довательность взаимообусловленности по типу исходный -производный выстраивается через всю систему принципов организации: наиболее общие принципы (универсальные) являются исходной базой для более частных, те, в свою очередь, являются исходными для еще более частных и т. д. Основание иерархической структуры принципов органи­зации образуют универсальные принципы, используемые в масштабах природы и общества. Они являются исходными для формирования специфических и ситуационных.

В рамках общей системы принципов организации можно выделить отдельные подсистемы по основным сфе­рам их функционирования, например, природа, общество, которые подразделяются на подсистемы второго уровня. Те, в свою очередь, - на подсистемы третьего уровня и т. д. Каждая подсистема, на каком бы уровне общей системы принципов она ни находилась, должна функционировать как единое целое, включать в себя различные классифика­ционные группы принципов и также выстраивать иерархи­ческую структуру со своими собственными исходными и производными, базовыми и дополняющими принципами.

К числу основных универсальных принципов органи­зации, действующих в природе и обществе, исследованных А.А. Богдановым, можно отнести принципы: цепной связи, ингрессии, подбора (отбора), подвижного равновесия, сла­бого звена и др. Все эти принципы в той или иной мере относятся к формирующим и регулирующим механизмам, составляющим суть процессов организации, или к меха­низмам поддержания устойчивости и организованности форм целостных образований. Указанные принципы носят всеобщий характер, так как относятся и к организующей деятельности природы, и к организующей деятельности человека. «Между стихийной организующей работой при­роды и сознательно планомерной - людей нет принципи­ального непереходимого различия. Это достаточное дока­зательство принципиальной однородности организа­ционных функций человека и природы: идиот не может подражать творчеству гения; рыба - красноречию оратора; рак - полету лебедя. Подражание всюду ограничено рам­ками общих свойств, рамками однородности. Не может быть подражания там, где нет ничего общего. Но еще ярче и убедительнее выступает эта основная общность там, где человек, не подражая природе, вырабатывает такие же организационные приспособления, которые потом находит и в ней познание». Так, скелет двигательно­го аппарата человека представляет систему разнообразных рычагов, но рычаги применялись человеком для переме­щения тяжестей за тысячелетия до выяснения этого анато­мами, а блоки - за много сотен лет. Всасывающие и нагне­тательные насосы с клапанами устраивались задолго до раскрытия вполне сходного с ними аппарата сердца. Так же и музыкальные инструменты с резонаторами и звучащими перепонками изобретались много раньше, чем были выяснены строение и (функции голосовых органов живот­ных.

Рассмотрим более подробно основные тектологические принципы организации.

Принцип цепной связи гласит, что всякое соединение комплексов происходит через общие звенья, образующие цепную связь. Совокупность общих, совпадающих элемен­тов между комплексами, входящими в цепную связь, обра­зует «связку». «Цепная связь может неограниченно развер­тываться по самым различным направлениям и с постоянно меняющимися связующими элементами... Кап­ля воды напоминает о море, море о небе, небо об его све­тилах, об астрологии, затем о смерти людей, о гибели все­ленной, о законе энтропии... и т.д., без конца, с иною для каждого случая основой сцепления образов. Аналогично развертывается обыденная связь людей в обществе: А и В соединяют общие вкусы, В с С - общие задачи, С с Д общие несчастья и проч.: цепь извивается, переплетается, спутывается с другой цепью, образует клубок, охватывая миллионы людей, из которых огромное большинство не знают даже о существовании друг друга».

Но для цепного соединения двух комплексов требует­ся такое их изменение, чтобы в них получились общие элементы, соответствующие для задачи, которой служит данный организационный процесс. Это достигается за счет т.н. организующих комплексов, которые содержат общие элементы с организуемыми и «входят» между ними. От­сюда и название самого метода - ингрессия, т.е. «вхожде­ние».

Принцип ингрессии как раз и состоит в том, что об­разование цепной связки осуществляется путем вхождения посредствующих комплексов между организуемыми.

Примером применения принципов цепной связи и ин­грессии может служить сложная система машин, организо­ванная в поточную линию и работающая в едином ритме. Нужна длинная и сложная цепь ингрессии, чтобы вода, поступающая на лопасти турбины гидроэлектростации, вырабатывала электроэнергию и приводила в движение станки, электровозы, осветительные приборы и т.п. «Ингрессия, - по утверждению А. А. Богданова, - есть всеоб­щая форма цепной связи».

