14.3.1. Учет семейной наследственности в спортивном отборе
В практике спорта известна роль семейной наследственности. По П. Астранду, в 50% случаев дети выдающихся спортсменов имеют выраженные спортивные способности, многие браться и сестры показывают высокие результаты в спорте (мать и дочь Дерюгины, братья Знаменские, сестры Пресс и др.). Если оба родителя — выдающиеся спортсмены, то высокие результаты у их детей могут быть в 70% случаев.
Еше в 1930-х годах было показано, что выраженную внутрисемейную наследуемость имеют показатели скорости выполнения теппинг-теста. Если оба родителя по теппинг-тесту попадали в группу «быстрых», то среди детей таких родителей значительно больше было «быстрых» (56%), чем «медленных» (лишь 4%).
Если оба родителя оказывались «медленными», то среди детей преобладали «медленные» 71 %), а остальные были «средними» (29%).
336
Оказалось, что внутрисемейное сходство зависит от характера упражнений, особенностей популяции, порядка рождения ребенка в семье.
Более высокие внутрисемейные взаимосвязи присущи скоростным циклическим и скоростно-силовым упражнениям. Изучение архивов в английских закрытых колледжах, где по традиции обучались дети избранных семейств, показало определенное сходство двигательных возможностей детей и родителей в 12-летнем возрасте. Достоверная корреляция была установлена для некоторых морфологических признаков и скоростно-силовых упражнений: длина тела (r = 0.50), бег на 50 ярдов (r = 0.48), прыжки в длину с места (r = 0.78). Однако, корреляция отсутствоваладля сложно-координационных движений, таких как метание теннисного мяча, гимнастические упражнения.
Изучению подвергались многие семейные особенности различных функций организма.
Исследования сдвигов легочной вентиляции в ответ на недостаток кислорода (гипоксию) и избыток углекислого газа (гиперкапнию) у взрослых бегунов-стайеров показали, что дыхательные реакции находящихся в хорошей спортивной форме бегунов на длинные дистанции и их не занимающихся спортом родственников были практически одинаковы. При этом они достоверно отличались от более высоких сдвигов легочной вентиляции у контрольной группы лиц, не занимающихся спортом.
Некоторые противоречивые данные внутрисемейного исследования морфологических признаков генетики объясняют влияниями популяционных особенностей. Так, например, имеются различия в характере внутрисемейных генетических влияний на длину тела в разных популяциях:
в американской популяции самая высокая взаимосвязь выявлена в парах мать—дочь, затем ее снижение в парах мать — сын, отец — сын, отец — дочь;
в африканской популяции снижение корреляции отмечено в другом порядке:
от пары отец — сын к парам мать — сын, мать — дочь, отец — дочь.
О внутрисемейных взаимосвязях в отношении умственной
работоспособности (по показателю коэффициента интеллектуальности) сообщал Г. Айзенк (1989)). По скорости осуществления умственных операций и решения интеллектуальных проблем показатели усыновленных детей соответствовали умственным способностям их биологических родителей, но не приемных родителей. Эти факты свидетельствовали о наследственной природе данных способностей.
В результате анализа браков двоюродных сестер и братьев установлено снижение умственных способностей у их детей, что демонстрирует отрицательный генетический эффект в семьях близких родственников.
Генетически зависимыми являются многие морфофункциональные признаки, определяющие спортивные способности человека и передающиеся по наследству от родителей
337
(длина тела и конечностей, размеры и объемы сердца и легких, умственная работоспособность, восприятие пространства, способность различать цвета, звуки, слова и многое другое).
Специальный анализ наследования спортивных способностей человека был проведен Л. П. Сергиенко (1993) в 163 семьях спортсменов высокого класса (15 мастеров спорта, 120 мастеров спорта международного класса, 28 заслуженных мастеров спорта—победителей и призеров Олимпийских игр, чемпионатов мира, Европы и СССР).
