logo search
Борисов

Монтаж в драматургии театрализованного действа

Произведение характеризуется материалом, который используется при его создании, и методом организации этого материала. Так, в музыке материалом является звук, а методом – организация звука во времени. В изобразительном искусстве материалом служит цвет (живопись), либо линия (графика), а методом является организация этого материала в пространстве. Материал пластических искусств – форма. Она статична для скульптуры, архитектуры и изделий художественных ремесел и динамична для хореографического и пантомимического искусств. Статичный художественный материал организуется в пространстве, динамичный – в пространстве и во времени. Литература избрала материалом слово, а методом – организацию слова во времени (проза), а поэтического слова – как во времени, так и в пространстве страницы книги. Звучащее слово организуется во времени.

Обратимся к сценарию театрализованного действа. Творческий метод организации отдельных драматургических элементов относительно друг друга, а также художественного и документального материалов внутри драматургического модуля (сценарного элемента) есть монтаж во времени и пространстве. Именно монтаж создает единое художественное целое, коим является сценарий театрализованного действа.

С. Эйзенштейном была выведена следующая формула монтажа: изображение А + изображение Б + изображение В + ..... + образ. Если каждое отдельное изображение однозначно, то образ многозначен. В нашем случае этот образ и есть художественное воплощение идеи сценариста по отношению к теме театрализованного действа.

Можно выделить несколько видов монтажа: иллюстративный, контрастный и ассоциативный.

Иллюстративный монтаж есть художественное изображение, которое в его содержательной части повторяет изображение документальное.

Контрастный монтаж есть своего рода опровержение информационно-логической составляющей ее эмоционально-образным воплощением.

Ассоциативный монтаж есть соединение двух и более элементов, на первый взгляд, не имеющих между собой ничего общего, однако связанных некоторым признаком, наличествующим в обоих составляемых модулях.

Монтаж может быть параллельным и последовательным. При параллельном монтаже соединение отдельных изображений происходит одновременно, образуя суммарный действенный план. При последовательном монтаже соединение изображений происходит последовательно, т.е. одно изображение сменяет другое. Схематично это выглядит так.

Параллельный монтаж

Последовательный монтаж

А

+ отдельные

Б драматургические

+ модули

В

ось времени

отдельные драматургические модули

А + Б + В

ось времени

Наглядным примером последовательного иллюстративного монтажа может послужить фрагмент сценария театрализованного тематического вечера, посвященного юбилею Дворца культуры.

В данном случае, художественный материал, а именно стихи в исполнении актеров, монтируется с результатом активизации зрителей в виде угаданного и прозвучавшего слова и с представлением документальных героев и их появлением на сцене.

«Кто ты будешь такой?»

Актеры:

глаз наметан и остер?

Ну, конечно же ...

Голос из зала: Вахтер!

Актеры:

На сцене – Вахтеры

Актеры:

Кто любезен и красив?

Как зовут его ...

Голос из зала: Кассир!

Актеры:

На сцене – Кассир

Актеры:

как его бы ни пугал ты?

И зовут его ...

Голос из зала: Бухгалтер!

Актеры:

На сцене – Бухгалтер

Актеры:

и натура, и привычка.

Как зовется дама та?

Ну, конечно же, ...

Голос из зала: Техничка!

На сцене – Технички

Актеры:

от олифы до мимоз,

кто добра хозяин знатный?

Как зовут его?...

Голос из зала: Завхоз!

На сцене - Завхоз

Актеры:

хоть и вовсе не артист?

Голос из зала: Осветитель!

Голос из зала: Радист!

Актеры:

На сцене - Осветитель и Радист

Актеры:

будет кто? Конечно ...

Голос из зала: Плотник!

Актеры:

Кто же он? Конечно...

Голос из зала: Слесарь!

Актеры:

На сцене - Плотник и Слесарь

Актеры:

он - волшебник, не охальник...

И за то ему спасибо!

Кто же он?

Голос из зала: Киномеханик!

Актеры:

На сцене – Киномеханик

Актеры:

холст, палитру и треножник,

чтобы радовали глаз?

Отвечайте-ка...

Голос из зала: Художник!

Актеры:

На сцене – Художник

Актеры:

есть искусству верный друг?

Кто, не спавши и не евши,

горы двигает?

Голос из зала: Худрук!

Актеры:

На сцене – Художественный руководитель

Актеры:

направленья зная вектор,

по науке, а не сдуру...

Угадайте-ка?

Голос из зала: Директор!

Актеры:

На сцене - Директор

Вопросы для самопроверки

  1. Что служит материалом и как этот материал организуется в различных видах искусства?

  2. Что является материалом и методом его организации в драматургии театрализованного действа?

  3. Что представляет собой формула монтажа?

  4. Какие виды монтажа используются при написании сценария театрализованного действа?