7.1. Моторныеасимметрии у человека, их возрастные особенности
Моторной асимметрией называют совокупность признаков неравенства функций рук, ног, мышц правой и левой половины туловища и лица.
Ведущую конечность определяют по следующим признакам:
1) ее предпочтение при выполнении действия одной рукой или ногой,
2) более высокая эффективность по силе, точности и быстроте включения,
3) доминирование при совместной деятельности обеих конечностей.
У большинства людей (в 75% случаев) правая рука является ведущей, а связанное с ней левое полушарие — главенствующим, доминантным.
Это преимущественное значение левого полушария объясняют тем, что практически у всех праворуких (правшей) функция речи контролируется тем же левым полушарием, в котором располагается моторный речевой центр Брока. Гораздо меньше среди населения левшей — примерно 5-10% — и обоеруких или амби-декстров — 15-20%. Среди женщин левши встречаются в 2-3 раза реже, чем среди мужчин. По статистике среди родителей леворуких детей в 10 раз больше левшей, чем среди родителей правшей, что указывает на значительную роль наследственности в развитии леворукости (праворукости).
496
Моторные центры речи лишь у немногих леворуких (около 7%) расположены в правом полушарии, которое контролирует движения левой руки. У большинства левшей они локализуются в левом полушарии, а у небольшой части — в обоих полушариях. Моторные центры рук у левшей также могут располагаться в правом полушарии, либо в левом, либо асимметрия отсутствует.
Таким образом, перекрестные влияния на моторику не являются у человека единственно возможными. Наряду с доминированием левого полушария у правшей и правого — у левшей, может быть одновременное участие обоих полушарий, а также их попеременное доминирование при управлении движениями.
У правшей, как правило, ведущая праваярука превосходит левую по длине, размеру кисти и величине ногтевого ложа большого пальца. Она имеет большую мышечную массу, мышечные волокна ее толще и сильнее. Ведущая правая рука легче и раньше включается в двигательные акты, выполняет их более координирован™, точнее дозирует усилия. Ей принадлежит основная активная роль не только в сознательном управлении движениями, но и в отражении эмоциональных и личностных особенностей человека.
Левой оке руке у правшей отводится преимущественно подсобная роль. Она более вынослива к статическим усилиям, чаще служит опорой при выполнении различных операций.
У праворуких людей центральное управление движениями правой и левой рук неоднозначно. Как показывают современные исследования, моторика правой (ведущей)руки осуществляется в большей степени по механизму центральных команд, более подчинена процессам сознательного управления, включающим самые высшие отделы коры больших полушарий (в первую очередь, переднелобные третичные области). Двигательные навыки правой руки формируются быстрее и легче автоматизируются.
Управление левой рукой у правшей в значительной мере связано с более древним филогенетически и ранее выявляемым в онтогенезе механизмом кольцевого рефлекторного регулирования. В обычных условиях целенаправленной деятел ьности неведущая левая рука существенно отстает от ведущей правой по своим координационным возможностям. Однако в экстремальных ситуациях, при выполнении многоцелевых программ деятельности, когда создаются необычные трудности для программного управления действиями правой руки, эффективность левой руки оказывается более высокой. Обнаружено, что мышцы неведущей левой руки содержат больше быстрых мышечных волокон, характеризуются лучшими взрывными сократительными свойствами и в большей степени подвержены утомлению.
Преобладание правой руки не связано с обязательным доминированием правой ноги. Чаще всего, а именно в 70% случаев, у праворуких
497
людей ведущей является левая нога, т. е. имеется так называемая перекрестная асимметрия. Лишь для пятой части населения характерно наличие ведущей правой руки и правой ноги и всего около 5% людей имеют ведущие левую руку и левую ногу.
Перекрестная асимметрия, столь характерная для правшей, весьма мало выражена у левшей: лишь в 7% случаев у леворуких людей обнаруживается ведущая правая нога.
Различные моторные возможности конечностей проявляются при разных видах локомоций — ходьбе, беге, плавании идр. Правши отклоняются обычно в левую сторону и, в итоге, перемещаясь по кругу, приходят в исходный пункт, а при выключении зрения прямолинейное движение человека невозможно уже в пределах 100м.
Моторная асимметрия проявляется таюке в различном развитии и двигательных возможностях мышц правой и левой половины туловища и лица.
