Нормы двигательной активности детей — число шагов за сутки
(поданным Минздрава СССР, 1986)
Возраст, лет | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 11-14 | 15-17 |
Число шагов, тыс. | 9-12 | 12-13 | 14-15 | 15-16 | 17-18 | 18-25 | 25-30 |
За последнее время все большее значение приобретает проблема физиологической незрелости детей (Аршавский И. А., 1985). Число таких детей постоянно растет Это доношенные дети, родившиеся в срок, с нормальным весом (3-3.5 кг) и длиной тела (50-52 см), но функционально незрелые.
Основным признаком физиологической незрелости является мышечная гипотония (тонкие и слабые мышечные волокна с низким мышечным тонусом), которая сопровождается пониженной двигательной активностью. Эти дети отличаются слабым типом нервной системы, малой выраженностью положительных эмоций (подавленное настроение, слезливость и пр.), эмоциональной нестабильностью, низкой устойчивостью к инфекционным и простудным заболеваниям (сниженный иммунитет), задержкой полового развития (инфантилизм), низкой умственной и физической работоспособностью. В возрасте 6 леттакие дети не готовы к поступлению в школу. Количество детей, не достигших «школьной зрелости» в 6-летнем возрасте, составляет около 18%. У «незрелых» детей по сравнению со «зрелыми» умственная работоспособность ниже на 30-72%, величина МПК л/мин у мальчиков ниже на 15.8%, относительная величина МПК ниже на 7.6%.
Главным фактором в борьбе с этим состоянием является правильно организованная двигательная активность. Только постепенное наращивание мышечной деятельности может нормализовать функционирование центральной нервной системы, сенсорных
405
систем, секрецию эндокринных желез, работу органов кровообращения и дыхания и других систем организма.
Дети первых лет жизни приобщаются к систематическим занятиям плаванием, фигурным катанием, гимнастикой и акробатикой, прыжками в воду, теннисом. Начинается их подготовка к занятиям волейболом, баскетболом, лыжному спорту, легкой атлетике. Начало спортивной специализации в различных видах спорта, несмотря на процессы эпохальной и индивидуальной акселерации, должно быть, по мнению ряда специалистов, не ранним, а своевременным. Форсирование физических нагрузок недопустимо. Они должны соответствовать возрастным особенностям и индивидуальным возможностям детского организма.
Ранняя спортивная специализация при недостаточной адекватности применяемых нагрузок может задержать рост и развитие ребенка, ограничить спортивные достижения. При больших психоэмоциональных напряжениях и низких энерготратах спортивные упражнения могут задерживать развитие функций сердца. Имеются данные отом, что мальчики, начавшие заниматься плаванием в 10-13 лет, выполняли нормативы мастера спорта в 66% случаев, а начавшие заниматься в 6-9 лет -— только в 12.5% случаев.
В то же время оптимальные систематические занятия физическими упражнениями совершенно необходимы растущему организму. Повышенный двигательный режим у дошкольников увеличивает темпы созревания всех органов и систем организма. Ускоряется развитие физических качеств.
Увеличение моторной плотности физкультурных занятий в дошкольных учреждениях на 20-25% за счет введения элементов акробатики, различных игр и эстафет уже в течение года дает заметный прирост силы, особенно у мальчиков, и скоростно-силовых возможностей, повышая дальность прыжка по сравнению с обычным режимом при низкой моторной плотности занятий.
Наряду с увеличением объема общей двигательной активности у детей дошкольного возраста особенное значение имеет использование мануаііьньіхупражнений (движений рук). Развитие ручной ловкости, координации мелких движений пальцев оказывает специфические воздействие на формирование речи ребенка. Это связано с тем, что моторные центры движений пальцев рук находятся в коре больших полушарий в непосредственной близости к моторному центру речи. Чем лучше развита способность к собственному осуществлению речевой функции и пониманию речи посторонних лиц, тем выше возможность осознанной речевой регуляции движений. У детей следует преимущественно использовать наглядные методы обучения. Однако демонстрации упражнений необходимо сопровождать словесными указаниями, приучать детей кречевым отчетам.
406
Величина основного обмена генетически детерминирована. Однако систематические физические упражнения сохраняют высокий его уровень, препятствуя возрастному снижению основного обмена и способствуя ускоренному приросту массы тела. Нарастание мышечной массы повышает мышечную силу, обеспечивает укрепление «мышечного корсета», стабильное сохранение позы, улучшает осанку ребенка.
При раннем начале систематических занятий физическими упражнениями следует особенно тщательно регламентировать статические нагрузки, вызывающие негативные реакции неокрепшего детского организма, не допускать асимметричных перегрузок отдельных мышечных групп для избежания непропорционального развития тела и функциональной асимметрии.
