logo
ЗИМНЯЯ СЕССИЯ / ФИЗИОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОПИОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА / Физиология человека

2.2. Физическое развитие и опорно-двигательная система

Пропорции тела ребенка в первые годы жизни существенно отли­чаются от взрослых сравнительно большей длиной головы и более короткими конечностями.

На протяжении первого года жизни и в возрасте 6 лет происходит заметный прирост длины тела. В первые два года жизни усиленно растут мышцы, обеспечивающие стояние и ходьбу. В возрасте от 2-х до 4-х лет преобладает рост длиннейшей и большой ягодичной мышц, в 7-12 лет — двуглавой мышцы голени. При этом заметно увеличивается длина сухожилий по сравнению с длиной основной массы мышцы в «брюшке». Интенсивный рост стоп наблюдается у девочек после 7 лет, а у мальчиков после 9 лет. С возраста 5-7 лет до 10-11 лет быстро увеличивается длина конечностей, превышая ско­рость роста тела. Прирост массы тела отстает от скорости увеличения длины тела.

В костях и скелетных мышцах у детей много органических ве­ществ и воды, но мало минеральных веществ. Гибкие кости могут лег­ко изгибаться при неправильных позах и неравномерных нагрузках. Легкая растяжимость мышечно-связочного аппарата обеспечивает ребенку хорошо выраженную гибкость, но не может создать прочно­го «мышечного корсета» для сохранения нормального расположения костей. В результате возможны деформации скелета, развитие асим­метричности тела и конечностей, возникновение плоскостопия. Это требует особого внимания к организации нормальной позы детей и использовании физических нагрузок.

Мышечные волокна ребенка тонкие и слабые, они гораздо менее возбу­димы, чему взрослых. Ихроствтолщинупродолжаетсядо30-35лет,ав длину—до 20-25 лет. С интенсивным ростом мышечных волокон про­исходит относительное уменьшение ядерной массы на единицу площа­ди скелетных мышц — по сравнению с новорожденными их масса сни­жается к возрасту 6 лет в 4-5 раз, а к возрасту 10-14 лет — в 6 раз.

Происходит перестройка иннервационного аппарата мышц. В дошкольном и младшем школьном возрасте увеличиваются размеры и дифференциация элементов мышечных, суставных и сухожиль­ных рецепторов, достигая достаточного совершенства к 6 годам. На протяжении данного возрастного периода происходит перераспреде­ление положения мышечных веретен в скелетных мышцах — от рав­номерного их расположения в мышце у новорожденных к сосредота­чиванию веретен в концевых областях мышц, где они подвергаются большему растяжению и, соответственно, точнее информируют мозг о движении мышц. До 11-12 лет происходит также созревание не­рвно-мышечных синапсов, улучшая проведение моторных команд.

382

Мышечная масса детей невелика. Она составляет у новорожден -ных всего 20% от веса тела, у детей 2-3 лет — 23%, в 7-8 лет — 27%, у 15-летних подростков — 32%, в то время как у взрослых нетрениро­ванных людей — около 44%, у спортсменов — порядка 50%.

В первые годы жизни (до 9-10 лет) ребенка тонус мышц-сгибате­лей превышает тонус разгибателей. Детям трудно длительное время сохранять вертикальную позу при стоянии, поддерживать выпрям­ленное положение спины при сидении.

Мышцы конечностей (особенно мелкие мышцы кисти) относи­тельно слабее, чем мышцы туловища. Недостаточное развитие мы­шечно-связочного аппарата брюшного пресса может вызывать обра­зование отвисшего живота и появление грыж при поднятии тяжес­тей . Сила мышц мальчиков в дошкольном и младшем школьном возрас­те равна силе мышц девочек.

Несмотря на повышение абсолютной мышечной силы в возрасте 4-5 лет, относительная сила практически не изменяется, так как рас­тет и масса тела ребенка. Лишь с возраста 6- 7лет прирост силы ока­зывается больше прироста массы тела, и начинает нарастать отно­сительная сила мышц. При этом увеличиваются прыгучесть и скоростно-силовые возможности детей.

К моменту рождения ребенка все волокна его мышц являются медленными. Однако по ходу онтогенеза происходит развитие быс­трых волокон, которое завершается лишь в 14-15 лет.