В онтогенезе наблюдается постепенное развитие латерализации моторных функций. У детей 2-3 лет отмечается лишь 33% правору-ких, 13% леворуких и у 54% отсутствует моторная асимметрия. К возрасту 7-8 лет уже более 50% детей является праворукими. Однако степеньдоминирования правой стороныпри освоении двигательных навыков может изменяться в онтогенезе. Так, при освоении симметричных движений скорость их формирования выше на правой (ведущей) стороне в возрасте 9-11 и 15-17 лет, но в переходный период у подростков, наоборот, быстрее формируются навыки на левой (неведущей) стороне.
Хорошо выраженная в молодом возрасте моторная асимметрия по мере старения организма постепенно сглаживается. У людей пожилого возраста число правшей и левшей оказывается примерно одинаковым (50:50%).
- Издание подготовлено на кафедре физиологии Санкт-Петербургской государственной академии физической культуры им. П. Ф. Лесгафта
- Часть I общая физиология
- 1. Введение. История физиологии
- Предмет физиологии, ее связь с другими науками и значение для физической культуры и спорта
- Методы физиологических исследований
- Краткая история физиологии
- 2. Общие закономерности физиологии и ее основные понятия
- 2.1. Основные функциональные характеристики возбудимых тканей
- 2.2. Нервная и гуморальная регуляция функций
- 2.3. Рефлекторный механизм деятельности нервной системы
- 2.4. Гомеостаз
- 2.5.2. Проведение возбуждения
- 3. Нервная система
- 3.1. Основные функции цнс
- 3.2. Основные функции и взаимодействия нейронов
- 3.2.1. Основные функции нейронов
- 3.2.2. Типы нейронов
- 3.2.3. Возбуждающие и тормозящие синапсы
- 3.2.4. Возникновение импульсного ответа нейрона
- 3.3. Особенности деятельности нервных центров
- 3.3,1. Особенности проведения возбуждения через нервные центры
- 3.3.2. Суммация возбуждения
- 3.3.3. Трансформация и усвоение ритма
- 3.3.4. Следовые процессы
- 3.4. Координация деятельности цнс
- 3.4.1. Значение процесса торможения в цнс
- 3.4.2. Постсинаптическое и пресинаптическое торможение
- 3.4.3. Явления иррадиации и концентрации
- 3.4.4. Доминанта
- 3.5. Функции спинного мозга и подкорковых отделов головного мозга
- 3.5.1. Спинной мозг
- 3.5.2. Продолговатый мозг и варолиев мост
- 3.5.3. Средний мозг
- 3.5.4. Промежуточный мозг
- 3.5.5. Неспецифическая система мозга
- 3.5.6. Мозжечок
- 3.6. Вегетативная нервная система
- 3.6.1. Функциональная организация вегетативной нервной системы
- 3.6.2. Функции симпатической нервной системы
- 3.6.3. Функции парасимпатической нервной системы
- 3.6.4. Вегетативные рефлексы
- 3.7. Лимбическая система
- 3.8. Функции коры больших полушарий
- 3.8.1. Корковые нейроны
- 3.8.2. Функциональное значение различных корковых полей
- 3.8.3. Парная деятельность и доминирование полушарий
- 3.8.4. Электрическая активность коры больших полушарий
- 4. Высшая нервная деятельность
- 4.1. Условия образования и разновидности условных рефлексов
- 4.2. Внешнее и внутреннее торможение условных рефлексов
- 4.3. Динамический стереотип
- 4.4. Типы высшей нервной деятельности, I и II сигнальная система
- 5. Нервно-мышечный аппарат
- 5.1. Функциональная организация скелетных мышц
- 5.2. Механизмы сокращения и расслабления мышечного волокна
- 5.3. Одиночное и техническое сокращение. Электромиограмма
- Морфофункциональные основы мышечной силы
- Режимы работы мышцы
- Энергетика мышечного сокращения
- Произвольные движения
- 6.1. Основные принципы организации движений
- 6.1.1. Общая схема управления движениями
- 6.1.2. Рефлекторное кольцевое регулирование и программное управление движениями
- 6.1.3. Три основных функциональных блока мозга
- 6.2. Роль различных отделов цнс в регуляции позно-тонических реакций
- 6.2.1. Роль спинного мозга