Длительные систематические закаливающие процедуры у детей дошкольного возраста (воздушные и водные ванны, игры на свежем воздухе) уравновешивают тонус симпатического и парасимпатического отделов нервной системы, ускоряют развитие механизмов физической терморегуляции. Они снижают возможность простудных заболеваний детей.
Младший школьный возраст является благоприятным для разучивания новых движений. Считают, что с 5до 10 лет ребенок усваивает примерно 90% общего объема приобретаемых вжизни двигательных навыков. При этом у юных спортсменов повышаются возможности варьирования движений во времени и пространстве, в зависимости от возникающих ситуаций, возрастает функциональная лабильность нервных и мышечных звеньев, подвижность нервных процессов в коре больших полушарий.
Большое значение при занятиях физическими упражнениями имеет интенсивность применяемых нагрузок.. На протяжении периода младшего школьного возраста в пробах с велоэргометрическими нагрузками до отказа наибольший прирост объема выполняемой работы наблюдался лишь при выполнении нагрузок умеренной мощности (50% от максимального темпа педалирования). Прирост длительности работы при нагрузках максимальной (100%) и субмаксимальной (80%) мощности — самый низкий. Самый большой прирост темпа педалирования и выносливости наблюдается в период от 7-8-лет до 9-10 лет, причем у мальчиков прирост больше, чем у девочек. Объем выполненной работы с большой мощностью (70% от максимальной) за этот период почти удваивается.
Адаптация к циклической работе различной мощности у младших школьников сопровождается снижением уровня биоэлектрической активности мышц, улучшением координации мышц-антагонистов, что отражает совершенствование и экономизацию центральных регуляторных воздействий.
407
У тренированных школьников по сравнению со сверстниками, не занимающимися физическими упражнениями, отмечается ускорение процессов врабатывания и восстановления, появление периода устойчивого состояния во время работы, проявление синхронизации частоты дыхания и частоты шагов. У юных фехтовальщиков, борцов, боксеров уже после одного года систематических спортивных занятий отмечалось существенное сокращение времени двигательной реакции на свет и звук, повышение возбудимости зрительной и моторной систем, налаживание взаимосвязей моторной и вегетативных систем.
У юных спортсменов быстрее развертываются функции дыхания и сердцебиения, ускоряется повышение минутного объема дыхания и минутного объема кровотока. В возрасте 9-10 лет у девочек повышение минутного объема кровотока обеспечивается большим нарастанием ЧСС, а у мальчиков — преимущественным ростом систолического объема крови. Возрастной особенностью является то, что после окончания работы показатели систолического и минутного объема крови еще некоторое время (1 -2 минуты) продолжают нарастать и лишь-затем снижаются, в отличие от показателей ЧСС, которые сразу начинают снижаться
У юных спортсменов развитие тренированности сопровождается меньшим проявлением спортивной брадикардии в состоянии покоя, чему взрослых. При больших нагрузках у юных спортсменов часто встречаются синусовые аритмии, которые могут свидетельствовать о физическом перенапряжении и нарушении автоматии сердца.
При систематических занятиях физическими упражнениями в периодот 7-8до 10-11 лет существенно увеличиваются аэробные возможности организма, особенно при работе 70-80% мощности от максимальной. Аэробные возможности (потребление кислорода на единицу массы тела) и аэробно-анаэробные возможности у мальчиков быстрее нарастают и возрасте 9-10 лет, а у девочек — на 1 -2 года позже (в 11-12 лет). На начальных этапах адаптации детей к физическим нагрузкам их аэробные возможности особенно зависят от увеличения объема легких и внешнего дыхания. Удельный вес показателей вентиляционной системы на этих этапах составляет от 35 до 90%.
У юных спортсменов младшего школьного возраста относительная величина МПК заметно превышает этот показатель у детей, не занимающихся спортом. Например, у юных конькобежцев 11-12 лет 2 юношеского разряда этот показатель составляет 47.7 мл/мин.кг, у нетренированных детей того же возраста 43.2-50 мл/мин.кг. У юных футболистов 11-12 лет относительная величина М ПК (50 мл/мин.кг) также превышает возрастную норму. Анаэробное обеспечение кратковременных физических нагрузок (80-100%мощности) развивается
408
позже — у девочек лишь к 10-11 годам, а у мальчиков —еще на 1-2 года позже. Концентрация лактата при работе на уровне МПК у детей 7-11 лет в 1.5-2 раза ниже, чем у взрослых.
Суточные энерготраты у юн ых сп ортсменов 7 -10 лет дости гают 2300 ккал (у взрослых спортсменов — до 5000-6000 ккал).
