logo
ЗИМНЯЯ СЕССИЯ / ФИЗИОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОПИОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА / Физиология человека

4. 2. Изменение функций организма школьников на уроке физической культуры

Физиологическое обоснование нагрузок на уроках физической культуры прежде всего обусловлено необходимостью изучения дви -гательной деятельности на уроке с учетом интенсивности нагрузок и времени их выполнения, атакже оценкой функционального состоя­ния организма в ответ на эти нагрузки. Исходя из этих основных положений, в настоящее время общепринятой является струк­тура урока физической культуры, состоящая из трех взаимо­связанных частей: вводной (подготовительной), основной и заключи­тельной. Продолжительность каждой части урока должна опреде­ляться направленностью и характером учебной деятельности, возра­стом и полом школьников, их физическим и функциональным развитием.

В общеобразовательных школах в соответствии с суще­ствующими рекомендациями по проведению урока физической культуры время его каждой части довольно четко регламентировано.

Подготовительная часть урока, продолжитель­ностью 8-10 мин, включает ходьбу с построением, бег со средней скоростью и вольные упражнения. Упражнения подготовительного

451

этапа урока направлены на достижение врабатывания организма школьников к основной его части. Врабатывание различных орга­нов и систем осуществляется неравномерно (вначале — быстро, затем медленнее) и неодновременно (гетерохронно) —двигательная систе­ма (10-30 сек), вегетативные органы (3-5 мин). С физиологических позиций в период врабатывания происходит перестройка нервных и гуморальных механизмов регуляции анимальных и вегетативных систем, формирование необходимого двигательного стереотипа и улучшение координации движений, а также достижение требуемого уровня функций вегетативных органов и систем, оптимально обес­печивающих данную мышечную деятельность.

Основная часть урока, продолжительностью около 30 минут, включает бег, ходьбу, прыжки в длину и высоту и направ­лена, прежде всего, на развитие быстроты и выносливости. Физиоло­гический интерес состоит в том, что в этой части урока следует ожи-датьнаиболее выраженные функциональные изменения.

Заключительная часть урока (5-7мин)включа­ет ходьбу, прыжки на двух и одной ноге, бег со средней скоростью, ходьбу с глубоким дыханием. Все упражнения в этой части урока должны выполняться в замедленном темпе, способствуя расслабле­нию мышц, нормализации функций организма и активизации вос­становительных процессов. Заключительная часть урока должна способствовать постепенному переходу от активной мышечной дея­тельности к обычному двигательному режиму школьника.

Как же изменяются функции организма на различных этапах урока? Во время подготовительной части урока функциональные из­менения характеризуются преобладанием процессов возбуждения в ЦНС, повышением возбудимости сенсорных, моторныхи вегетатив­ных нервных центров, улучшением работы желез внутренней секре­ции. Все это ведет к усилению функций различных органов и систем и, в частности, проявляется ускорением сенсомоторных реакций, увеличением скорости проведения импульсов по нервным и мышеч­ным волокнам; увеличивается скорость метаболических процессов в мышцах, растет содержание в крови катехоламинов и кортикостеро-идов, повышается температура тела.

Со стороны вегетативных органов и систем отмечаются тахикар­дия, повышение артериального давления и скорости кровотока, уве­личиваются ударный и минутный объемы крови, её венозный воз­врат, улучшается микроциркуляция скелетных мышц, миокарда, кожи. Увеличиваются частота и глубина дыхания, минутный объем дыхания, растет коэффициент использования кислорода, повыша­ется количество лейкоцитов, эритроцитов и гемоглобина, отмечается сдвиг кривой диссоциации оксигемоглобина вправо и растет кисло­родная емкость крови, увеличивается потоотделение и др.

452

Физиологический смысл всех этих изменений заключается в переходе различ­ных органов и систем на новый уровень функционирования, оптимаїіь-ный для конкретной мышечной деятельности.

Существующие «Методические рекомендации по проведению урока физической культуры» предусматривают максимальные сдви­ги физиологических функций в основной части урока и возвращение их к исходному состоянию в заключительной части. Однако, как показа­ли специальные исследования В. С. Фарфеля с сотрудниками (1949) и других специалистов, отмечаются значительные отклонения фак­тических данных от методических рекомендаций. В частности, было установлено существенное увеличение частоты сердечных сокраще­ний даже в подготовительной части урока (160-180 уд/мин, а реко­мендуется увеличение не более, чем в 1,5-2 раза от исходного); иногда в подготовительной части урока изменения функций происходят в сторону увеличения по сравнению с основной; в заключительной ча­сти урока показатели не всегда достигают исходных величин.

Все это свидетельствует о неправильном распределении физичес­ких нагрузок на уроке, а следовательно урок не всегда достигает сво­ей цели — повышению выносливости и тренированности, сохране­нию и укреплению здоровья учащихся. С другой стороны, это ука­зывает на необходимость более глубокой и всесторонней физиолого-педагогической оценки урока физической культуры и внесения соответствующих коррективов в его проведение.