- 6.2.2. Роль коры головного мозга, мозжечка и ствола мозга
- 6.2.3. Рефлексы поддержания позы (установочные)
- 6.3. Роль различных отделов цнс в регуляции движений
- 6.3.1. Роль спинного мозга и подкорковых отделов цнс в регуляции движений
- 6.3.2. Роль различных отделов коры больших полушарий
- 6.3.3. Речевая регуляция движений
- 6.4. Нисходящие моторные системы
- Сенсорные системы
- 7.1. Общий план организации и функции сенсорных систем
- 7.2. Классификация и механизмы возбуждения рецепторов
- 7.3. Свойства рецепторов
- Кодирование информации
- 7.5. Зрительная сенсорная система
- 7.5.1. Общий план организации
- 7.5.2. Светопроводящие среды глаза и преломление света (рефракция)
- 7.5.3. Фоторецепция
- 7.5.4. Функциональные характеристики зрения
- 7.6. Слуховая сенсорная система
- 7.6.1. Обший план организации
- 7.6.2. Функции наружного, среднего и внутреннего уха
- 7.6.3. Физиологический механизм восприятия звука
- 7.7. Вестибулярная сенсорная система
- 7.7.1. Общий план организации
- 7.7.2. Функционирование вестибулярного аппарата
- 7.7.3. Влияния раздражений вестибулярной системы на другие функции организма
- 7.8. Двигательная сенсорная система
- 7.8.1. Общий план организации
- 7.8.2. Функции проприорецепторов
- 7.9. Сенсорные системы кожи, внутренних органов, вкуса и обоняния
- 7.9.1. Кожная рецепция
- 7.9.2. Висцероцептивная (интерорецептивная) сенсорная система
- 7.9.3. Обонятельная и вкусовая сенсорные системы
- 7.10. Переработка, взаимодействие и значение сенсорной информации
- 7.10.1. Обработка сенсорной информации в проводниковых отделах
- 7.10.2. Обработка информации на корковом уровне
- 7.10.3. Значение деятельности сенсорных систем в спорте
- 8. Кровь
- 8.1. Состав, объем и функции крови
- 8.2. Форменные элементы крови
- 8.2.1. Функции эритроцитов
- 8.2.2. Функции лейкоцитов
- 8.2.3. Функции тромбоцитов
- 8.3. Физико-химические свойства плазмы крови
- 8.4. Свертывание и переливание крови
- 8.4.1. Свертывание крови
- 8.4.2. Переливание крови
- 8.5. Регуляция системы крови
- 9. Кровообращение
- 9.1. Сердце и его физиологические свойства
- 9.2. Движение крови по сосудам (гемодинамика)
- 9.3. Регуляция сердечно-сосудистой системы
- 10. Дыхание
- 10.1. Внешнее дыхание
- Состав воздуха (в %) при спокойном дыхании
- 10.2. Обмен газов в легких и их перенос кровью
- Напряжение Ои со(мм рт. Ст.) при спокойном дыхании воздухом
- 10.3. Регуляция дыхания
- 11. Пищеварение
- 11.1. Общая характеристика пищеварительных процессов
- 11.2. Пищеварение в различных отделах желудочно-кишечного тракта
- 11.2.1. Пищеварение в полости рта
- 11.2.2. Пищеварение в желудке
- 11.2.3. Пищеварение в двенадцатиперстной кишке
- 11.2.4. Пищеварение в тонком кишечнике
- 11.2.5. Пищеварение в толстом кишечнике
- 11.3. Всасывание продуктов переваривания пищи
- 12. Обмен веществ и энергии
- 12.1. Обмен белков
- 12.2. Обмен углеводов
- 12.3. Обмен липидов
- 12.4. Обмен воды и минеральных солей
- 12.5. Обмен энергии
- 12.6. Регуляция обмена веществ и энергии
- 13. Выделение
- 13.1. Общая характеристика выделительных процессов
- 13.2. Почки и их функции
- 6 ) Капсула Шумлянского-Боумена
- 13.3. Процесс мочеобразования и его регуляция
- 13.4. Гомеостатическая функция почек
- 13.5. Мочевыведение и мочеиспускание
- 13.6. Потоотделение
- 14. Тепловой обмен
- 14.1. Температура тела человека и изотермия
- 14.2. Механизмы теплообразования
- 14.3. Механизмы теплоотдачи
- 14.4. Регуляция теплообмена
- 15. Внутренняя секреция
- 15.1. Общая характеристика эндокринной системы
- 15.2. Функции желез внутренней секреции
- 15.2.1. Функции гипофиза
- 15.2.2. Функции надпочечников
- 15.2.4. Функции околощитовидных желез
- 15.2.5. Функции вилочковой железы и эпифиза
