6. Историческое развитие концепции о заработной плате
Автор идеи, основоположник концепции | Период | Вклад, концепция |
1. Уильям Петти – идеолог английской буржуазии | 1623-1687 | Он считал, что товаром является не рабочая сила, а труд. З/п представлялась ему естественной ценой труда. В этот период времени з/п в Англии регулировалась законодательно, причем верхний придел ее был равен физическому минимуму средств существования рабочих. Он считал, что если рабочим станут платить вдвое больше указанного минимума – то они будут работать вдвое меньше. |
2. Адам Смит – социалист-утопист | 1723-1790 | Он считал, что в буржуазном обществе частный интерес, частное предпринимательство освобождены от всяких ограничений. Прибыль – главный мотив деятельности. Стоимость, которую рабочие прибавляют к стоимости материалов, распадается на две части:
|
3. Давид Риккардо – классик буржуазной политэкономии | 1772-1823 | Продолжатель учения А.Смита. Он считал, что з/п наемных рабочих определяется физическим минимумом средств существования. Он исследовал проблему влияния изменения уровня з/п на стоимость товаров:
|
4. Жан Шарль Леонар Сислеонди – экономист, историк Франции | 1773-1842 | Противник Смита и Риккардо. Он считал, что з/п должна быть равна всей стоимости продукта труда рабочего. А где прибыль? А появление прибыли свидетельствует об ограблении рабочих, т.е прибыль – это вычет из продукта труда рабочих. |
5. Пьер Жозеф Прудон –социлог, экономист Франции | 1809-1865 | Он выражал интересы мелких производителей. Он хотел сохранить товарное хозяйство, товар, стоимость, цену, прибыль, но без денег. Он выдвинул идею обменного банка, который принимал бы товары и выдавал бы трудовые талоны (рабочие деньги). По этим талонам должен осуществляться отпуск товаров. Т.е. путем устранения денег Прудон предполагал уничтожить нетрудовые доходы и обеспечить равенство. |
6. Франсуа Кенэ и Анн Роббер Жак Тюрго – физиократы Франции | 1694-1774 1727-1781 | Это новое течение, его последователи перенесли предмет исследования из сферы обращения в сферу производства. З/п сводилась к минимуму средств существования через механизм:
|
7. Ниссау Уильям Сениор – английский экономист | 1790-1864 | Сущность его теории – издержки производства состоят из двух элементов:
Труд он рассматривал как жертву рабочего свои покоем и досугом. Капитал – это жертва предпринимателя, который воздерживается от потребления своего всего капитала. |
8. Жан-Батист Сэй - французский экономист | 1767-1832 | Он считал, что в производстве принимают участие три фактора:
И соответственно, Сэй различал три вида дохода:
|
9. Николай Гаврилович Чернышевский | 1828-1889 | Он исходил из противоположностей взаимоотношений:
Т.е. рост прибыли – ведет к уменьшению з/п; рента – уменьшает прибыль и з/п. Он предполагал, что в будущем, если не будет найма рабочей силы и рабочие будут собственниками средств производства – прибыль сольется с з/п. |
10. Фредерик Уинслоу Тейлор | 1856-1915 | 1. Система поденной оплаты:
Тейлор показал отрицательные черты данной системы:
Вывод Тейлора: з/п необходимо выдавать "не по месту, а исключительно в зависимости от личных заслуг каждого отдельного работника". 2. Система обычной сдельной оплаты:
Преимущество: при сокращении рабочего времени на каждое отдельное задание растет заработок. Недостаток: происходит понижение расценок, что может привести к снижению скорости производства. Вывод Тейлора: один из способов "смягчения" противоречий между работодателями и работниками "заключается в в уменьшении сдельной платы и гарантии, что дальнейшего понижения в течение определенного периода уже не будет". 3. Система "участия в прибылях":
Тейлор считал, что опыты кооперации закончились неудачно – "личные интересы всегда или почти всегда являются более могущественным побуждением для усиленной и внимательной работы, чем общие групповые интересы". 4. Дифференциальная система сдельной оплаты: Тейлор выдвигает идею ДССП взамен ранее представленным системам з/п. Он считает, что ДССП:
