logo search
ОП конспект лекций

Сегментация туристского рынка

Сегментация рынка - это деление "рынка вообще" на однородные удельные рынки, то есть на отдельные звенья (сегменты) рынка.

Разделение туристского рынка на отдельные сегменты должно производиться по определенным критериям. В настоящее время нет единых системы критериев и метода сегментации туристского рынка.

На наш взгляд, наиболее полно отвечает современным задачам развития туристской деятельности метод сегментации туристского рынка, предложенный В. Сапруновой. Этот метод базируется на составляющих компонентов предложения и спроса на туристский продукт.

Сегментацию спроса целесообразно проводить по трем группам критериев:

- географические: страна прибытия туриста, географическая цель туристской поездки;

- социальные: связаны с характеристикой туриста (возраст, пол, профессия, семья, национальность, религиозные убеждения, доход и др.):

1) молодежный туризм (до 30 лет), туризм "сениоров" (от 30 до 45 лет и (45 до 55 лет), детский туризм;

2) туризм по возрастным группам, женский туризм, смешанный туризм;

3) множество сегментов по профессиональному признаку, специальные туры для сотрудников различных отраслей экономики, политики, общественной жизни, сегменты по принадлежности к различным социальным слоям общества (высший менеджмент, служащие, рабочий и т.п.);

4) туристы из больших, средних, малых городов;

5) туристы из сельской местности, туризм одиноких, туризм семей без детей, туризм семей с детьми, многосемейный туризм, этнический туризм, религиозный туризм, социальный туризм, люкс-туризм, недорогие туры, эксклюзивные туры.

- психологические: дают характеристику поведения туриста, поэтому их еще называют "психолого-поведенческие критерии", к ним относятся:

1) мотив поездки, сезонность, организация и длительность поездки и др.;

2) туризм по странам мира, туризм по отдельным регионам мира, туризм по отдельным регионам страны проживания туриста.