Оказалось, что чаще всего (66.26%) высокие достижения отмечались в смежных поколениях: дети—родители. При этом не было «пропусков» поколений (как в случае рецессивного типа наследования). Отсюда было сделано предположение о доминантном типе наследования.
Было установлено, что у родителей, братьев и сестер выдающихся спортсменов двигательная активность значительно превышала уровень, характерный для людей обычной популяции. Физическим трудом или спортом занимались 48.7% родителей, в большей мере отцы (29.71%), чем матери (18.99%); более активными были братья (79.41 %), чем сестры (42.05%).
У спортсменов-мужчин не было ни одного случая, когда бы мать занималась спортом, а отец не занимался. У выдающихся спортсменов было гораздо больше родственников мужского пола, чем женского, и
родственники-мужчины имели более высокую спортивную квалификацию, чем родственницы-женщины.
Таким образом, у мужчин-спортсменов двигательные способности передавались несомненно по мужской линии. У женщин-спортсменок, в отличие от этого, спортивные способности передавались преимущественно по женской линии.
Выдающиеся спортсмены, специализирующиеся в упражнениях на выносливость, были преимущественно младшими детьми и рождались, как правило, в семьях с двумя или тремя детьми, а в таких видах спорта, как бокс, таэкван-до, это преимущественно первенцы.
Имеется особая закономерность семейного сходства в выборе спортивной специализации: наибольшее сходство выявлено в выборе занятий борьбой (85.71%), тяжелой атлетикой (61.11 %) и фехтованием (55.0%); наименьшее сходство в предпочтении баскетбола и бокса (29.4%), акробатики (28.57%) и волейбола (22.22%).
- Издание подготовлено на кафедре физиологии Санкт-Петербургской государственной академии физической культуры им. П. Ф. Лесгафта
- Часть I общая физиология
- 1. Введение. История физиологии
- Предмет физиологии, ее связь с другими науками и значение для физической культуры и спорта
- Методы физиологических исследований
- Краткая история физиологии
- 2. Общие закономерности физиологии и ее основные понятия
- 2.1. Основные функциональные характеристики возбудимых тканей
- 2.2. Нервная и гуморальная регуляция функций
- 2.3. Рефлекторный механизм деятельности нервной системы
- 2.4. Гомеостаз
- 2.5.2. Проведение возбуждения
- 3. Нервная система
- 3.1. Основные функции цнс
- 3.2. Основные функции и взаимодействия нейронов
- 3.2.1. Основные функции нейронов
- 3.2.2. Типы нейронов
- 3.2.3. Возбуждающие и тормозящие синапсы
- 3.2.4. Возникновение импульсного ответа нейрона
- 3.3. Особенности деятельности нервных центров
- 3.3,1. Особенности проведения возбуждения через нервные центры
- 3.3.2. Суммация возбуждения
- 3.3.3. Трансформация и усвоение ритма
- 3.3.4. Следовые процессы
- 3.4. Координация деятельности цнс
- 3.4.1. Значение процесса торможения в цнс
- 3.4.2. Постсинаптическое и пресинаптическое торможение
- 3.4.3. Явления иррадиации и концентрации
- 3.4.4. Доминанта
- 3.5. Функции спинного мозга и подкорковых отделов головного мозга
- 3.5.1. Спинной мозг
- 3.5.2. Продолговатый мозг и варолиев мост
- 3.5.3. Средний мозг
- 3.5.4. Промежуточный мозг
- 3.5.5. Неспецифическая система мозга
- 3.5.6. Мозжечок
- 3.6. Вегетативная нервная система
- 3.6.1. Функциональная организация вегетативной нервной системы
- 3.6.2. Функции симпатической нервной системы
- 3.6.3. Функции парасимпатической нервной системы
- 3.6.4. Вегетативные рефлексы
- 3.7. Лимбическая система
- 3.8. Функции коры больших полушарий
- 3.8.1. Корковые нейроны
- 3.8.2. Функциональное значение различных корковых полей
- 3.8.3. Парная деятельность и доминирование полушарий
- 3.8.4. Электрическая активность коры больших полушарий
- 4. Высшая нервная деятельность
