III курс. 5 семестр жанр в драматургии театрализованного действа
Обратимся к каноническим определениям жанра, прежде чем определить его как прикладное понятие по отношению к театрализованному действу.
Жанр – это род произведений в области какого-либо искусства, характеризующийся теми или иными сюжетными и стилистическими признаками.
Жанр в литературе – это определенный вид литературных произведений, принадлежащих одному и тому же роду. Различают три рода художественной литературы – эпос, лирику и драму.
Эпос – это произведение объективно-повествовательного характера. К эпическим жанрам относятся: эпопея, былина, сказка, поэма, роман, повесть, басня, рассказ, художественный очерк и др.
Лирика включает в себя произведения, в которых находят воплощение переживания автора как личности по отношению к себе, обществу и миру в целом. В лирическом жанре пишутся – ода, баллада, элегия, послание, песня, небольшое стихотворение и до.
Драма – это род произведений, написанных в форме диалога без авторской речи и предназначенных для исполнения на сцене. К драматическим жанрам относятся – трагедия, комедия, драма, водевиль и др.
Для современного искусства характерно смешение жанров, развитие жанров промежуточных, а также дифференциация жанров в рамках жанра определенного рода.
А вот как определяет жанр В. Шкловский: «Жанр – установившееся единство определенных стилевых явлений, проверенных в своем соединении на опыте, как удачные, имеющих определенную эмоциональную окраску и целиком воспринимаемых как система». В случае драматургии театрализованного действа это определение наиболее удачное.
В случае прикладного понятия жанра, достаточного для написания сценария, можно использовать более простое, но по сути не противоречащее сложным, суждение: жанр определяет эмоциональный характер театрализованного действа и является своеобразной тональностью последнего.
Жанр театрализованного действа диктуется чувственной составляющей идеи сценариста по отношению к теме. Жанр способствует эмоционально-образной целостности театрализованного действа. Жанр всегда обусловливает стилистику сценария и обусловлен ею.
Поскольку в драматургии театрализованного действа используются документальное и художественное начала, жанр определяется и формулируется как сочетание жанровых решений этих двух составляющих. Например: лирический репортаж, раешное застолье, лирическая драма с элементами народной обрядности и т.п.
Эклектическое смешение жанров в сценарии одного и того же театрализованного действа недопустимо, здесь эклектика – сочетание разнородных, часто противоположных и противоречивых стилевых элементов, отсутствие единого художественного принципа.
- Предисловие
- Программа курса «сценарное мастерство»
- II курс. 3 семестр
- 1. Факт и информация, заключенная в нем
- 2. Документальный материал и его драматургический анализ
- 3. Драматургизация факта
- II курс. 4 семестр
- III курс. 5 семестр
- 1. Жанр в драматургии театрализованного действа
- 2. Художественный прием в драматургии театрализованного действа
- 3. Монтаж в драматургии театрализованного действа
- III курс. 6 семестр
- IV курс. 7 семестр
- 2. Драматургия «зримой» песни
- 3. Характер и особенности драматургии театрализованной игровой программы
- 4. Структура праздничного действа
- IV курс. 8 семестр
- 1. Застольные тосты и театрализованное застолье
- 2. Некоторые аспекты драматургии театрализованной рекламы
- V курс. 9, 10 семестры
- I курс. 2 семестр искусство как новая эмоционально-образная реальность
- Театрализованное действо и его особенности
- II курс. 3 семестр факт и информация, заключенная в нем
- Документальный материал и его драматургический анализ
- Драматургизация факта
- Документальный материал
- «Когда лицей не по зубам»
- II курс. 4 семестр метафора как инструмент драматургизации документального материала
- «Святая простота» Сценарий театрализованного представления
- Художественный образ как опосредованное воплощение непосредственного
- Стиль, стилистика и стилизация
- Путь слова
- Языковые художественные формы и выразительные средства в драматургии театрализованного действа
- Примеры использования языковых выразительных средств в сценариях театрализованного действа Ретардация
- Медитация
- Суггестивная стилистика
- Пример использования монолога и диалога в их чередовании
- III курс. 5 семестр жанр в драматургии театрализованного действа
- Жанры, используемые в драматургии театрализованного действа
- Художественный прием в драматургии театрализованного действа
- Монтаж в драматургии театрализованного действа
- Идейно-тематический анализ театрализованного действа
- Определение и формулирование темы
- Определение и формулирование идеи
- Определение и формулирование жанра
- Определение и формулирование конфликта
- Определение и формулирование художественного приема
- III курс. 6 семестр драматургическая кривая и ее характеристики
- Сценарий театрализованного действа и его запись
- Архитектоника и композиция сценария театрализованного действа
- Вступление
- Основы инсценирования литературного материала
- IV курс. 7 семестр драматургия праздничного обрядового театрализованного действа
- Кумление
- Изгнание русалок
- Поминовение
- Драматургия «зримой» песни
- Песня звучащая
- Песня «зримая»
- «Невезуха»
- Характер и особенности драматургии театрализованной игровой программы
- Вступление
- Первый игровой эпизод Интермедия «Звезда заведения»
- Игра «Поцелуй Мэри»
- Второй игровой эпизод
- Интермедия «Чайный домик»
- Игра «Еще хорошо и совсем лучше»
- Третий игровой эпизод
- Интермедия «Осиротевшая султанша»
- Игра «Любимый муж»
- Четвертый игровой эпизод
- Интермедия «Дети понедельника»
- Игра «Кто жертва?»
- Структура праздничного действа
- Площадка
- Некоторые аспекты драматургии театрализованной рекламы
- Вместо заключения
- Литература
- Оглавление