- вознаграждение для рабочего, выполнившего урок, и штраф для рабочего, его не выполнившего; - точное выяснение нормального времени выполнения урока на основании строго научного анализа всех элементов работы. |
10. Генри Форд |
| Фордизм:
|
11. О.А. Ерманский |
| Он считал: а/ что одна из вышеперечисленных форм оплаты труда не имела успеха – это система "участия в прибылях" по ряду причин:
б/ что преимущественной формой з/п является сдельная, которая широко применялась в СССР в 20-е годы прошлого столетия; в/ что "распространение сдельной формы зарплаты обязательно должно у нас дополняться ... нормированием труда путем установления оптимальных норм выработки"; г/ при условии дальнейшего совершенствования производства возможно применение других форм оплаты труда – повременной и т.д; д/ что "дифференциальная плата" Тейлора – это беспощадная системы так как она влечет переутомление рабочих, истощение их организма и сокращение продолжительности жизни; е/ что премиальная система Тейлора является "сильным стимулом к высокой интенсивности и не ставит никаких препон против перенапряжения и истощения сил", ее последствие – понижение расценок; ж/ что американские системы оплаты труда (сдельная оплата + премия) "построены на несложной, грубой хитрости: чем интенсивнее труд рабочего, тем меньше повышается его почасовая плата, чем больше он "старается", тем больше он ... вырабатывает за день, но тем меньше становится его добавочная почасовая плата по сравнению с часовой оплатой его прежнего... труда..."; з/ "что премия – каков ни был ее размер, хотя он был и сильно урезанный – выдается рабочему именно за повышение интенсивности его труда, а не за большую производительность". |
12. П.Ф. Симонов |
| Он считал, что:
- сведения о работе рабочих собираются плановым отделом для определения себестоимости вырабатываемого предмета; - составляются ведомости для выдачи з/п; устанавливается размер з/п и ставки сдельной работы; - каждый работник имеет свой постоянный номер; - выписывается карточка с данными о з/п, которая выдается рабочим; - другие экземпляры ведомостей передаются в отдел з/п; - затем происходит фактическая выдача денег при предъявлении своей карточки;
|
13. | 1917 | 1. Начала создаваться тарифная система по отраслям производства – была утверждена разрядная тарифная сетка для оплаты труда рабочих и служащих железных дорог. Дифференциация работников проводилась о критериям:
2. Был рассмотрен вопрос о районном регулировании з/п – 10 поясов установлено для работников ж/д. |
14. | 1918 | 1. Районное регулирование з/п было распространено на все народное хозяйство. Ставки устанавливались по отношению к ставам в г. Москва (100%). |
15. | 1919 | 1. Вводится зависимость з/п от особых условий труда: вредность, опасность, тяжесть, напряженность. 2. Утверждена 35-разрядная единая сетка для рабочих, служащих и ИТР всех отраслей промышленности. 3. Были попытки проведения принципа уравнительности – например, труд высококвалифицированных инженеров и рабочих наркома путей сообщения оплачивался почти в одинаковом размере. |
- Н.А. Комиссарова организация производства на предприятиях туризма и гостиничного хозяйства
- Содержание
- Введение
- Раздел 1 теоретические основы организации производства Тема 1.1 Основы теории организации
- 1. Организация: сущность и основные понятия
- 3. Развитие теории и практики организации производства в России
- 4. Законы организации
- Законы организации
- Законы организации производства, проявляющиеся в статике (структурах)
- Законы органиции производств, проявляющиеся в динамике (процессах)
- 5. Классификация структур
- 6. Общие принципы организации
- 7. Организационно-правовые формы предприятий
- Тема 1.2. Системная концепция организации производства
- Научные подходы к управлению
- Сущность системного подхода. Понятийный аппарат в области системного подхода
- Основные термины и понятия в области системного подхода
- Классификация систем
- Свойства систем
