Системное представление о туризме. Модель Лейпера
Несмотря на то, что туризм является областью детального изучения, в настоящее время ощущается недостаток фундаментальных теоретических знаний, которые бы позволили туризму стать научным направлением. Популярность туризма, как предмета, и его признание органами управления ускорило его изучение, и туризм теперь имеет свое собственное академическое объединение, несколько печатных изданий, профессиональных обществ и растущее количество учеников. Тем не менее молодость туризма порождает некоторые проблемы:
предмет изучения сам по себе очень проблематичен, окружен необоснованностью и неясностью определений; до сих пор не существует единого мнения по определению туризма и того, что включает в себя туристская индустрия. Это приводит к основному недостатку точности и ясности предмета исследования;
туризм окружен набором различных промышленных секторов и научных дисциплин, которые подтверждают необходимость в систематизированном изучении, но в то же время являются источником путаницы для студентов. Тем не менее, необходимо установить рамки, внутри которых будут сосредоточены все подходы к изучению туризма;
кроме вышеперечисленных проблем, туризм также страдает от недостатка источников информации.
Для решения вышеперечисленных проблем в первую очередь необходимо установить организационные рамки в изучении туризма. Для этого существует много способов. Например, отдельные дисциплины рассматривают возможность применения своих идей и концепций к туризму, также различаются и подходы - с географической, экономической .или другой точки зрения. Альтернативой этому может являться «многодисциплинарный» или «интердисциплинарный» подход. Рис. 1.1. представляет собой одну из попыток интеграции разнообразных предметов и дисциплин и концентрации их в области изучения туризма.
Рис. 1.1 Направления изучения туризма
Для изучения туризма как СЭС предлагается модель представленная Н. Лейпером в 1979 г. и усовершенствованная в 1990 г.
Как показывает Рис. 1.1., модель Н. Лейпера включает в себя многие вышеупомянутые вопросы, принимая во внимание активность туристов, выделяя промышленные секторы, а также учитывая географический элемент, как неотъемлемую часть туризма.
Три основных элемента модели Лейпера:
Туристы – главное действующее лицо системы.
Три основных географических элемента:
- Регион, порождающий туристов: представляет собой генерирующий туристский рынок, который стимулирует и подталкивает к путешествию. Именно на этом этапе турист получает информацию, заказывает билеты и отправляется в путешествие.
- Туристская дестинация: представляет собой «острие» туризма. Именно в дестинации ощущается влияние туризма на путешественника в целом и реализуются стратегии, планирования и управления. Желание посетить дестинацию запускает туристскую систему в действие и создает спрос на туризм в регионе, порождающем туристов. Тем не менее, именно в дестинации «ощущаются самые значительные и драматичные последствия действия системы» (Лейпер, 1990).
- Транзитный регион: Транзитный регион представляет собой не только короткий период проезда до дестинации, но также и все места, которые могут посещаться по пути следования: «В путешествии всегда есть промежуток времени, когда турист уже покинул место жительства, но еще не прибыл в выбранную дестинацию» (Лейпер, 1990).
Туристская индустрия, которая представляет собой спектр предприятии и организаций, вовлеченных в доставку туристского продукта. Модель также позволяет определить месторасположение различных промышленных секторов. Например, туристские агенты и туристские операторы преимущественно находятся в регионе, порождающем туристов, а достопримечательности и предприятия по приему туристов - в туристской дестинации; транспортные предприятия соответственно располагаются в транзитном регионе.
Каждый элемент туристской системы Лейпера взаимодействует с остальными не только по поставке туристского продукта, но и в других , областях, где осуществляется туристская деятельность (смотри Рис. 1.3.).
Рис. 1.3. Географические элементы в туристской системе с двумя дестинациями.
