logo
ЗИМНЯЯ СЕССИЯ / ФИЗИОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОПИОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА / Физиология человека

6.2. Физиологические основы процессов восприятия, принятия решения и программирования ответных действий

В ходе решения тактических задач происходят процессы восприя­тия сигналов на периферии сенсорных систем, передача афферент­ных импульсов в проекционные зоны коры больших полушарий, переработка их в подкорковых структурах, первичных (проекцион­ных) и вторичных (опознающих) полях коры, переход от процессов опознания образов ситуации к их осмысливанию в третичных (ниж­нетеменных) полях коры, где взаимодействуют сигналы от различ­ных сенсорных систем и хранящиеся в памяти навыки моторных действий и тактических комбинаций. На основе полученных сведе­ний и доминирующей мотивации переднелобные третичные поля коры осуществляют ключевой момент тактического мышления: вы­бор наиболее адекватного решения, т. е. принятие решения о цели и задачах действия. В соответствии с этим осуществляется по­строение программы для ответных действий и передача эфферент­ных импульсов к нижележащим нервным центрам и скелетным мышцам — команд к движениям и тормозных команд для исключе­ния посторонних движений (рис. 68).

На первом этапе (афферентного синтеза) восприятие внешней и внутренней информации обеспечивается деятельностью различных

Рис. 68. Физиологические механизмы тактического мышления

489

сенсорных систем, в которой основную роль играет зрительная сен­сорная система. Зрение обеспечивает поступление 80-90% внешней информации. При этом огромную роль играет поисковая функция глаза, так как глаз человека не просматривает абсолютно все видимое пространственное поле, а выбирает наиболее значимые детали, в ре­зультате повышается скорость и эффективность восприятия ситуа­ции. В мозгу создается ее обобщенный образ.

Поисковая функция глаза совершенствуется по мере роста спортивного мастерства. Опытные спортсмены способ­ны быстро схватывать целостные картины внешней ситуации, совер­шая меньшее количество поисковых движений глаз и лучше выделяя значимые детали, чем менее подготовленные. Боксер мастер спорта затрачивает на опознание финтов или ударов соперника на 1 с мень­ше, чем менее квалифицированный спортсмен, делает при этом в 2.5 раза меньше ошибок и совершает 1-3 макродвижения глаза (а боксер разрядник — 4-10 движений глаза). При восприятии полета мяча опытные теннисисты по сравнению с менее опытными совершают гораздо меньше ошибок в определении места и времени его встречи, даже при наблюдении лишь за начальной частью траектории его по­лета, а взор спортсмена сразу перемещается в конечную точку, не прослеживая всего пути.

Улучшению процессов восприятия способствует хорошая острота зрения и расширение поля зрения у спортсменов, особенно на цвет­ные раздражители.

В реакциях на движущийся объект большое значение имеет вос­приятие его скорости, при котором происходит либо движение глаза за целью, и тогда анализируется информация от глазодвигательного аппарата, либо информация поступает от последовательного возбуж­дения фоторецепторов при перемещении изображения по сетчатке неподвижного глаза. Важна для восприятия ситуации отлаженная координация движения обоих глаз. Идеальный мышечный баланс встречается у нетренированных лиц примерно в 40% случаев, а у спортсменов игровых видов спорта — в 50-80% случаев.

Слуховая сенсорная система участвует в решении тактических за­дач, обеспечивая ориентацию в пространстве и особенно во времени. Речевые сигналы необходимы для взаимодействия спортсменов, по­лучения информации от тренеров, судей, словесных самоотчетов, инструкций и пр. информации.

В тактическом мышлении учитывается также информация от вес­тибулярного аппарата, от мышц и кожи, от внутренних органов.

Созревание сенсорных систем завершается, в основном, к 12-13-летнему возрасту, а у юных спортсменов на 2-3 года раньше, чем у нетренированных сверстников. Это и определяет достаточное разви­тие у юных спортсменов процессов восприятия.

490

Доминирующая мотивация участвует в процессах предпрограм-мирования, осуществляя оценку ситуации и помогая в выборе мо­торных и тактических программ из памяти. С ее помощью происхо­дит мобилизация усилий на удовлетворение потребностей, обеспече­ние положительных эмоций в деятельности спортсмена.

