logo search
ЗИМНЯЯ СЕССИЯ / ФИЗИОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОПИОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА / Физиология человека

Издание подготовлено на кафедре физиологии Санкт-Петербургской государственной академии физической культуры им. П. Ф. Лесгафта

Рецензенты:

В. И. КУЛЕШОВ, докт. мед. наук, проф. (ВМедА);

И. М. КОЗЛОВ, докт. биоя. и докт. пед. наук, проф.

(СПбГАФКим. П. Ф. Лесгафта)

Солодков А. С, Сологуб Е. Б.

С60 Физиология человека. Общая. Спортивная. Возраст­ная: Учебник. Изд. 2-е, испр. и доп. — М.: Олимпия Пресс, 2005. —528 с, ил.

ISBN 5-94299-037-9

Учебник подготовлен в соответствии с новой программой по физиологии для вузов физической культуры и требованиями Госу­дарственного стандарта высшего профессионального образования.

Учебник предназначен для студентов, аспирантов, научных со­трудников, преподавателей, тренеров и врачей, работающих в об­ласти физической культуры.

УДК 612.(075)

ББК 28.903

ISBN 5-94299-037-9

© Солодков А. С, Сологуб Е. Б., 2001, 2005

© Издательство «Олимпия Пресс», 2001, 2005

© Издательство «Терра-Спорт», 2001

ПРЕДИСЛОВИЕ

Физиология человека является теоретической основой целого ряда практических дисциплин (медицины, психологии, педагогики, биомеханики, биохимии и др.). Без понимания нормального течения физиологических процессов и характеризующих их констант раз­личные специалисты не могут правильно оценивать функциональ­ное состояние организма человека и его работоспособность в различ­ных условиях деятельности. Знание физиологических механизмов регуляции различных функций организма имеет важное значение в понимании хода восстановительных процессов во время и после на­пряженного мышечного труда.

Раскрывая основные механизмы, обеспечивающие существова­ние целостного организма и его взаимодействие с окружающей сре­дой, физиология позволяет выяснить и исследовать условия и харак­тер изменений деятельности различных органов и систем в процессе онтогенеза человека. Физиология является наукой, осуществляю­щей системный подход в изучении и анализе многообразных внутри- и межсистемных взаимосвязей сложного человеческого организма и сведение их в конкретные функциональные образования и единую те­оретическую картину.

Важно подчеркнуть, что в развитии современных научных фи­зиологических представлений существенная роль принадлежит оте­чественным исследователям. Знание истории любой науки является необходимой предпосылкой для правильного понимания места, роли и значения дисциплины в содержании социально-политичес­кого статуса общества, его влияния на эту науку, а также влияние науки и ее представителей на развитие общества. Поэтому рассмотре­ние исторического пути развития отдельных разделов физиологии, упоминание наиболее ярких ее представителей и анализ естественно­научной базы, на которой формировались основные понятия и пред­ставления этой дисциплины, дают возможность оценить современ­ное состояние предмета и определить его дальнейшие перспективные направления.

Физиологическая наука в России в XVI11 — XIX столетиях пред­ставлена плеядой блестящих ученых— И. М. Сеченов, Ф. В. Овсянни­ков, А. Я.Данилевский, А. Ф. Самойлов, И. Р.Тарханов, Н. Е. Вве­денский, И. М. Сеченову и И. П. Павлову принадлежит заслуга

3

создания новых направлений не только в Российской, но и в мировой физиологии.

Физиологию как самостоятельную дисциплину начали препода­вать с 1738 г. в Академическом (позже Санкт-Петербургском) уни­верситете. Существенное значение в развитии физиологии принад­лежит и основанному в 1755 г. Московскому университету, где в его составе в 1776 г. была открыта кафедра физиологии.

В 1798 г. в Санкт-Петербурге была основана Медико-хирургичес­кая (Военно-медицинская) академия, которая сыграла исключи­тельную роль в развитии физиологии человека. Созданную при ней кафедру физиологии последовательно возглавляли П. А. Загорс­кий, Д. М. Велланский, Н. М.Якубович, И. М. Сеченов, И. Ф. Цион, Ф. В. Овсянников, И. Р. Тарханов, И. П. Павлов, Л. А. Орбели,

A. В. Лебединский, М. П. Бресткин и другие выдающиеся предста­вители физиологической науки. За каждым названным именем сто­ят открытия в физиологии, имеющие мировое значение.

В программу обучения в физкультурных вузах физиология включа­лась с первых дней их организации. На созданных П. Ф. Лесгафтом в 1896 г. Высших курсах физического образования сразу же был от­крыт кабинет физиологии, первым руководителем которого яв­лялся академик И. Р. Тарханов. В последующие годы физиологию здесь преподавали Н. П. Кравков, А. А. Вальтер, П. П. Ростовцев,

B. Я. Чаговец, А. Г. Гинецинский, А. А. Ухтомский, Л. А. Орбели, И. С. Беритов, А. Н. Крестовников, Г. В.Фольбортидр.

Бурное развитие физиологии и ускорение научно-технического прогресса в стране обусловили появление в 30-х годах XX столетия нового самостоятельного раздела физиологии человека — физиоло­гии спорта, хотя отдельные работы, посвященные изучению функций организма при выполнении физических нагрузок, пуб­ликовались еще в конце XIX века (И. О. Розанов, С. С. Груздев, Ю. В. Блажевич, П. К. Горбачев и др.). При этом следует подчерк­нуть, что систематические исследования и преподавание физио­логии спорта начались в нашей стране раньше, чем за рубежом и носили более целенаправленный характер. Кстати заметим, что только в 1989 г. Генеральная Ассамблея Международного Союза физиологических наук приняла решение о создании при ней ко­миссии «Физиология спорта», хотя подобные комиссии и секции в системе АН СССР, АМН СССР, Всесоюзного физиологического общества им. И. П. Павлова и Госкомспорта СССР существовали в нашей стране с 1960-х годов.