-
Содержание
- Н.А. Комиссарова организация производства на предприятиях туризма и гостиничного хозяйства
- Содержание
- Введение
- Раздел 1 теоретические основы организации производства Тема 1.1 Основы теории организации
- 1. Организация: сущность и основные понятия
- 3. Развитие теории и практики организации производства в России
- 4. Законы организации
- Законы организации
- Законы организации производства, проявляющиеся в статике (структурах)
- Законы органиции производств, проявляющиеся в динамике (процессах)
- 5. Классификация структур
- 6. Общие принципы организации
- 7. Организационно-правовые формы предприятий
- Тема 1.2. Системная концепция организации производства
- Научные подходы к управлению
- Сущность системного подхода. Понятийный аппарат в области системного подхода
- Основные термины и понятия в области системного подхода
- Классификация систем
- Свойства систем
- Правила применения системного подхода
- Тема 1.3. Проектирование структуры организации
- Виды организационных структур
- Виды производственных структур
- Производственная структура цеха предприятия
- Этапы и методы проектирования организационных структур
- Анализ и проектирование организационной структуры
- Организационный план как этап бизнес-планирования
- Тема 1.4. Основы организации труда
- 1. Принципы ориентации коллектива на конкурентоспособность
- 2. Создание морально-психологического климата на предприятии
- 3. Потребности, мотивы и потенциал человека Нужда – Потребности - Запросы
- 4. Кадровое планирование
- 5. Организация и классификация трудовых процессов
- Этапы трудовых процессов
- 6. Историческое развитие концепции о заработной плате
- 7. Основные принципы организации от
- Принципы организации от
- 8. Структура дохода работника
- 9. Организация оплаты труда на предприятии
- 10. Формы и системы оплаты труда
- Тема 1.5. Организация планирования производства
- Сущность и принципы планирования
- Классификация видов планирования
- Организация работ по планированию производства
- Методы планирования
- Бизнес-планирование
- Тема 1.6. Организация производственных процессов
- Сущность и классификация производственных процессов
- Классификация производственных процессов
- Типы организации производства
- Формы организации производства
- Раздел 2 организация производства в индустрии гостеприимства Тема 2.1 Особенности организации индустрии туризма
- Системное представление о туризме. Модель Лейпера
- Туризм как социально-экономическая система. Экономическая эффективность туризма
- Классификация видов туризма
- Влияние туризма на экономику
- Экономическая эффективность туризма
- Экономические показатели развития туризма
- 3. Туристская дестинация. Основные компоненты туристской дестинации. Жизненный цикл туристской дестинации.
- Жизненный цикл туристской дестинации
- Туристская индустрия и ее структура
- Материально-техническая база туризма
- Субъекты туристского рынка. Сегментация туристского рынка
- Сегментация туристского рынка
- Механизм функционирования туристского рынка. Фактор сезонности
- Сезонность функционирования туристского рынка
- Тема 2.2. Организация производства в сфере туризма
- Процесс организации производства туристских услуг
- Основные характеристики турпродукта. Структура услуг входящих в состав тп
- Структура услуг, входящих в состав тп:
- Классы обслуживания туристов
- Проектирование туристских услуг как I этап основного производственного процесса
- Последовательность проектирования
- 5. Формирование тура как II этап основного производственного процесса
- Поиск поставщиков товаров и услуг
- 6. Технология продвижения туристского продукта
- Документооборот в туризме
- Управление жизненным циклом туристского продукта
- Тема 2.3. Организация деятельности туроператоров и турагентов
- Туроператор (то) как производитель услуг. Классификация туроператоров
- Турагент (та) как посредник в реализации услуг. Особенности сотрудничества туроператоров (то) и турагентов в современных условиях хозяйствования
- Классификация виз для туристов
- Тема 2.4. Особенности процесса производства в гостиничном хозяйстве
- Особенности предоставления гостиничных услуг в рф.
- Классификация средств размещения
- Критерии классификации
- Топология гостиниц
- 5. Основные тенденции, влияющие на оформление внутренних помещений гостиницы:
- 6. Система жизнеобеспечения гостиницы
- 7. Основные службы гостиницы
- Служба приема и размещения
- Служба бронирования
- Служба эксплуатации номерного фонда
- 11. Международные стандарты обслуживания в гостиницах
- Тема 2.5. Организация деятельности в предприятиях питания при гостинице
- Предприятия общественного питания гостиничного комплекса
- Организация питания в гостиницах
- 3. Особенности планировочных решений блока питания при гостинице
- Заключение
- Приложение 1 Рабочая программа по дисциплине ««Организация производства на предприятиях туризма и гостиничного хозяйства»» (выписка)