Анализ нормирования физических нагрузок с учетом возрастных особенностей показал, что для непрерывного выполнения циклической работы детьми 7-8 лет на протяжении 15 мин величина нагрузки не должна превышать 1/5 МПК (при мощности порядка 7 кгм/мин.кг), а в 10-летнем возрасте для 20 минутной работы — не более 1/3 МПК(8 кгм/мин.кг). Предельная продолжительность циклических упражнений большой мощности (70% максимальной) у младших школьников не должна превышать 4-5 минут; субмаксимальной нагрузки (80%) — не более 50с; максимальной нагрузки (100%) — 10с.
При развитии выносливости к различным циклическим упражнениям рекомендуемый темп ходьбы у 7-8-летних детей составляет 100, а 9-10-летних— 100-120 шагов в 1 мин. В лыжной подготовке наиболее эффективнымдля развития выносливости оказалось сочетание физических нагрузок большой и умеренной интенсивности(со скоростью 1.8-1.9 м/с и 1.5-1.6 м/с).
Кратковременные статические нагрузки (длительностью не более 10-15с у детей 10-12 лет) полезно использовать для совершенствования функций ЦНС, двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы. Однако их следует строго дозировать — величина поднимаемого веса при однократном выполнении у детей 8-10 лет не должна превышать 50% массы собственного тела, а длительность упражнений — 10-20с.
Для оценки общей работоспособности детей рекомендовано использовать адаптированный тест PWC с выполнением одной нагрузки вместо двух. Используют нашагивание на скамейку в течение 5 минуг в таком темпе, который обеспечивает подъем пульса не менее, чем на 40 уд./мин,т. е.до140-160уд./мин. Величину физической работоспособности при этом рассчитывают по следующей формуле:
где: ЧСС— частота сердцебиений в покое,
ЧСС— частота сердцебиений при работе (рекомендуемая
ЧСС— 130уд./мин),
W — мощность работы, которая высчитывается по формуле:
где: n —25 циклов/мин,
р — масса тела (кг),
h — высота ступеньки (м).
409
Для дошкольников рекомендуется работа в течение двух минут и высота ступеньки в возрасте 4 года— 12-16см,5лет— 18-24см,6лет — 20-24 см. Для школьников: до 8 лет—подъем 2 мин на 35 см; 8-11 лет— 3 мин на 35 см; 12-18 лет—4 мин на 40 см (девочки) и 45 см (мальчики).
Возрастные изменения показателя PWC представлены в таблице 26.
Таблица 26
- Издание подготовлено на кафедре физиологии Санкт-Петербургской государственной академии физической культуры им. П. Ф. Лесгафта
- Часть I общая физиология
- 1. Введение. История физиологии
- Предмет физиологии, ее связь с другими науками и значение для физической культуры и спорта
- Методы физиологических исследований
- Краткая история физиологии
- 2. Общие закономерности физиологии и ее основные понятия
- 2.1. Основные функциональные характеристики возбудимых тканей
- 2.2. Нервная и гуморальная регуляция функций
- 2.3. Рефлекторный механизм деятельности нервной системы
- 2.4. Гомеостаз
- 2.5.2. Проведение возбуждения
- 3. Нервная система
- 3.1. Основные функции цнс
- 3.2. Основные функции и взаимодействия нейронов
- 3.2.1. Основные функции нейронов
- 3.2.2. Типы нейронов
- 3.2.3. Возбуждающие и тормозящие синапсы
- 3.2.4. Возникновение импульсного ответа нейрона
- 3.3. Особенности деятельности нервных центров
- 3.3,1. Особенности проведения возбуждения через нервные центры
- 3.3.2. Суммация возбуждения
- 3.3.3. Трансформация и усвоение ритма
- 3.3.4. Следовые процессы
- 3.4. Координация деятельности цнс
- 3.4.1. Значение процесса торможения в цнс
- 3.4.2. Постсинаптическое и пресинаптическое торможение
- 3.4.3. Явления иррадиации и концентрации
- 3.4.4. Доминанта
- 3.5. Функции спинного мозга и подкорковых отделов головного мозга
- 3.5.1. Спинной мозг
- 3.5.2. Продолговатый мозг и варолиев мост
- 3.5.3. Средний мозг
- 3.5.4. Промежуточный мозг
- 3.5.5. Неспецифическая система мозга
- 3.5.6. Мозжечок
- 3.6. Вегетативная нервная система
- 3.6.1. Функциональная организация вегетативной нервной системы
- 3.6.2. Функции симпатической нервной системы
- 3.6.3. Функции парасимпатической нервной системы
- 3.6.4. Вегетативные рефлексы
- 3.7. Лимбическая система
- 3.8. Функции коры больших полушарий
- 3.8.1. Корковые нейроны
- 3.8.2. Функциональное значение различных корковых полей
- 3.8.3. Парная деятельность и доминирование полушарий
- 3.8.4. Электрическая активность коры больших полушарий
- 4. Высшая нервная деятельность
- 4.1. Условия образования и разновидности условных рефлексов
- 4.2. Внешнее и внутреннее торможение условных рефлексов
