logo
ЗИМНЯЯ СЕССИЯ / ФИЗИОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОПИОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА / Физиология человека

8. 3. Индивидуально-типологические особенности спортсменов и их учет в тренировочном процессе

Индивидуально-типологические особенности человека опреде­ляют характер его поведенческой деятельности, в том числе различия спортивной деятельности.

При изучении типологических особенностей адаптации человека к условиям внешней среды В. П. Казначеевым (1984) было все насе­ление классифицировано на группы спринтеров и стайеров, а также промежуточную группу (миксты). Спринтеры в спортивном аспекте характеризуются способностью выполнять кратковремен­ные нагрузки максимальной мощности, в медицинском плане — предрасположенностью к острым формам заболеваний,

512

в психологическом плане — склонностью к эмоциональным стрессам. Они быс­тро адаптируются к экстремальным условиям среды (Крайний Се­вер,Дальний Восток), но вскоре покидаютэти места. Ст а й е р ы в спортивном отношении более выносливы к длительной, монотонной работе; отличаются предрасположенностью к хроническим формам заболеваний; дольше адаптируются к необычным условиям среды, но длительнее сохраняют там работоспособность.

При адаптации спортсменов к физическим нагрузкам отмечают различные типы индивидуальных реакций вегетативных и сомати­ческих систем — с усиленной реакцией сердечно-сосудистой систе­мы на нагрузку — гипертонический тип — ис умерен­ной реакцией — гипотонический тип; с разной способ­ностью нервной системы ктормозно-релаксационным реакциям.

Свойства нервной системы признаются в качестве лимитирую­щих факторов, особенно в ситуационных видах спорта. Их учет весь­ма важен при подборе игроков в командных видах спорта (волейбол, футбол и др.).

Высококвалифицированные спортсмены в своем большинстве (около 80%) относятся к сильному типу нервной системы. Однако спортсме­ны, специализирующиеся в разных видах спорта, характеризуются значительными типологическими различиями. Так, например, среди высококвалифицированных волейболистов преобладающим типом ВНДявляются сангвиники и практически отсутствуют флегматики, а среди велосипедистов-шоссейников, наоборот, основным типом ВИД являются флегматики и значительно меньше сангвиников.

У спортсменов преобладание 2-ой сигнальной системы отмечает­ся в 76% случаев, что гораздо выше, чем у нетренированных лиц — 57%. Спортсмены с инертными нервными процессами и высокой тревожностью медленно на первых порах осваивают двигательные навыки. Эффективность тренировочной и соревновательной дея­тельности ниже у спортсменов со слабой нервной системой, они пло­хо переносят частые выступления на соревнованиях.

По разному происходит распределение сил на листании и у раз­личных спортсменов — велосипедистов, лыжников, конькобежцев. Первую половину дистанции быстрее проходят спортсмены со сла­бой нервной системой, но с высокой ее подвижностью — они создают задел во времени. Вторую половину дистанции быстрее проходят спортсмены с сильной, но инертной нервной системой, способные терпеть трудности. Аналогично этому, волейболисты с сильной не­рвной системой лучше проводят концовку соревновательной встре­чи, чем спортсмены со слабой нервной системой.

Различные типологические свойства нервной системы являются врожденными задатками, из которых при определенных условиях раз­виваются конкретные способности индивидуумов.

513

Для максимального проявления своих способностей человек случайным образом или сознательно выбирает наиболее адекватные приемы и способы дея­тельности, а в спорте — стиль соревновательной деятельности, кото­рый обусловливает тактику ведения спортивной борьбы. Так, в спортивных единоборствах и спортивных играх различают атакую­щий (нападающий), контратакующий (защитный) и комбиниро­ванный стиль. Спортсмены с различным стилем имеют существен­ные различия по временным параметрам деятельности, эффектив­ности решения тактических задач, психофизиологическим особен­ностям и по характеру взаимосвязанной активности в коре больших полушарий.

Спортсмены, предпочитающие атакующую манеру ведения спортивной борьбы, имеют существенно более короткие величины времени сенсомоторной реакции, большую точность реакции на движущийся объект, меньшее время принятия решения и корот­кую общую длительность решения тактических задач, более высо­кие показатели теппинг-теста. Они отличаются более низкими по­казателями в словесном тесте Г. Айзенка. При обучении с электро­миографической обратной связью у них менее выражен прирост способности к управлению мышечными усилиями. Характерной для них является более экономная и асимметричная (преобладаю­щая в левом доминантном полушарии) корковая система взаимо­связанной активности, в которую входят преимущественно зри­тельные и моторные проекции и нижнетеменные ассоциативные зоны коры (ответственные за афферентный синтез и простран­ственную организацию движений) — условно «система восприя­тия». Все это позволяет отнести их к «художественному»типу, по И. П. Павлову.

Спортсмены, использующие контратакующую манеру ведения спортивной борьбы, имеют относительно большие временные пара­метры простой двигательной реакции, принятия решения и общей длительности решения тактических задач, большую стабильность двигательных реакций, большую быстроту оперативного мышле­ния, больший объем и устойчивость внимания, более высокие коэф­фициенты интеллектуальности в словесном тесте. Они характеризу­ются более обширной и симметричной корковой функциональной системой взаимосвязанной активности, в которой существенную роль играют переднелобные ассоциативные области коры, осуществ­ляющие прогноз будущей ситуации, логическую обработку инфор­мации, программирующие и контролирующие движения — условно «система принятия решения». При обучении с ЭМГ-обратной свя­зью у них более успешно совершенствуется мышечное чувство и точ­ность воспроизведения заданных усилий. Этих спортсменов можно отнести к «мыслительному» типу.

514

Рис. 72. Разделение юных волейболисток 11 и 14 лет по психофизиологическим показателям на группы, в которых преобладаю­щими оказались связующие или нападающие спортсменки

Дифференцированный подход к тренировочному процессу спортсменов с различным стилем соревновательной деятельности требует разных педагогических приемов: преимущественного ис­пользования методов показа, наглядности, прочувствования движе­ния, срочной информации при обучении спортсменов атакующего (нападающего) стиля и методов рассказа, инструкций, словесных от­четов для спортсменов контратакующего (защитного) стиля.

При подготовке юных спортсменов важно уже на начальном этапе правильно определить адекватный для них стиль ведения спортивной борьбы. Например, при определении у юных волейболисток 11-14 лет комплекса психофизиологических показателей были выделены 2 группы, включающие преимущественно спортсменок, более способ­ных к нападающим действиям и более способных к роли связующих (рис.72).

Практика спорта показывает, что выбор неадекватного для спорт­смена стиля является лимитирующим фактором, не только замедля­ющим рост спортивного мастерства, но и не дающим возможности достичь наивысших результатов в избранном виде спорта.