logo
ЗИМНЯЯ СЕССИЯ / ФИЗИОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОПИОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА / Физиология человека

Частый вариант индивидуального профиля асимметрии различных функций

Доминирование

Рука

Нога

Глаз

Ухо

Вкус

Обоняние

Осязание

Правое

+

+

+

+

Левое

+

+

+

Различают одностороннее доминирование этих функций (либо правостороннее, либо левостороннее преобладание функций рук, ног, зрения, слуха) и парциальное (частичное) с любым сочетанием преобладающих функций.

У детей 4-7 лет односторонний правый профиль асимметрии (рука, нога, глаз, ухо) наблюдается только в 15% случаев, а парциаль­ный — в 80% случаев. По мере взросления повышается праволате-ральность моторики рук и ног, функций зрения. У взрослых правосто­ронний профиль асимметрии отмечается в 26% случаев, а парциаль­ный — в 70 %. Истинных левшей с односторонним левым профилем асимметрии насчитывают около 4%.

Особое значение в жизнедеятельности человека имеет сочетание ведущей правой руки и ведущего правого ыаза. У правшей с ведущим правым глазом лучше ориентировка, чем в случае с ведущим левым глазом. Они лучше адаптируются ко многим сложным формам дея­тельности, требующим быстрого реагирования на изменения ситуа­ции, высокой концентрации и скорости переключения внимания.

Обследование школьников-правшей 7-15 лет с правым ведущим глазом показало их большую способность к понятийному, абстракт­ному мышлению и более низкий уровень тревожности по сравнению с детьми, имеющими более низкие коэффициенты праворукости, стертые признаки левшества и левый ведущий глаз. У школьников-левшей в 90-100% случаев отмечено преобладание реакций на непос­редственные раздражители (первой си шальной системы), а у прав­шей в 25 % случаев — преобладание реакций на словесные раздражи­тели (второй сигнальной системы).

Сенсорные и психические функциональные асимметрии, как и моторные асимметрии, подвержены закономерным изменениям с

возрастом.

Основную роль в регуляции поведения ребенка играет правое полу­шарие головного мозга. Те формы речи, которые доступны детям

500

дошкольного и младшего школьного возраста, по-видимому,

контроли­руются правым полушарием. У взрослых праворуких людей речевая функция связана с левым доминирующим полушарием, в котором находятся моторный центр речи Брока и сенсорный центр речи Вер-нике.

С возраста 10-12 лет начинает нарастать функциональная значи­мость ассоциативных третичных полей коры — нижнетеменных и переднелобных (фронтальных) в управлении двигательными дей­ствиями человека. В возрасте 13-15 лет не только усиливается роль третичных зон, но и начинается их преобладание в левом (ведущем) полушарии, а к возрасту 16-18 лет участие ассоциативных третичных зон левого полушария в контроле двигательного поведения стано­вится преимущественным.

В процессе воспитания и обучения ребенка следует особенно вни­мательно относиться к предпочтению той или иной руки, не переучи­вать леворукихдетейесть, писать и рисовать правой рукой. Такое пе­реучивание нарушает врожденные механизмы управления движения­ми и вызывает ухудшение деятельности ЦН С, замедляет физическое и умственное развитие, может приводить к неврозам и заиканию.

Особенностью женского организма является значительно меньшее проявление функциональной асимметрии левого и правого полушария в осуществлении речевой функции. Функции речи у них связаны в большей мере с деятельностью обоих полушарий.

У женщи н значительно чаще встречается ведущий правый глаз и по­чти в 2 раза чаще преимущество правого уха в восприятии речевой ин­формации . В индивидуальном профиле асимметрии у них чаще выра­жена правосторонняя асимметрия (табл. 35).

Таблица 35