- 4.3. Динамический стереотип
- 4.4. Типы высшей нервной деятельности, I и II сигнальная система
- 5. Нервно-мышечный аппарат
- 5.1. Функциональная организация скелетных мышц
- 5.2. Механизмы сокращения и расслабления мышечного волокна
- 5.3. Одиночное и техническое сокращение. Электромиограмма
- Морфофункциональные основы мышечной силы
- Режимы работы мышцы
- Энергетика мышечного сокращения
- Произвольные движения
- 6.1. Основные принципы организации движений
- 6.1.1. Общая схема управления движениями
- 6.1.2. Рефлекторное кольцевое регулирование и программное управление движениями
- 6.1.3. Три основных функциональных блока мозга
- 6.2. Роль различных отделов цнс в регуляции позно-тонических реакций
- 6.2.1. Роль спинного мозга
- 6.2.2. Роль коры головного мозга, мозжечка и ствола мозга
- 6.2.3. Рефлексы поддержания позы (установочные)
- 6.3. Роль различных отделов цнс в регуляции движений
- 6.3.1. Роль спинного мозга и подкорковых отделов цнс в регуляции движений
- 6.3.2. Роль различных отделов коры больших полушарий
- 6.3.3. Речевая регуляция движений
- 6.4. Нисходящие моторные системы
- Сенсорные системы
- 7.1. Общий план организации и функции сенсорных систем
- 7.2. Классификация и механизмы возбуждения рецепторов
- 7.3. Свойства рецепторов
- Кодирование информации
- 7.5. Зрительная сенсорная система
- 7.5.1. Общий план организации
- 7.5.2. Светопроводящие среды глаза и преломление света (рефракция)
- 7.5.3. Фоторецепция
- 7.5.4. Функциональные характеристики зрения
- 7.6. Слуховая сенсорная система
- 7.6.1. Обший план организации
- 7.6.2. Функции наружного, среднего и внутреннего уха
- 7.6.3. Физиологический механизм восприятия звука
- 7.7. Вестибулярная сенсорная система
- 7.7.1. Общий план организации
- 7.7.2. Функционирование вестибулярного аппарата
- 7.7.3. Влияния раздражений вестибулярной системы на другие функции организма
- 7.8. Двигательная сенсорная система
- 7.8.1. Общий план организации
- 7.8.2. Функции проприорецепторов
- 7.9. Сенсорные системы кожи, внутренних органов, вкуса и обоняния
- 7.9.1. Кожная рецепция
- 7.9.2. Висцероцептивная (интерорецептивная) сенсорная система
- 7.9.3. Обонятельная и вкусовая сенсорные системы
- 7.10. Переработка, взаимодействие и значение сенсорной информации
- 7.10.1. Обработка сенсорной информации в проводниковых отделах
- 7.10.2. Обработка информации на корковом уровне
- 7.10.3. Значение деятельности сенсорных систем в спорте
- 8. Кровь
- 8.1. Состав, объем и функции крови
- 8.2. Форменные элементы крови
- 8.2.1. Функции эритроцитов
- 8.2.2. Функции лейкоцитов
- 8.2.3. Функции тромбоцитов
- 8.3. Физико-химические свойства плазмы крови
- 8.4. Свертывание и переливание крови
- 8.4.1. Свертывание крови
- 8.4.2. Переливание крови
- 8.5. Регуляция системы крови
- 9. Кровообращение
- 9.1. Сердце и его физиологические свойства
- 9.2. Движение крови по сосудам (гемодинамика)
- 9.3. Регуляция сердечно-сосудистой системы
- 10. Дыхание
- 10.1. Внешнее дыхание
- Состав воздуха (в %) при спокойном дыхании
- 10.2. Обмен газов в легких и их перенос кровью
- Напряжение Ои со(мм рт. Ст.) при спокойном дыхании воздухом
- 10.3. Регуляция дыхания
- 11. Пищеварение
- 11.1. Общая характеристика пищеварительных процессов
- 11.2. Пищеварение в различных отделах желудочно-кишечного тракта
- 11.2.1. Пищеварение в полости рта
- 11.2.2. Пищеварение в желудке
- 11.2.3. Пищеварение в двенадцатиперстной кишке
- 11.2.4. Пищеварение в тонком кишечнике
- 11.2.5. Пищеварение в толстом кишечнике
- 11.3. Всасывание продуктов переваривания пищи
- 12. Обмен веществ и энергии
- 12.1. Обмен белков
- 12.2. Обмен углеводов
- 12.3. Обмен липидов
- 12.4. Обмен воды и минеральных солей
- 12.5. Обмен энергии
- 12.6. Регуляция обмена веществ и энергии
- 13. Выделение
- 13.1. Общая характеристика выделительных процессов
- 13.2. Почки и их функции
- 6 ) Капсула Шумлянского-Боумена
- 13.3. Процесс мочеобразования и его регуляция
- 13.4. Гомеостатическая функция почек
- 13.5. Мочевыведение и мочеиспускание
- 13.6. Потоотделение
- 14. Тепловой обмен
- 14.1. Температура тела человека и изотермия
- 14.2. Механизмы теплообразования
- 14.3. Механизмы теплоотдачи
- 14.4. Регуляция теплообмена
- 15. Внутренняя секреция
- 15.1. Общая характеристика эндокринной системы
- 15.2. Функции желез внутренней секреции
- 15.2.1. Функции гипофиза
- 15.2.2. Функции надпочечников
- 15.2.4. Функции околощитовидных желез