- 4.1. Условия образования и разновидности условных рефлексов
- 4.2. Внешнее и внутреннее торможение условных рефлексов
- 4.3. Динамический стереотип
- 4.4. Типы высшей нервной деятельности, I и II сигнальная система
- 5. Нервно-мышечный аппарат
- 5.1. Функциональная организация скелетных мышц
- 5.2. Механизмы сокращения и расслабления мышечного волокна
- 5.3. Одиночное и техническое сокращение. Электромиограмма
- Морфофункциональные основы мышечной силы
- Режимы работы мышцы
- Энергетика мышечного сокращения
- Произвольные движения
- 6.1. Основные принципы организации движений
- 6.1.1. Общая схема управления движениями
- 6.1.2. Рефлекторное кольцевое регулирование и программное управление движениями
- 6.1.3. Три основных функциональных блока мозга
- 6.2. Роль различных отделов цнс в регуляции позно-тонических реакций
- 6.2.1. Роль спинного мозга
- 6.2.2. Роль коры головного мозга, мозжечка и ствола мозга
- 6.2.3. Рефлексы поддержания позы (установочные)
- 6.3. Роль различных отделов цнс в регуляции движений
- 6.3.1. Роль спинного мозга и подкорковых отделов цнс в регуляции движений
- 6.3.2. Роль различных отделов коры больших полушарий
- 6.3.3. Речевая регуляция движений
- 6.4. Нисходящие моторные системы
- Сенсорные системы
- 7.1. Общий план организации и функции сенсорных систем
- 7.2. Классификация и механизмы возбуждения рецепторов
- 7.3. Свойства рецепторов
- Кодирование информации
- 7.5. Зрительная сенсорная система
- 7.5.1. Общий план организации
- 7.5.2. Светопроводящие среды глаза и преломление света (рефракция)
- 7.5.3. Фоторецепция
- 7.5.4. Функциональные характеристики зрения
- 7.6. Слуховая сенсорная система
- 7.6.1. Обший план организации
- 7.6.2. Функции наружного, среднего и внутреннего уха
- 7.6.3. Физиологический механизм восприятия звука
- 7.7. Вестибулярная сенсорная система
- 7.7.1. Общий план организации
- 7.7.2. Функционирование вестибулярного аппарата
- 7.7.3. Влияния раздражений вестибулярной системы на другие функции организма
- 7.8. Двигательная сенсорная система
- 7.8.1. Общий план организации
- 7.8.2. Функции проприорецепторов
- 7.9. Сенсорные системы кожи, внутренних органов, вкуса и обоняния
- 7.9.1. Кожная рецепция
- 7.9.2. Висцероцептивная (интерорецептивная) сенсорная система
- 7.9.3. Обонятельная и вкусовая сенсорные системы
- 7.10. Переработка, взаимодействие и значение сенсорной информации
- 7.10.1. Обработка сенсорной информации в проводниковых отделах
- 7.10.2. Обработка информации на корковом уровне
- 7.10.3. Значение деятельности сенсорных систем в спорте
- 8. Кровь
- 8.1. Состав, объем и функции крови
- 8.2. Форменные элементы крови
- 8.2.1. Функции эритроцитов
- 8.2.2. Функции лейкоцитов
- 8.2.3. Функции тромбоцитов
- 8.3. Физико-химические свойства плазмы крови
- 8.4. Свертывание и переливание крови
- 8.4.1. Свертывание крови
- 8.4.2. Переливание крови
- 8.5. Регуляция системы крови
- 9. Кровообращение
- 9.1. Сердце и его физиологические свойства
- 9.2. Движение крови по сосудам (гемодинамика)
- 9.3. Регуляция сердечно-сосудистой системы
- 10. Дыхание
- 10.1. Внешнее дыхание
- Состав воздуха (в %) при спокойном дыхании
- 10.2. Обмен газов в легких и их перенос кровью
- Напряжение Ои со(мм рт. Ст.) при спокойном дыхании воздухом
- 10.3. Регуляция дыхания
- 11. Пищеварение
- 11.1. Общая характеристика пищеварительных процессов
- 11.2. Пищеварение в различных отделах желудочно-кишечного тракта
- 11.2.1. Пищеварение в полости рта
- 11.2.2. Пищеварение в желудке
- 11.2.3. Пищеварение в двенадцатиперстной кишке
- 11.2.4. Пищеварение в тонком кишечнике
- 11.2.5. Пищеварение в толстом кишечнике
- 11.3. Всасывание продуктов переваривания пищи
- 12. Обмен веществ и энергии