Принцип подбора (отбора) является фундаменталь­ным принципом организации. Он утверждает, что «всякое событие, всякое утверждение может рассматриваться как сохранение или умножение одних активностей, упрочение и усиление одних связей, устранение, уменьшение, ослаб­ление других в том или ином комплексе, в той или иной системе».

Данный принцип сводит организационные процессы к дилемме: сохранение или уничтожение различных целост­ных образований. «Закономерное сохранение или уничто­жение - это есть первая схема универсального регули­рующего механизма», каковым является подбор. «Универсальность данного принципа такова, что она применима ко всякому комплексу и ко всякой его час­ти, во всякий момент, ибо это в сущности просто опреде­ленная точка зрения, с которой можно подходить к любо­му факту».

Примеры использования принципа подбора встреча­ются повсеместно: и в стихийной деятельности природы по естественному отбору, возникающему из-за борьбы за существование, описанному в теории Ч. Дарвина, и в соци­альной борьбе за жизнь, отражаемой в доктрине Мальтуса, и в теории Крукса о развитие материи. Человечество в сво­ей практике постоянно использует принцип подбора, вы­полняя искусственный подбор, проводя селекцию живот­ных, растений и т. п. В человеческой деятельности подбор связан с репрезентацией, т.е. с сознательным обобщением полезных свойств, наиболее часто встречающихся в массе рассматриваемых явлений.

Принцип подвижного равновесия тесно связан с тем, что организационные формы никогда не сохраняются в простом и чистом виде. «Сохранение является всего лишь результатом того, что каждое из возникающих изменений уравновешивается тут же другим ему противоположным - оно и есть подвижное равновесие изменений». Любой организм в процессе жизни постоянно за­трачивает, теряет свои активности, отдавая их окружаю­щей среде в виде энергии, собственных органов, состав­ляющего его вещества. Однако это не мешает ему в течение некоторого времени оставаться практически тем же самым, т.е. сохраняться, получая взамен затраченного пищу и энергию из внешней среды. Это и есть подвижное равновесие. Оно бесконечно распространено в природе.

Таким образом, принцип подвижного равновесия заключается в том, что всякое сохранение форм должно рас­сматриваться как подвижное их равновесие и всякое под­вижное равновесие - как практическое относительное равенство двух процессов: ассимиляции – дезассимиляции.

Используя принцип подвижного равновесия, можно сформулирован, новое понимание принципа подбора, глубже характеризующее и прогрессивное развитие ком­плексов, и их относительный упадок. Его целесообразней выразить термином «прогрессивный подбор: положитель­ный при возрастании суммы активностей комплекса, т.е. перевесе ассимиляции над дезассимиляцией, и отрицательный при уменьшении суммы активностей, т.е. преоб­ладании дезассимиляции».

Принцип слабого звена вытекает из тектологического закона наименьших, рассмотренного нами в 4 главе. По­этому, не останавливаясь на нем более подробно, лишь подчеркнем, что организационная целостность любой сис­темы определяется устойчивостью ее относительно слабо­го звена. Руководствуясь этим принципом, можно решать важные задачи военной тактики, хозяйственной, политиче­ской деятельности. Определение слабых звеньев, «узких мест» и разработка эффективных мер по их устранению представляют одну из наиболее важных организаторских функций руководства на любом уровне. Недаром А.А. Богданов считал этот принцип принципом огромного жиз­ненного и научного значения.

Таким образом, рассмотренные нами принципы орга­низации представляют собой совокупность исходных по­ложений и правил, отражающих механизмы формирова­ния, регулирования и сохранения организованности различных форм окружающей нас действительности.

Перейдем теперь от тектологических принципов ор­ганизации к специфике их проявления в организующей деятельности человека. С этой точки зрения они могут трактоваться как общие правила, используемые при по­строении и функционировании организации. Но поскольку организация рассматривается нами в статике (как упорядо­ченное состояние целого), в динамике (как процесс по упорядочению) и в прогрессивном развитии, то принципы организации можно условно разделить на три группы: