Поминовение
Памяти А.С. Пушкина
Звучит вступление к песне «Матушка». На площадке - Селяне, исполненные светлой печали. Она сквозит в их мягкой и грациозной пластике. Звучит начало песни.
«Матушка, матушка, что во поле пыльно?
Сударыня ты моя, что во поле пыльно?»
«Дитятко ты мое, кони разыгрались.
Свет милое ты мое, Александр Сергеича».
«Матушка моя, на двор гости едут.
Сударыня ты моя, на крыльцо заходят»...
На этих словах звучащая песня плавно микшируется. В тишине начинает звучать речевой хор, и одна за другой зажигаются поминальные свечи.
Хор: | Мы помянем долю эту, ту, что русскому поэту бог назначил, хоть и трудно, как царевне в сказке чудной, молвить музе: «Спи во гробе! Вдруг погасла, жертвой злобе, на земле твоя краса. Дух твой примут небеса. Нами ты и днесь любима и для милого хранима – не досталась никому, только гробу одному». |
В окружении горящих свечей возникает аллегория, связанная с образом Пушкина. Это может быть портрет, книга, рукопись с гусиным пером и т.п.
Селяне заводят хоровод вокруг аллегории. Но это уже не танец, а некое священнодействие. Звучит соответствующая мелодия
Селяне (поют): | Что, дремучий лес, призадумался, грустью темною затуманился?
Ты стоишь - поник, и не ратуешь с мимолетною тучей-бурею.
Где ж девалася речь высокая, сила гордая, доблесть царская?
У тебя ль, было, в ночь безмолвную заливная песнь соловьиная.
У тебя ль, было, поздно вечером грозно с бурею разговор пойдет.
Где же теперь твоя мочь веселая? Почернел ты весь, затуманился.
Одичал, замолк... Только в непогодь воешь жалобу на безвременье.
Не осилили тебя сильные, так дорезала осень черная... (А. Кольцов) |
Хоровод останавливается. Селяне, повернувшись лицами внутрь круга, грустно склоняют головы перед пушкинской аллегорией. Появляются Кум с Кумой и выводят Селян из печального состояния. Заговорщицки переглянувшись, они начинают весело читать отрывок из пушкинской «Сказки о царе Салтане»
Кум: | Ветер весело шумит, судно весело бежит мимо острова Буяна, в царство славного Салтана! И желанная страна вот уж издали видна. | |
Селяне поднимают головы, воодушевляются, печаль на их лицах сменяется радостью обретения великого жизнеутверждающего наследия поэта. | ||
Кум: | Страна, веселое имя которой – Пушкин! | |
Кума: Страна, да что страна! Мир, сотворенный великим поэтом нам во благо и радость вечную! | ||
Кум: | Цветы – Александру Сергеичу! | |
Звучит вальс Свиридова к повести Пушкина «Метель». Селяне исчезают за кулисами и вновь появляются на площадке с цветами. Поочередно они кладут цветы к портрету (лире) Пушкина, сопровождая эти действия фразами-здравицами
| ||
| – Ты – наша совесть, наше достоянье, и целый мир – отечество твое... (В. Чугунов)
| |
| – Ты зряч, я слеп... Но дело в том, что путь неповторим. Прошу: не будь поводырем – стань посохом моим. (С. Минин)
| |
| – Пушкин, нет в народе света, нет Отечества без Вас! (Л. Туровская)
| |
| – Подумать: двести лет в России живет и здравствует поэт! (О. Гонтарев) | |
| – Ну, Пушкин... Ну, и... молодец! | |
Селяне (вместе): Эх-ма!
И грянула в исполнении Селян залихватская частушка
| ||
| – К пушкинскому юбилею тоже речь произнесем: Всех румяней и смуглее до сих пор на свете всем! | |
| – Томики поставив в шкафчик - посмешаете ж его, бешенство свое смешавши с белым бешенством его! | |
| – Поскакал бы, Всадник Медный, он со всех копыт – назад. Трусоват был Ваня бедный, ну, а он – не трусоват! (М. Цветаева) | |
| – Бродит леший, бдит русалка, ножки курьи у избы... Нам для Пушкина не жалко ни державы, ни судьбы! | |
| – Что корона на макушке, что палаты во Кремле... Все пустое! Только Пушкин есть владыка на земле! | |
Пританцовывая, Селяне покидают площадку
| ||
Кум: | Вот и глазом не моргнули, а поэта помянули! | |
Кума: | Может статься, вкривь да вкось... Не рассердится, небось! | |
Кум и Кума покидают площадку. Снова звучит вальс Свиридова
|
Эпилог
И вновь на площадке Посвященные. После предыдущих танцевально-игровых эпизодов наступает тишина и сосредоточенность, прерываемые поэтическим словом, звучащим из уст Посвященных. Стихи все громче и увереннее
– | В забытой церкви сумрачно и тихо. Апостолы пристойны и печальны. Прозрачная стекает облепиха на камни, чьи устои изначальны.
|
– | Грустят березы истово и просто. Звенят в крапиве медленные осы. Коснеет небо бедного погоста и задает нескромные вопросы.
|
– | Скрижаль поводит каменною бровью и долгой удивляется дремоте, к замшелому упавшей изголовью и на одной качающейся ноте.