- 12.1. Обмен белков
- 12.2. Обмен углеводов
- 12.3. Обмен липидов
- 12.4. Обмен воды и минеральных солей
- 12.5. Обмен энергии
- 12.6. Регуляция обмена веществ и энергии
- 13. Выделение
- 13.1. Общая характеристика выделительных процессов
- 13.2. Почки и их функции
- 6 ) Капсула Шумлянского-Боумена
- 13.3. Процесс мочеобразования и его регуляция
- 13.4. Гомеостатическая функция почек
- 13.5. Мочевыведение и мочеиспускание
- 13.6. Потоотделение
- 14. Тепловой обмен
- 14.1. Температура тела человека и изотермия
- 14.2. Механизмы теплообразования
- 14.3. Механизмы теплоотдачи
- 14.4. Регуляция теплообмена
- 15. Внутренняя секреция
- 15.1. Общая характеристика эндокринной системы
- 15.2. Функции желез внутренней секреции
- 15.2.1. Функции гипофиза
- 15.2.2. Функции надпочечников
- 15.2.4. Функции околощитовидных желез
- 15.2.5. Функции вилочковой железы и эпифиза
- 15.2.6. Эндокринные функции поджелудочной железы
- 15.2.7. Функции половых желез
- 15.3. Изменения эндокринных функций при различных состояниях
- Часть II спортивная физиология
- Раздел I общая спортивная физиология
- 1. Спортивная физиология - учебная и научная дисциплина
- 1.1. Спортивная физиология, ее содержание и задачи
- 1.2. Кафедра физиологии спбгафк им. П. Ф. Лесгафта и ее роль в становлении и развитии спортивной физиологии
- 1.3. Состояние и перспективы развития спортивной физиологии
- 2. Адаптация к физическим нагрузкам и резервные возможности организма
- 2.1. Динамика функций организма при адаптации и ее стадии
- 2.2. Физиологические особенности адаптации к физическим нагрузкам
- 2.3. Срочная и долговременная адаптация к физическим нагрузкам
- 2.4. Функциональная система адаптации
- 2.5. Понятие о физиологических резервах организма, их характеристика и классификация
- 3. Функциональные изменения в организме при физических нагрузках
- 3.1. Изменения функций различных органов и систем организма
- 3.2. Функциональные сдвиги при нагрузках постоянной мощности
- Систолического (сок) и минутного объемов крови (мок) при различной работе
- 3.3. Функциональные сдвиги при нагрузках переменной мощности
- Мощности (а) — бег на 10 км и при работе переменной мощности — игра в футбол (б) и волейбол (в)
- 3.4. Прикладное значение функциональных изменений для оценки работоспособности спортсменов
- 4. Физиологическая характеристика состояний организма при спортивной деятельности
- 4.1. Роль эмоций при спортивной деятельности
- 4.1.1. Значение эмоций
- 4.1.2. Психофизиологические механизмы проявления эмоций
- 4.2. Предстартовые состояния
- 4.2.1. Формы проявления и физиологические механизмы предстартовых состояний
- 4.2.2. Регуляция предстартовых состояний
- 4.3. Разминка и врабатывание
- 4.3.1. Разминка
- 4.3.2. Врабатывание
- 4.4. Устойчивое состояние при циклических упражнениях
- 4.4.1. Виды устойчивого состояния
- 4.4.2. Физиологические особенности устойчивого состояния при циклических упражнениях
- 4.5. Особые состояния организма при ациклических, статических и упражнениях переменной мощности
- 4.5.1. Особые состояния при стандартных ациклических и статических упражнениях
- 4.5.2. Особые состояния при ситуационных упражнениях
- 5. Физическая работоспособность спортсмена
- 5.1. Понятие о физической работоспособности и методические подходы к ее определению
- 5.2. Принципы и методы тестирования физической работоспособности
- Оценка физической работоспособности по индексу Гарвардского степ-теста (по: Аулик и. В., 1979)
- 5.3. Связь физической работоспособности с направленностью тренировочного процесса в спорте
- 5.4. Резервы физической работоспособности
- Функциональные резервы при физической работе различной мощности
- Предельные сдвиги в висцеральных системах при мышечной работе