- 15.2.5. Функции вилочковой железы и эпифиза
- 15.2.6. Эндокринные функции поджелудочной железы
- 15.2.7. Функции половых желез
- 15.3. Изменения эндокринных функций при различных состояниях
- Часть II спортивная физиология
- Раздел I общая спортивная физиология
- 1. Спортивная физиология - учебная и научная дисциплина
- 1.1. Спортивная физиология, ее содержание и задачи
- 1.2. Кафедра физиологии спбгафк им. П. Ф. Лесгафта и ее роль в становлении и развитии спортивной физиологии
- 1.3. Состояние и перспективы развития спортивной физиологии
- 2. Адаптация к физическим нагрузкам и резервные возможности организма
- 2.1. Динамика функций организма при адаптации и ее стадии
- 2.2. Физиологические особенности адаптации к физическим нагрузкам
- 2.3. Срочная и долговременная адаптация к физическим нагрузкам
- 2.4. Функциональная система адаптации
- 2.5. Понятие о физиологических резервах организма, их характеристика и классификация
- 3. Функциональные изменения в организме при физических нагрузках
- 3.1. Изменения функций различных органов и систем организма
- 3.2. Функциональные сдвиги при нагрузках постоянной мощности
- Систолического (сок) и минутного объемов крови (мок) при различной работе
- 3.3. Функциональные сдвиги при нагрузках переменной мощности
- Мощности (а) — бег на 10 км и при работе переменной мощности — игра в футбол (б) и волейбол (в)
- 3.4. Прикладное значение функциональных изменений для оценки работоспособности спортсменов
- 4. Физиологическая характеристика состояний организма при спортивной деятельности
- 4.1. Роль эмоций при спортивной деятельности
- 4.1.1. Значение эмоций
- 4.1.2. Психофизиологические механизмы проявления эмоций
- 4.2. Предстартовые состояния
- 4.2.1. Формы проявления и физиологические механизмы предстартовых состояний
- 4.2.2. Регуляция предстартовых состояний
- 4.3. Разминка и врабатывание
- 4.3.1. Разминка
- 4.3.2. Врабатывание
- 4.4. Устойчивое состояние при циклических упражнениях
- 4.4.1. Виды устойчивого состояния
- 4.4.2. Физиологические особенности устойчивого состояния при циклических упражнениях
- 4.5. Особые состояния организма при ациклических, статических и упражнениях переменной мощности
- 4.5.1. Особые состояния при стандартных ациклических и статических упражнениях
- 4.5.2. Особые состояния при ситуационных упражнениях
- 5. Физическая работоспособность спортсмена
- 5.1. Понятие о физической работоспособности и методические подходы к ее определению
- 5.2. Принципы и методы тестирования физической работоспособности
- Оценка физической работоспособности по индексу Гарвардского степ-теста (по: Аулик и. В., 1979)
- 5.3. Связь физической работоспособности с направленностью тренировочного процесса в спорте
- 5.4. Резервы физической работоспособности
- Функциональные резервы при физической работе различной мощности
- Предельные сдвиги в висцеральных системах при мышечной работе
- Распределение кровотока в покое и при физических нагрузках различной интенсивности
- 6. Физиологические основы утомления спортсменов
- 6.1. Определение и физиологические механизмы развития утомления
- 6.2. Факторы утомления и состояние функций организма
- 6.3. Особенности утомления при различных видах физических нагрузок
- 6.4. Предутомление, хроническое утомление и переутомление
- 7. Физиологическая характеристика восстановительных процессов
- 7.1. Общая характеристика процессов восстановления
- 7.2. Физиологические механизмы восстановительных процессов
- 7.3. Физиологические закономерности восстановительных процессов
- Процессов в изменении работоспособности
- 7.4. Физиологические мероприятия повышения эффективности восстановления
- Раздел II частная спортивная физиология
- 8. Физиологическая классификация и характеристика физических упражнений
- 8.1. Различные критерии классификации упражнений
- Соотношение анаэробных и аэробных источников энергии (%) при различной длительности физических упражнений
- 8.2. Современная классификация
- 8.3. Физиологическая характеристика спортивных поз и статических нагрузок
- 8.4. Физиологическая характеристика стандартных циклических и ациклических движений
- 8.4.2. Стандартные ациклические движения
- 8.5. Физиологическая характеристика нестандартных движений
- 9. Физиологические механизмы и закономерности развития физических качеств
- 9.1. Формы проявления, механизмы и резервы развития силы
- 9.1.1. Формы проявления мышечной силы
- 9.1.2. Физиологические механизмы развития силы