Теоретические предпосылки для возникновения и развития физиологии спорта были созданы фундаментальными работами И. М. Сеченова, И. П. Павлова, Н. Е. Введенского, А. А. Ухтомско­го, И. С. Бериташвили, К. М. Быкова и др. Однако систематическое

4

изучение физиологических основ физической культуры и спорта началось значительно позже. Особенно большая заслуга в создании этого раздела физиологии принадлежит Л. А. Орбели и его ученику А. Н. Крестовникову, и она неразрывно связана со становлением и развитием Академии физической культуры им. П. Ф. Лесгафта и ее кафедры физиологии — первой подобной кафедры среди физкуль­турных вузов страны и в мире.

После создания в 1919 г. кафедры физиологии в институте физи­ческого образования им. П. Ф. Лесгафта преподавание этого предме­та осуществляли Л. А. Орбели, А. Н. Крестовников, В. В. Василье­ва. Б. Гандельсман, Е. К. Жуков, Н. В. Зимкин, А. С. Мозжухин, Е. Б. Сологуб, А. С. Солодковидр. В 1938г. А. Н. Крестовниковым был издан первый в нашей стране и в мире Учебник физиологии для институтов физической культуры, а в 1939 г. — монография «Физи­ология спорта». Важную роль в дальнейшем развитии преподавания дисциплины сыграли три издания Учебника физиологии человека под редакцией Н. В. Зимина ( 1964, 1970, 1975г.г.)

Становление физиологии спорта в значительной мере было обуслов­лено широким проведением фундаментальных и прикладных исследо­ваний по предмету. Развитие любой науки ставит перед представителя­ми многих специальностей все новые и новые практические задачи, на которые теория не всегда и сразу же может дать однозначный ответ. Однако, как остроумно заметил Д. Краукрофт (1970), — «... научные исследования обладают одной странной особенностью: у них есть при­вычка рано или поздно оказываться полезными для кого-то или лая чего-то». Анализ развития учебного и научного направлений физиоло­гии спорта со всей очевидностью подтверждает это положение.

Запросы теории и практики физического воспитания и обучения требуют от физиологической науки раскрытия особенностей функ­ционирования организма с учетом возраста людей и закономернос­тей их адаптации к мышечной деятельности. Научные принципы физического воспитания детей и подростков базируются на физио­логических закономерностях роста и развития человека на разных этапах онтогенеза. В процессе физического воспитания следует не только повышать двигательную подготовленность, но и формиро­вать необходимые психофизиологические свойства и качества лич­ности, обеспечивающие ее готовность к труду, к активной деятель­ности в условиях современного мира.

Формирование различных органов и систем, двигательных ка­честв и навыков, их совершенствование в процессе физического вос­питания может быть успешным при условии научно обоснованного применения различных средств и методов физической культуры, а также при необходимости интенсификации или снижения мышеч­ных нагрузок. При этом необходимо учитывать возрастно-половые

5

и индивидуальные особенности детей, подростков, зрелых и пожи­лых людей, а также резервные возможности их организма на разных этапах индивидуального развития. Знание таких закономерностей специалистами оградит практику физического воспитания от при­менения как недостаточных, так и чрезмерных мышечных нагру­зок, опасных для здоровья людей.

К настоящему времени накоплены значительные фактические материалы по спортивной и возрастной физиологии, изложенные в соответствующих учебниках и учебных пособиях. Однако в после­дние годы по некоторым разделам предмета появились новые дан­ные, не вошедшие в прежние издания. Кроме того, в связи с посто­янно менявшейся и дополнявшейся учебной программой содержа­ние ранее изданных разделов дисциплины не соответствует совре­менным тематическим планам, по которым ведется преподавание в физкультурных вузах России. С учетом сказанного, в предлагаемом учебнике изложены систематизированные, дополненные и в ряде случаев новые материалы в рамках сегодняшних учебных и науч­ных сведений по предмету. В соответствующие разделы учебника включены и результаты собственных исследований авторов.

В 1998-2000 годах А. С. Солодковым и Е. Б. Сологуб изданы три учебных пособия по общей, спортивной и возрастной физиологии, которые были широко востребованы студентами, одобрены препо­давателями и послужили основой для подготовки современного учебника. Изданный ими в 2001 г. учебник соответствует новой программе по дисциплине, требованиям Государственного стандар­та высшего профессионального образования Российской Федера­ции и включает три части — общую, спортивную и возрастную физи­ологию.

Несмотря на достаточно большой тираж первого издания (10000 экз.), через два года учебника в магазинах не оказалось. Кроме того, авторы получили от читателей ряд замечаний по допущенным при наборе неточностям, орфографическим ошибкам и пр., за что они выражают искреннюю признательность. В первом издании не было редактора и корректора.

Авторы сознают, что и по второму изданию, исправленному и дополненному, могут быть некоторые замечания и предложения. Они с благодарностью их примут.

6