- Распределение кровотока в покое и при физических нагрузках различной интенсивности
- 6. Физиологические основы утомления спортсменов
- 6.1. Определение и физиологические механизмы развития утомления
- 6.2. Факторы утомления и состояние функций организма
- 6.3. Особенности утомления при различных видах физических нагрузок
- 6.4. Предутомление, хроническое утомление и переутомление
- 7. Физиологическая характеристика восстановительных процессов
- 7.1. Общая характеристика процессов восстановления
- 7.2. Физиологические механизмы восстановительных процессов
- 7.3. Физиологические закономерности восстановительных процессов
- Процессов в изменении работоспособности
- 7.4. Физиологические мероприятия повышения эффективности восстановления
- Раздел II частная спортивная физиология
- 8. Физиологическая классификация и характеристика физических упражнений
- 8.1. Различные критерии классификации упражнений
- Соотношение анаэробных и аэробных источников энергии (%) при различной длительности физических упражнений
- 8.2. Современная классификация
- 8.3. Физиологическая характеристика спортивных поз и статических нагрузок
- 8.4. Физиологическая характеристика стандартных циклических и ациклических движений
- 8.4.2. Стандартные ациклические движения
- 8.5. Физиологическая характеристика нестандартных движений
- 9. Физиологические механизмы и закономерности развития физических качеств
- 9.1. Формы проявления, механизмы и резервы развития силы
- 9.1.1. Формы проявления мышечной силы
- 9.1.2. Физиологические механизмы развития силы
- 9.1.3. Функциональные резервы силы
- 9.2. Формы проявления, механизмы и резервы развития быстроты
- 9.2.1. Формы проявления быстроты
- 9.2.2. Физиологические механизмы развития быстроты
- 9.2.3. Физиологические резервы развития быстроты
- 9.3. Формы проявления, механизмы и резервы развития выносливости
- 9.3.1. Формы проявления выносливости
- 9.3.2. Физиологические механизмы развития выносливости
- 9.3.3. Физиологические резервы выносливости
- 9.4. Понятие о ловкости и гибкости; механизмы и закономерности их развития
- 10. Физиологические механизмы и закономерности формирования двигательных навыков
- 10.1. Двигательные умения, навыки и методы их исследования
- 10.1.1. Двигательные умения и навыки
- 10.1.2. Основные методы исследования
- 10.2. Физиологические механизмы формирования двигательных навыков
- 10.2.1. Функциональная система, доминанта, двигательный динамический стереотип
- 10.2.2. Стабильность и вариативность компонентов двигательного навыка
- Стабильность и вариативность включения различных мышц у квалифицированного тяжелоатлета при многократных рывках штанги
- 10.3. Физиологические закономерности и стадии формирования двигательных навыков
- 10.3.1. Замысел и общий план действия
- 10.3.2. Стадии формирования двигательных навыков
- Появление сходства корковых функциональных систем при мысленном и реальном выполнении бега у спринтера 1 разряда
- «Меченые ритмы» ээг
- 10.4. Физиологические основы совершенствования двигательных навыков
- 10.4.1. Обратные связи
- 10.4.2. Дополнительная информация
- 10.4.3. Надежность и нарушения двигательных навыков
- 11. Физиологические основы развития тренированности
- 11.1. Физиологическая характеристика тренировки и состояния тренированности
- 11.1.1. Физиологические основы процесса тренировки
- 11.1.2. Физиологические основы состояния тренированности
- 11.2. Тестирование функциональной подготовленности спортсменов в покое
- 11.2.1. Особенности функционального тестирования в спорте
- 11.2.2. Показатели функциональной подготовленности в покое
- 11.3. Тестирование функциональной подготовленности спортсменов при стандартных и предельных нагрузках
