logo
ЗИМНЯЯ СЕССИЯ / ФИЗИОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОПИОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА / Физиология человека

6. 1. Значение для спорта процессов переработки информации и их возрастные особенности

Результативность спортивной деятельности определяется не только способностью преобразования энергии, но и возможностью пе­реработки информации. Наряду с совершенствованием навыков мо­торных действий у спортсменов происходит формирование навыков тактического мышления — специализированной формы умственной деятельности. Это имеет место в различных видах спорта, но особенно важно в спортивных играх и единоборствах. От­сутствие в них стандартных программ двигательной деятельности требует высокого внимания к текущим ее условиям. Основной фор­мой активности мозга становится не отработка двигательных стерео­типов, а «творческая» функция. С этим связано большое значение процессов восприятия и переработки информации центральной не­рвной системой.

Спортсмен, находящийся на игровой площадке, футбольном поле, боксерском ринге и пр., должен оценивать свое местоположе­ние в их пределах, расположение игроков своей команды и соперни­ка, возможности их взаимодействий, скорость и направление движе­ния мяча, шайбы и др. В крайне малые отрезки времени (секунды и доли секунд) происходят процессы восприятия ситуации и выработ­ка ответных действий. Так, например, длительность этих процессов занимает в спортивных играх 1 -2 с, в боксе — около 0.4-0.8 с.

На эффективность тактического мышления оказывают влияние определенные интеллектуальные качества человека и тип нервной си­стемы: быстрота и объем зрительного восприятия, скорость перера­ботки информации, развитие оперативного мышления, хорошая оперативная память, подвижность нервных процессов, устойчивость и концентрация внимания, помехоустойчивость и др. Результатив­ность соревновательной деятельности футболистов, например,

имеет достоверную корреляцию с силой нервных процессов, их

487

подвижностью и уравновешенностью, а также с интегральным показателем высшей нервной деятельности.

У юных спортсменов эти качества формируются уже в 10-11 лет и под влиянием спортивной тренировки продолжают развиваться до взрослого состояния. Проявление этих способностей, в первую очередь, связано с развитием морфофункциональных взаимосвязей в коре больших полушарий головного мозга и с развитием ассоциа­тивных областей коры. В частности, морфологи отмечают особен­но быстрый рост межцентральных горизонтальных взаимосвязей корковых нейронов в возрасте от 9 до 12 лет. Соответственно, спо­собность к решению простых зрительно-моторных задач особенно резко улучшается именно в этот период и продолжает развиваться до 16 лет. Подростки в 12 лет достаточно хорошо решают более простые тактические задачи. Сложные задачи, возникающие в трудных ситуа­циях, переработка большого количества информации и выбор дей­ствий из 2-х и более альтернатив, решаются лучше с 14-летнего возра­ста. В этом возрасте необходимо проявлять и развивать способности к оперативному мышлению. Возраст 10-13 лет следует считать сенситив­ным периодом развития тактического мышления, когда в коре больших полушарий существенно увеличиваются функциональные взаимо­действия различных корковых областей, совершенствуются функции ассоциативных зон мозга и можно добиться наиболее заметного улуч­шения эффективности решения тактических задач (рис. 67). В возрас­те от 13 до 16 лет способность решать тактические задачи улучшается в меньшей степени и в 16 лет по этой способности подростки еще досто­верно отличаются от взрослых спортсменов (Сологуб Е. Б. и др., 1988).

Рис. 67. Возрастная динамика времени решения тактических задач у баскетболистов

488