- 9.1.3. Функциональные резервы силы
- 9.2. Формы проявления, механизмы и резервы развития быстроты
- 9.2.1. Формы проявления быстроты
- 9.2.2. Физиологические механизмы развития быстроты
- 9.2.3. Физиологические резервы развития быстроты
- 9.3. Формы проявления, механизмы и резервы развития выносливости
- 9.3.1. Формы проявления выносливости
- 9.3.2. Физиологические механизмы развития выносливости
- 9.3.3. Физиологические резервы выносливости
- 9.4. Понятие о ловкости и гибкости; механизмы и закономерности их развития
- 10. Физиологические механизмы и закономерности формирования двигательных навыков
- 10.1. Двигательные умения, навыки и методы их исследования
- 10.1.1. Двигательные умения и навыки
- 10.1.2. Основные методы исследования
- 10.2. Физиологические механизмы формирования двигательных навыков
- 10.2.1. Функциональная система, доминанта, двигательный динамический стереотип
- 10.2.2. Стабильность и вариативность компонентов двигательного навыка
- Стабильность и вариативность включения различных мышц у квалифицированного тяжелоатлета при многократных рывках штанги
- 10.3. Физиологические закономерности и стадии формирования двигательных навыков
- 10.3.1. Замысел и общий план действия
- 10.3.2. Стадии формирования двигательных навыков
- Появление сходства корковых функциональных систем при мысленном и реальном выполнении бега у спринтера 1 разряда
- «Меченые ритмы» ээг
- 10.4. Физиологические основы совершенствования двигательных навыков
- 10.4.1. Обратные связи
- 10.4.2. Дополнительная информация
- 10.4.3. Надежность и нарушения двигательных навыков
- 11. Физиологические основы развития тренированности
- 11.1. Физиологическая характеристика тренировки и состояния тренированности
- 11.1.1. Физиологические основы процесса тренировки
- 11.1.2. Физиологические основы состояния тренированности
- 11.2. Тестирование функциональной подготовленности спортсменов в покое
- 11.2.1. Особенности функционального тестирования в спорте
- 11.2.2. Показатели функциональной подготовленности в покое
- 11.3. Тестирование функциональной подготовленности спортсменов при стандартных и предельных нагрузках
- 11.3.1. Принципиальные особенности реакций организма спортсменов на стандартные и предельные нагрузки
- 11.3.2. Тестирование функциональной подготовленности при стандартной работе
- 11,4. Физиологическая характеристика перетренированности и перенапряжения
- 11.4.1. Перетренированность
- 11.4.2. Перенапряжение
- 12. Спортивная работоспособность в особых условиях внешней среды
- 12.1. Влияние температуры и влажности воздуха на спортивную работоспособность
- 12.1.1. Влияние повышенной температуры и влажности
- 12.1.2. Влияние пониженной температуры
- 12.2. Спортивная работоспособность в условиях измененного барометрического давления
- 12.2.1. Влияние пониженного барометрического давления
- 12.2.2. Влияние повышенного барометрического давления
- 12.3. Спортивная работоспособность при смене поясно-климатических условий
- 12.4. Физиологические изменения в организме при плавании
- 13. Физиологические основы спортивной тренировки женщин
- 13.1. Морфофункциональные особенности женского организма
- 13.1.1. Деятельность центральной нервной системы и сенсорных систем
- 13.1.2. Двигательный аппарат и развитие физических качеств
- 13.1.3. Энерготраты, аэробные и анаэробные возможности
- 13.1.4. Вегетативные функции
- 13.2. Изменения функций организма в процессе тренировок
- 13.2.1. Изменение функциональных возможностей женского организма в процессе спортивной тренировки
- 13.2.2. Влияние больших нагрузок на организм спортсменок
- 13.3. Влияние биологического цикла на работоспособность женщин
- 13.3.1. Специфический биологический цикл
- 13.3.2. Изменение спортивной работоспособности в различные фазы биологического цикла
- 13.4. Индивидуализация тренировочного процесса с учетом фаз биологического цикла
- 13.4.1. Индивидуальные особенности протекания биологического цикла у спортсменок
- 13.4.2. Учет фаз биологического цикла при построении тренировочного процесса
- 14. Физиолого-генетические особенности спортивного отбора
- 14.1. Физи0л0г0-генетический подход к вопросам спортивного отбора
- 14.2. Наследственные влияния на морфофункциональные особенности и физические качества человека
- 14.2.1. Наследуемость морфофункциональных особенностей
- 14.2.2. Наследуемость проявления физических качеств
- Показатели влияния наследственности (н) на физические качества человека