- 11.3.1. Принципиальные особенности реакций организма спортсменов на стандартные и предельные нагрузки
- 11.3.2. Тестирование функциональной подготовленности при стандартной работе
- 11,4. Физиологическая характеристика перетренированности и перенапряжения
- 11.4.1. Перетренированность
- 11.4.2. Перенапряжение
- 12. Спортивная работоспособность в особых условиях внешней среды
- 12.1. Влияние температуры и влажности воздуха на спортивную работоспособность
- 12.1.1. Влияние повышенной температуры и влажности
- 12.1.2. Влияние пониженной температуры
- 12.2. Спортивная работоспособность в условиях измененного барометрического давления
- 12.2.1. Влияние пониженного барометрического давления
- 12.2.2. Влияние повышенного барометрического давления
- 12.3. Спортивная работоспособность при смене поясно-климатических условий
- 12.4. Физиологические изменения в организме при плавании
- 13. Физиологические основы спортивной тренировки женщин
- 13.1. Морфофункциональные особенности женского организма
- 13.1.1. Деятельность центральной нервной системы и сенсорных систем
- 13.1.2. Двигательный аппарат и развитие физических качеств
- 13.1.3. Энерготраты, аэробные и анаэробные возможности
- 13.1.4. Вегетативные функции
- 13.2. Изменения функций организма в процессе тренировок
- 13.2.1. Изменение функциональных возможностей женского организма в процессе спортивной тренировки
- 13.2.2. Влияние больших нагрузок на организм спортсменок
- 13.3. Влияние биологического цикла на работоспособность женщин
- 13.3.1. Специфический биологический цикл
- 13.3.2. Изменение спортивной работоспособности в различные фазы биологического цикла
- 13.4. Индивидуализация тренировочного процесса с учетом фаз биологического цикла
- 13.4.1. Индивидуальные особенности протекания биологического цикла у спортсменок
- 13.4.2. Учет фаз биологического цикла при построении тренировочного процесса
- 14. Физиолого-генетические особенности спортивного отбора
- 14.1. Физи0л0г0-генетический подход к вопросам спортивного отбора
- 14.2. Наследственные влияния на морфофункциональные особенности и физические качества человека
- 14.2.1. Наследуемость морфофункциональных особенностей
- 14.2.2. Наследуемость проявления физических качеств
- Показатели влияния наследственности (н) на физические качества человека
- 14.3. Учет физи0л0г0-генетических особенностей человека в спортивном отборе
- 14.3.1. Учет семейной наследственности в спортивном отборе
- 14.3.2. Учет тренируемости спортсменов
- 14.4. Значение генетически адекватного и неадекватного выбора спортивной специализации, стиля соревновательной деятельности и сенсомоторного доминирования
- (Квалификации мастера спорта) у высокотренируемых и низкотренируемых спортсменов (по данным разных авторов)
- Количество (%) высококвалифицированных боксеров атакующей
- И контратакующей манеры ведения боя, выбравших адекватный
- И неадекватный для врожденных индивидуально-типологических
- Особенностей стиль соревновательной деятельности
- 14.5. Использование генетических маркеров для поиска высоко и быстро тренируемых спортсменов
- 15. Физиологические основы оздоровительной физической культуры
- 15.1. Роль физической культуры в условиях современной жизни
- 15.1.1. Влияние современных условий жизни на организм человека
- Характеристика некоторых показателей сердечно-сосудистой системы у мужчин с разной степенью адаптации к окружающей среде
- 15.1.2. Роль физической культуры в жизнедеятельности современного человека
- 15.2. Гипокинезия, гиподинамия и их влияние на организм человека
- 15.2.1. Понятия гипокинезия и гиподинамия
- 15.2.2. Влияние недостаточной двигательной активности на организм человека