Она формируется с участием предшествующих переживаний,

ин­дивидуального опыта, накопленных знаний, представлений личнос­ти о цели и задачах действия, о чувстве долга, сиюминутных сооб­ражений и желаний и т. п. В формировании такой доминирующей мотивации принимают участие нервные процессы в различных корковых и подкорковых структурах мозга (в частности, лимбичес-кая система регуляции эмоций), а также гормональная настройка организма.

В целом, весь этап афферентного синтеза обеспечивается тес­ным взаимодействием двух функциональных систем мозга: первым функциональным блоком — регуляции уровня бодрствования, куда входят неспецифические системы мозга (ретикулярная формация, лимбическая система), и вторым функциональным блоком — восприя­тия, переработки и хранения информации, включающем сенсорные системы с первичными, вторичными и третичными (нижнетеменны­ми) полями задней половины коры больших полушарий.

Процесс принятия решений и программирование ответных дей­ствий осуществляет третий функциональный блок мозга — блок ре­гуляции сложных форм поведения, программирования и контроля движений —в передних отделах коры (Лурия А. Р., 1973). Высшим отделом этого блока являются ассоциативные переднелобные обла­сти коры, которые на основании полученных сведений («что име­ем?») осуществляют ключевой момент тактического мышления — принятие решения о цели и задачах действия («что делать?»). Одно­временно формируется образ результата действия («что должно получиться»).

Процессы восприятия информации и принятия решения по дли­тельности составляют примерно 50-60% от общего времени реше­ния тактических задач. Принятие решения контролируется созна­нием. При этом логическому решению всегда предшествует интуи­тивное решение, которое не осознается, т. е. является довербальным (доречевым) компонентом принятия решения. За ним следует вер­бальный компонент — с участием внутренней речи, который отра­жается в сознании (этот период можно зафиксировать по появлению небольшой активности в ЭМГкруговой мышцы рта). В осуществле­нии принятия решения имеет большое значение синхронизация электрической активности различных областей коры больших полу­шарий. Она облегчает межцентральные взаимодействия в процессе переработки информации. Чем более стабильными и сильными

491

являются функциональные взаимосвязи корковых центров, тем быст­рее работает и оказывается более помехоустойчивой рабочая система мозга, становится более эффективным и меньше нарушается такти­ческое мышление.

Богатый запас тактических знаний позволяет квалифицирован­ным спортсменам использовать различные их комбинации и строить на основе процессов экстраполяции (использования предшествующе­го опыта) новые тактические комбинации в неожиданных условиях.

Автоматизация мыслительных операций позволяет многие реше­ния принимать почти мгновенно, как бы интуитивно, а осознавать их уже после выполнения (например, в боксе, фехтовании). Какпока-зывают электрофизиологические данные, по мере автоматизации навыков тактического мышления и двигательных навыков включе­ние переднелобных областей в работу системы регуляции деятельно­сти уменьшается, что сокращает число активных нейронов и увели­чивает скорость решения тактических задач.

Переднелобные (третичные), премоторные (вторичные) и моторные (первичные) поля коры совместно с базальными ядрами, таламусом и мозжечком формируют программу ответных действий и передают ее рабочим органам на периферию. Результаты выполнения движений контролируются переднелобными областями (через каналы обратной связи). Задуманное и осуществленное действие сопоставляются в спе­циальных аппаратах сравнения (хвостатое ядро и др.). При их несоот­ветствии в программы вносятся поправки — сенсорные коррекции.

Скорость обучения и конечный уровень навыков тактического мышления зависят от индивидуальных психофизиологических особен­ностей спортсмена (лабильности и подвижности нервных процес­сов, типа нервной системы, способности к оперативному мышле­нию, концентрации и избирательности внимания и др.). В среднем, около 30% спортсменов обладают высоким уровнем обучаемости, значительно повышая скорость и эффективность решения тактичес­ких задач в процессе обучения. Средние способности к обучению об­наруживают примерно 45% спортсменов, слабые — около 25%. Сле­довательно, процесс обучения тактическому мышлению протекает с разным успехом, демонстрируя разную тренируемость спортсменов.