- 14.3. Учет физи0л0г0-генетических особенностей человека в спортивном отборе
- 14.3.1. Учет семейной наследственности в спортивном отборе
- 14.3.2. Учет тренируемости спортсменов
- 14.4. Значение генетически адекватного и неадекватного выбора спортивной специализации, стиля соревновательной деятельности и сенсомоторного доминирования
- (Квалификации мастера спорта) у высокотренируемых и низкотренируемых спортсменов (по данным разных авторов)
- Количество (%) высококвалифицированных боксеров атакующей
- И контратакующей манеры ведения боя, выбравших адекватный
- И неадекватный для врожденных индивидуально-типологических
- Особенностей стиль соревновательной деятельности
- 14.5. Использование генетических маркеров для поиска высоко и быстро тренируемых спортсменов
- 15. Физиологические основы оздоровительной физической культуры
- 15.1. Роль физической культуры в условиях современной жизни
- 15.1.1. Влияние современных условий жизни на организм человека
- Характеристика некоторых показателей сердечно-сосудистой системы у мужчин с разной степенью адаптации к окружающей среде
- 15.1.2. Роль физической культуры в жизнедеятельности современного человека
- 15.2. Гипокинезия, гиподинамия и их влияние на организм человека
- 15.2.1. Понятия гипокинезия и гиподинамия
- 15.2.2. Влияние недостаточной двигательной активности на организм человека
- 15.3. Нервно-психическое напряжение, монотонность деятельности и их влияние на организм человека
- 15.3.1. Нервно-психическое напряжение
- 15.3.2. Монотонность деятельности
- 15.4. Основные формы оздоровительной физической культуры и их влияние на функциональное состояние организма
- 15.4.1. Основные формы оздоровительной физической культуры
- 15.4.2. Влияние оздоровительной физической культуры на функциональное состояние и неспецифическую устойчивость организма человека
- Часть III возрастная физиология
- 1. Общие физиологические закономерности роста и развития организма человека
- 1.1. Периодизация и гетерохронность развития
- (I) и мальчиков (н)
- 1.2. Сенситивные периоды
- (Максимально частое движение кистью):1 — лица мужского пола, 2 — лица женского пола (по Бальсевич в.К., 2000)
- 1.3. Влияние наследственности и окружающей среды на развитие организма
- Показатели влияния наследственности (н) на некоторые морфофункциональные признаки организма человека
- 1.4. Акселерация эпохальная и индивидуальная, биологический и паспортный возраст
- 2. Физиологические особенности организма детей дошкольного и младшего школьного возраста и их адаптация к физическим нагрузкам
- 2.1. Развитие центральной нервной системы, высшей нервной деятельности и сенсорных систем
- Возрастные изменения рефракции глаза
- 2.2. Физическое развитие и опорно-двигательная система
- 2.3. Особенности крови, кровообращения и дыхания
- Возрастная динамика функциональных показателей и развития физических качеств у детей дошкольного и младшего школьного возраста
- 2.4. Особенности пищеварения, обмена веществ и энергии
- 2.5. Особенности терморегуляции, процессов выделения и деятельности желез внутренней секреции
- 2.6. Физиологические особенности адаптации детей дошкольного и младшего школьного возраста к физическим нагрузкам
- 2.6.1. Возрастные особенности управления движениями
- 2.6.2. Особенности возрастного развития физических качеств
- Возрастная динамика развития физических качеств у мальчиков
- Возрастная динамика равновесия в стойке на одной ноге
- 2.6.3. Реакции вегетативных систем и энергообеспечение при физических нагрузках
- Возрастные изменения длительности задержки дыхания на вдохе
- Возрастная динамика относительных величин максимального потребления кислорода — мпк
- Возрастная динамика изменений чсс после вращательных нагрузок в тесте «Вертикаль»
- 2.6.4. Влияние систематических физических нагрузок на развитие функций, здоровье и работоспособность детей
- Нормы двигательной активности детей — число шагов за сутки
- Возрастная динамика показателей физической работоспособности у мальчиков
- 3. Физиологические особенности организма детей среднего и старшего школьного возраста и их адаптация к физическим нагрузкам
- 3.1. Развитие центральной нервной системы, высшей нервной деятельности и сенсорных систем
- Возрастная динамика пропускной способности (бит/с) зрительной сенсорной системы
- 3.2. Физическое развитие и опорно-двигательная система
- 3.3. Особенности крови, кровообращения, дыхания