- 15.3. Нервно-психическое напряжение, монотонность деятельности и их влияние на организм человека
- 15.3.1. Нервно-психическое напряжение
- 15.3.2. Монотонность деятельности
- 15.4. Основные формы оздоровительной физической культуры и их влияние на функциональное состояние организма
- 15.4.1. Основные формы оздоровительной физической культуры
- 15.4.2. Влияние оздоровительной физической культуры на функциональное состояние и неспецифическую устойчивость организма человека
- Часть III возрастная физиология
- 1. Общие физиологические закономерности роста и развития организма человека
- 1.1. Периодизация и гетерохронность развития
- (I) и мальчиков (н)
- 1.2. Сенситивные периоды
- (Максимально частое движение кистью):1 — лица мужского пола, 2 — лица женского пола (по Бальсевич в.К., 2000)
- 1.3. Влияние наследственности и окружающей среды на развитие организма
- Показатели влияния наследственности (н) на некоторые морфофункциональные признаки организма человека
- 1.4. Акселерация эпохальная и индивидуальная, биологический и паспортный возраст
- 2. Физиологические особенности организма детей дошкольного и младшего школьного возраста и их адаптация к физическим нагрузкам
- 2.1. Развитие центральной нервной системы, высшей нервной деятельности и сенсорных систем
- Возрастные изменения рефракции глаза
- 2.2. Физическое развитие и опорно-двигательная система
- 2.3. Особенности крови, кровообращения и дыхания
- Возрастная динамика функциональных показателей и развития физических качеств у детей дошкольного и младшего школьного возраста
- 2.4. Особенности пищеварения, обмена веществ и энергии
- 2.5. Особенности терморегуляции, процессов выделения и деятельности желез внутренней секреции
- 2.6. Физиологические особенности адаптации детей дошкольного и младшего школьного возраста к физическим нагрузкам
- 2.6.1. Возрастные особенности управления движениями
- 2.6.2. Особенности возрастного развития физических качеств
- Возрастная динамика развития физических качеств у мальчиков
- Возрастная динамика равновесия в стойке на одной ноге
- 2.6.3. Реакции вегетативных систем и энергообеспечение при физических нагрузках
- Возрастные изменения длительности задержки дыхания на вдохе
- Возрастная динамика относительных величин максимального потребления кислорода — мпк
- Возрастная динамика изменений чсс после вращательных нагрузок в тесте «Вертикаль»
- 2.6.4. Влияние систематических физических нагрузок на развитие функций, здоровье и работоспособность детей
- Нормы двигательной активности детей — число шагов за сутки
- Возрастная динамика показателей физической работоспособности у мальчиков
- 3. Физиологические особенности организма детей среднего и старшего школьного возраста и их адаптация к физическим нагрузкам
- 3.1. Развитие центральной нервной системы, высшей нервной деятельности и сенсорных систем
- Возрастная динамика пропускной способности (бит/с) зрительной сенсорной системы
- 3.2. Физическое развитие и опорно-двигательная система
- 3.3. Особенности крови, кровообращения, дыхания
- 3.4. Особенности пищеварения, выделения и эндокринной системы
- Возрастная динамика величин жизненной емкости легких (мл) за период от 4 до 17 лет
- Величина балла полового развития у мальчиков и девочек
- 3.5. Особенности терморегуляции, обмена веществ и энергии
- 3.6. Физиологические особенности адаптации детей среднего и старшего школьного возраста к физическим нагрузкам
- 3.6.1. Совершенствование центральной регуляции движений
- 3.6.2. Развитие физических качеств
- Возрастная динамика показателей силы мышц и статической работоспособности у женщин при статических напряжениях
- 3.6.3. Особенности энергетики мышечной деятельности и реакций вегетативных систем на физические нагрузки
