logo
ЗИМНЯЯ СЕССИЯ / ФИЗИОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОПИОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА / Физиология человека

Возрастная динамика пропускной способности (бит/с) зрительной сенсорной системы

(по: Ермолаев Ю.А., 1985)

Возраст, лет

Девочки

Мальчики

7-8

10-11

12-13

13-14

17-18

19-22

1.00

2.18

2.53

2.90

3.38

3.13

1.09

2.06

2.12

2.60

2.65

2.88

Созревание слуховой сенсорной системы (главным образом ее кор­кового отдела) завершается к 12-13-летнему возрасту. Резко снижа­ются пороги слышимости звуков, особенно в речевом диапазоне (1000-4000 Гц). Повышение остроты слуха позволяет хорошо диф­ференцировать звуковые раздражители. Улучшается скорость и точность восприятия речи, развивается музыкальный слух.

К 11-летнему возрасту повышается точность оценки протяжен­ности звучания различных сигналов и длительности звуковых ин­тервалов, что имеет важное значение для формирования чувства вре­мени у подростков, а совершенствование в этом возрасте бинаурального слуха улучшает пространственную ориентацию.

Вместе с тем у подростков и юношей начинает снижаться воспри­ятие высоких частот, этот процесс продолжается и далее в зрелом возрасте и по мере старения организма.

На нормальную деятельность слуховой сенсорной системы, осо­бенно у подростков, негативное влияние оказывают громкие звуки. В частности, нужно помнить, что систематическое прослушивание громкой музыки через наушники плейеров нарушает воздушную и

415

костную проводимость звуковых колебаний и часто приводитк па­тологическому снижению слуха.

Вестибулярная сенсорная система созревает к 14-летнему возрас­ту. Однако около 40% подростков характеризуется неустойчивостью к действию ускорений. В 15-16 лет еще часто проявляется недоста­точная способность к сохранению равновесия на подвижной опоре. После 16 лет способность поддерживать равновесие значительно улучшается и стабилизируется.

С началом овариально-менструального цикла у девочек 12-13 лет вестибулярная устойчивость приобретает циклический характер, снижаясь в предменструальную и менструальную фазы и улучшаясь в постменструальную и постовуляторную фазы.

В подростковом и юношеском возрасте усиливаются вестибуло-вегетативные реакции симпатического типа, вызывающие повы­шение ЧСС (см. табл. 24). В результате вестибулярных нагрузок воз­никают различные (положительные или отрицательные) эмоцио­нальные реакции, которые необходимо учитывать при работе с деть­ми, а также замедляется течение субъективного времени, что нарушает оценку временных интервалов.

Развитие двигательной сенсорной системы происходит непрерыв­но, значител ьно усиливаясь в возрасте от 7-8 до 13-15 лет, когда дос­тигается оптимальный уровень ее развития. К этому времени в соче­тании с кожной афферентацией формируется хорошо развитая ком­плексная кинестетическая чувствительность.

В 16 лет точность различения мышечных напряжений практичес­ки не отличается от уровня взрослых людей. Благодаря четкому вос­приятию проприоцептивной информации увеличивается способ­ность к управлению не только отдельными мышцами, но даже от­дельными двигательными единицами.