- 3.4. Особенности пищеварения, выделения и эндокринной системы
- Возрастная динамика величин жизненной емкости легких (мл) за период от 4 до 17 лет
- Величина балла полового развития у мальчиков и девочек
- 3.5. Особенности терморегуляции, обмена веществ и энергии
- 3.6. Физиологические особенности адаптации детей среднего и старшего школьного возраста к физическим нагрузкам
- 3.6.1. Совершенствование центральной регуляции движений
- 3.6.2. Развитие физических качеств
- Возрастная динамика показателей силы мышц и статической работоспособности у женщин при статических напряжениях
- 3.6.3. Особенности энергетики мышечной деятельности и реакций вегетативных систем на физические нагрузки
- (Кислородный долг, мл/кг) и относительная величина мпк (мл/мин/кг) у мальчиков 9—17лет
- 3.6.4. Влияние спортивной тренировки на развитие функций организма и динамику работоспособности
- Динамика межцентральных взаимосвязей в коре больших полушарий у одних и тех же юных спортсменов-фигуристов на протяжении
- Физическая работоспособность и количество эритроцитов в крови у юных пловцов и нетренированных мальчиков 10-11 лет в начале и конце учебно-тренировочного года
- Юных футболистов по отношению к работоспособности нетренированных сверстников, принятой за 100%
- 4. Физиологические особенности урока физической культуры в школе
- 4.1. Физиологическое обоснование нормирования физических нагрузок для детей школьного возраста
- 4. 2. Изменение функций организма школьников на уроке физической культуры
- 4.3. Влияние занятий физической культурой на физическое, функциональное развитие, работоспособность школьников и состояние их здоровья
- 4.4. Физиолого-педагогический контроль за занятиями физической культурой и физиологические критерии восстановления организма школьников
- 5. Физиологические особенности организма людей зрелого и пожилого возраста и их адаптация к физическим нагрузкам
- 5.1. Старение, продолжительность жизни, адаптивные реакции и реактивность организма
- 5.2. Возрастные особенности опорно-двигательного аппарата, вегетативных и сенсорных систем
- 5.3. Возрастные особенности регуляторных систем
- 5.4. Физиологические особенности адаптации людей зрелого и пожилого возраста к физическим нагрузкам
- 5.4.1. Особенности формирования двигательных навыков и центральной регуляции движений
- 5.4.2. Возрастные изменения физических качеств
- 5.4.3. Особенности адаптации к физическим нагрузкам вегетативных и регуляторных систем организма
- 5.4.4. Влияние физических нагрузок на функциональное состояние, работоспособность и сохранение здоровья людей
- 6. Физиологические особенности переработки информации у спортсменов разного возраста
- 6. 1. Значение для спорта процессов переработки информации и их возрастные особенности
- 6.2. Физиологические основы процессов восприятия, принятия решения и программирования ответных действий
- 6.3. Скорость и эффективность тактического мышления. Пропускная способность мозга
- Соотношения количества информации (I, бит) и числа альтернативных выборов (а)
- 6.4. Помехоустойчивость спортсменов, ее возрастные особенности
- 7. Функциональные асимметрии спортсменов разного возраста
- 7.1. Моторныеасимметрии у человека, их возрастные особенности
- 7.2. Сенсорныеи психическиеасимметрии. Индивидуальный профиль асимметрии
- Частый вариант индивидуального профиля асимметрии различных функций
- Количество лиц (%) с правосторонним профилем асимметрии у мужчин и женщин
- 7.3. Проявление функциональной асимметрии у спортсменов
- Функциональная асимметрия глаз у спортсменов
- Психофизиологические и личностные особенности
- Фехтовальщиков-рапиристов высокого класса — мастеров спорта
- И мастеров спорта международной квалификации
- С различным типом моторного доминирования
- 7.4. Физиологические основы управления тренировочным процессом с учетом функциональной асимметрии
- (Данные амплитуды и длительности эмг при толчке штанги)
- 8. Физиологические основы индивидуально-типологических особенностей спортсменов и их развитие в онтогенезе
- 8.1. Индивидуально-типологические особенности человека
- 8.2. Развитие типологических особенностей в онтогенезе
- 8. 3. Индивидуально-типологические особенности спортсменов и их учет в тренировочном процессе
- 8. 4. Индивидуально-типологические особенности биоритмов и их влияние на работоспособность человека
- Метателей мира
- Заключение
- Часть I
- Часть II
- Раздел II
- Часть III