- (Кислородный долг, мл/кг) и относительная величина мпк (мл/мин/кг) у мальчиков 9—17лет
- 3.6.4. Влияние спортивной тренировки на развитие функций организма и динамику работоспособности
- Динамика межцентральных взаимосвязей в коре больших полушарий у одних и тех же юных спортсменов-фигуристов на протяжении
- Физическая работоспособность и количество эритроцитов в крови у юных пловцов и нетренированных мальчиков 10-11 лет в начале и конце учебно-тренировочного года
- Юных футболистов по отношению к работоспособности нетренированных сверстников, принятой за 100%
- 4. Физиологические особенности урока физической культуры в школе
- 4.1. Физиологическое обоснование нормирования физических нагрузок для детей школьного возраста
- 4. 2. Изменение функций организма школьников на уроке физической культуры
- 4.3. Влияние занятий физической культурой на физическое, функциональное развитие, работоспособность школьников и состояние их здоровья
- 4.4. Физиолого-педагогический контроль за занятиями физической культурой и физиологические критерии восстановления организма школьников
- 5. Физиологические особенности организма людей зрелого и пожилого возраста и их адаптация к физическим нагрузкам
- 5.1. Старение, продолжительность жизни, адаптивные реакции и реактивность организма
- 5.2. Возрастные особенности опорно-двигательного аппарата, вегетативных и сенсорных систем
- 5.3. Возрастные особенности регуляторных систем
- 5.4. Физиологические особенности адаптации людей зрелого и пожилого возраста к физическим нагрузкам
- 5.4.1. Особенности формирования двигательных навыков и центральной регуляции движений
- 5.4.2. Возрастные изменения физических качеств
- 5.4.3. Особенности адаптации к физическим нагрузкам вегетативных и регуляторных систем организма
- 5.4.4. Влияние физических нагрузок на функциональное состояние, работоспособность и сохранение здоровья людей
- 6. Физиологические особенности переработки информации у спортсменов разного возраста
- 6. 1. Значение для спорта процессов переработки информации и их возрастные особенности
- 6.2. Физиологические основы процессов восприятия, принятия решения и программирования ответных действий
- 6.3. Скорость и эффективность тактического мышления. Пропускная способность мозга
- Соотношения количества информации (I, бит) и числа альтернативных выборов (а)
- 6.4. Помехоустойчивость спортсменов, ее возрастные особенности
- 7. Функциональные асимметрии спортсменов разного возраста
- 7.1. Моторныеасимметрии у человека, их возрастные особенности
- 7.2. Сенсорныеи психическиеасимметрии. Индивидуальный профиль асимметрии
- Частый вариант индивидуального профиля асимметрии различных функций
- Количество лиц (%) с правосторонним профилем асимметрии у мужчин и женщин
- 7.3. Проявление функциональной асимметрии у спортсменов
- Функциональная асимметрия глаз у спортсменов
- Психофизиологические и личностные особенности
- Фехтовальщиков-рапиристов высокого класса — мастеров спорта
- И мастеров спорта международной квалификации
- С различным типом моторного доминирования
- 7.4. Физиологические основы управления тренировочным процессом с учетом функциональной асимметрии
- (Данные амплитуды и длительности эмг при толчке штанги)
- 8. Физиологические основы индивидуально-типологических особенностей спортсменов и их развитие в онтогенезе
- 8.1. Индивидуально-типологические особенности человека
- 8.2. Развитие типологических особенностей в онтогенезе
- 8. 3. Индивидуально-типологические особенности спортсменов и их учет в тренировочном процессе
- 8. 4. Индивидуально-типологические особенности биоритмов и их влияние на работоспособность человека
- Метателей мира
- Заключение
- Часть I
- Часть II
- Раздел II
- Часть III