|
– | Ни знака, ни присутствия в округе молвы, благовестующей о боге. Старинное моление за други погинуло на брошенной дороге.
|
– | Темна юдоль, как беженка без крова. И скудостью подернутые лета томятся в ожидании второго пришествия, взыскующего света. |
И вот, как ожидаемое пришествие добра и истины, грянуло духовное песнопение на музыку П.Чайковского. И на этот вещий зов на площадке появляются Селяне. Они задумчивы и трепетны. В руках у них дары, подобные евангельскому ладану, смирне и золоту. Дары приносятся музыке, Посвященным и друг другу. Музыка смолкает. Селяне преклоняют колени и, очистившись, творят светлую и торжественную молитву
Хор: | Избавь нас, Творец, от напасти и сжалься над отчей страною! Пресветлое солнце не засти, облей благодатью земною! Да скажется в душах отвага, да грянут июньские грозы, сердец да умножится благо, скорбей да скончаются слезы! Даруй нам на древнем кургане свободу отеческой шири, суди нам победу на брани, суди нам согласие в мире! Для пахаря - стати двужильной, для дола - росы изобильной, для путника - ноши посильной, для изверга - ямы могильной, для отрока - чести фамильной, для матери - силы родильной, заветной тропы - для порога и правой защиты у Бога! |
Молитва закончена. В ответ на нее, как светлое утверждение сказанного, вновь звучит радостный перезвон колоколов. И вновь начинается хороводная песнь. Селяне ликуют и знаменуют свое преображение, святое и истинное. К ним присоединяются Посвященные. Общее веселье
Вопросы для самопроверки
Что такое обряд?
Какие существуют виды и типы обрядов?
Что представляет собой обрядовое действие?
Какие существуют виды обрядовых действий?
Что такое ритуал и церемониал?
В чем особенность сценария народного праздника в современном его прочтении?
В чем суть и содержание праздника Троицы?
- Предисловие
- Программа курса «сценарное мастерство»
- II курс. 3 семестр
- 1. Факт и информация, заключенная в нем
- 2. Документальный материал и его драматургический анализ
- 3. Драматургизация факта
- II курс. 4 семестр
- III курс. 5 семестр
- 1. Жанр в драматургии театрализованного действа
- 2. Художественный прием в драматургии театрализованного действа
- 3. Монтаж в драматургии театрализованного действа
- III курс. 6 семестр
- IV курс. 7 семестр
- 2. Драматургия «зримой» песни
- 3. Характер и особенности драматургии театрализованной игровой программы
- 4. Структура праздничного действа
- IV курс. 8 семестр
- 1. Застольные тосты и театрализованное застолье
- 2. Некоторые аспекты драматургии театрализованной рекламы
- V курс. 9, 10 семестры
- I курс. 2 семестр искусство как новая эмоционально-образная реальность
- Театрализованное действо и его особенности
- II курс. 3 семестр факт и информация, заключенная в нем
- Документальный материал и его драматургический анализ
- Драматургизация факта
- Документальный материал
- «Когда лицей не по зубам»
- II курс. 4 семестр метафора как инструмент драматургизации документального материала
- «Святая простота» Сценарий театрализованного представления
- Художественный образ как опосредованное воплощение непосредственного
- Стиль, стилистика и стилизация
- Путь слова
- Языковые художественные формы и выразительные средства в драматургии театрализованного действа
- Примеры использования языковых выразительных средств в сценариях театрализованного действа Ретардация
- Медитация
- Суггестивная стилистика
- Пример использования монолога и диалога в их чередовании
- III курс. 5 семестр жанр в драматургии театрализованного действа
- Жанры, используемые в драматургии театрализованного действа
- Художественный прием в драматургии театрализованного действа
- Монтаж в драматургии театрализованного действа
- Идейно-тематический анализ театрализованного действа
- Определение и формулирование темы
- Определение и формулирование идеи
- Определение и формулирование жанра
- Определение и формулирование конфликта
- Определение и формулирование художественного приема
- III курс. 6 семестр драматургическая кривая и ее характеристики
- Сценарий театрализованного действа и его запись
- Архитектоника и композиция сценария театрализованного действа
- Вступление
- Основы инсценирования литературного материала
- IV курс. 7 семестр драматургия праздничного обрядового театрализованного действа
- Кумление
- Изгнание русалок
- Поминовение
- Драматургия «зримой» песни
- Песня звучащая
- Песня «зримая»
- «Невезуха»
- Характер и особенности драматургии театрализованной игровой программы
- Вступление
- Первый игровой эпизод Интермедия «Звезда заведения»
- Игра «Поцелуй Мэри»
- Второй игровой эпизод
- Интермедия «Чайный домик»
- Игра «Еще хорошо и совсем лучше»
- Третий игровой эпизод
- Интермедия «Осиротевшая султанша»
- Игра «Любимый муж»
- Четвертый игровой эпизод
- Интермедия «Дети понедельника»
- Игра «Кто жертва?»
- Структура праздничного действа
- Площадка
- Некоторые аспекты драматургии театрализованной рекламы
- Вместо заключения
- Литература
- Оглавление