- Правила применения системного подхода
- Тема 1.3. Проектирование структуры организации
- Виды организационных структур
- Виды производственных структур
- Производственная структура цеха предприятия
- Этапы и методы проектирования организационных структур
- Анализ и проектирование организационной структуры
- Организационный план как этап бизнес-планирования
- Тема 1.4. Основы организации труда
- 1. Принципы ориентации коллектива на конкурентоспособность
- 2. Создание морально-психологического климата на предприятии
- 3. Потребности, мотивы и потенциал человека Нужда – Потребности - Запросы
- 4. Кадровое планирование
- 5. Организация и классификация трудовых процессов
- Этапы трудовых процессов
- 6. Историческое развитие концепции о заработной плате
- 7. Основные принципы организации от
- Принципы организации от
- 8. Структура дохода работника
- 9. Организация оплаты труда на предприятии
- 10. Формы и системы оплаты труда
- Тема 1.5. Организация планирования производства
- Сущность и принципы планирования
- Классификация видов планирования
- Организация работ по планированию производства
- Методы планирования
- Бизнес-планирование
- Тема 1.6. Организация производственных процессов
- Сущность и классификация производственных процессов
- Классификация производственных процессов
- Типы организации производства
- Формы организации производства
- Раздел 2 организация производства в индустрии гостеприимства Тема 2.1 Особенности организации индустрии туризма
- Системное представление о туризме. Модель Лейпера
- Туризм как социально-экономическая система. Экономическая эффективность туризма
- Классификация видов туризма
- Влияние туризма на экономику
- Экономическая эффективность туризма
- Экономические показатели развития туризма
- 3. Туристская дестинация. Основные компоненты туристской дестинации. Жизненный цикл туристской дестинации.
- Жизненный цикл туристской дестинации
- Туристская индустрия и ее структура
- Материально-техническая база туризма
- Субъекты туристского рынка. Сегментация туристского рынка
- Сегментация туристского рынка
- Механизм функционирования туристского рынка. Фактор сезонности
- Сезонность функционирования туристского рынка
- Тема 2.2. Организация производства в сфере туризма
- Процесс организации производства туристских услуг
- Основные характеристики турпродукта. Структура услуг входящих в состав тп
- Структура услуг, входящих в состав тп:
- Классы обслуживания туристов
- Проектирование туристских услуг как I этап основного производственного процесса
- Последовательность проектирования
- 5. Формирование тура как II этап основного производственного процесса
- Поиск поставщиков товаров и услуг
- 6. Технология продвижения туристского продукта
- Документооборот в туризме
- Управление жизненным циклом туристского продукта
- Тема 2.3. Организация деятельности туроператоров и турагентов
- Туроператор (то) как производитель услуг. Классификация туроператоров
- Турагент (та) как посредник в реализации услуг. Особенности сотрудничества туроператоров (то) и турагентов в современных условиях хозяйствования
- Классификация виз для туристов
- Тема 2.4. Особенности процесса производства в гостиничном хозяйстве
- Особенности предоставления гостиничных услуг в рф.
- Классификация средств размещения
- Критерии классификации
- Топология гостиниц
- 5. Основные тенденции, влияющие на оформление внутренних помещений гостиницы:
- 6. Система жизнеобеспечения гостиницы
- 7. Основные службы гостиницы
- Служба приема и размещения
- Служба бронирования
- Служба эксплуатации номерного фонда
- 11. Международные стандарты обслуживания в гостиницах
- Тема 2.5. Организация деятельности в предприятиях питания при гостинице
- Предприятия общественного питания гостиничного комплекса
- Организация питания в гостиницах
- 3. Особенности планировочных решений блока питания при гостинице
- Заключение
- Приложение 1 Рабочая программа по дисциплине ««Организация производства на предприятиях туризма и гостиничного хозяйства»» (выписка)