- 15.2.6. Эндокринные функции поджелудочной железы
- 15.2.7. Функции половых желез
- 15.3. Изменения эндокринных функций при различных состояниях
- Часть II спортивная физиология
- Раздел I общая спортивная физиология
- 1. Спортивная физиология - учебная и научная дисциплина
- 1.1. Спортивная физиология, ее содержание и задачи
- 1.2. Кафедра физиологии спбгафк им. П. Ф. Лесгафта и ее роль в становлении и развитии спортивной физиологии
- 1.3. Состояние и перспективы развития спортивной физиологии
- 2. Адаптация к физическим нагрузкам и резервные возможности организма
- 2.1. Динамика функций организма при адаптации и ее стадии
- 2.2. Физиологические особенности адаптации к физическим нагрузкам
- 2.3. Срочная и долговременная адаптация к физическим нагрузкам
- 2.4. Функциональная система адаптации
- 2.5. Понятие о физиологических резервах организма, их характеристика и классификация
- 3. Функциональные изменения в организме при физических нагрузках
- 3.1. Изменения функций различных органов и систем организма
- 3.2. Функциональные сдвиги при нагрузках постоянной мощности
- Систолического (сок) и минутного объемов крови (мок) при различной работе
- 3.3. Функциональные сдвиги при нагрузках переменной мощности
- Мощности (а) — бег на 10 км и при работе переменной мощности — игра в футбол (б) и волейбол (в)
- 3.4. Прикладное значение функциональных изменений для оценки работоспособности спортсменов
- 4. Физиологическая характеристика состояний организма при спортивной деятельности
- 4.1. Роль эмоций при спортивной деятельности
- 4.1.1. Значение эмоций
- 4.1.2. Психофизиологические механизмы проявления эмоций
- 4.2. Предстартовые состояния
- 4.2.1. Формы проявления и физиологические механизмы предстартовых состояний
- 4.2.2. Регуляция предстартовых состояний
- 4.3. Разминка и врабатывание
- 4.3.1. Разминка
- 4.3.2. Врабатывание
- 4.4. Устойчивое состояние при циклических упражнениях
- 4.4.1. Виды устойчивого состояния
- 4.4.2. Физиологические особенности устойчивого состояния при циклических упражнениях
- 4.5. Особые состояния организма при ациклических, статических и упражнениях переменной мощности
- 4.5.1. Особые состояния при стандартных ациклических и статических упражнениях
- 4.5.2. Особые состояния при ситуационных упражнениях
- 5. Физическая работоспособность спортсмена
- 5.1. Понятие о физической работоспособности и методические подходы к ее определению
- 5.2. Принципы и методы тестирования физической работоспособности
- Оценка физической работоспособности по индексу Гарвардского степ-теста (по: Аулик и. В., 1979)
- 5.3. Связь физической работоспособности с направленностью тренировочного процесса в спорте
- 5.4. Резервы физической работоспособности
- Функциональные резервы при физической работе различной мощности
- Предельные сдвиги в висцеральных системах при мышечной работе
- Распределение кровотока в покое и при физических нагрузках различной интенсивности
- 6. Физиологические основы утомления спортсменов
- 6.1. Определение и физиологические механизмы развития утомления
- 6.2. Факторы утомления и состояние функций организма
- 6.3. Особенности утомления при различных видах физических нагрузок
- 6.4. Предутомление, хроническое утомление и переутомление
- 7. Физиологическая характеристика восстановительных процессов
- 7.1. Общая характеристика процессов восстановления
- 7.2. Физиологические механизмы восстановительных процессов
- 7.3. Физиологические закономерности восстановительных процессов
- Процессов в изменении работоспособности
- 7.4. Физиологические мероприятия повышения эффективности восстановления
- Раздел II частная спортивная физиология
- 8. Физиологическая классификация и характеристика физических упражнений
- 8.1. Различные критерии классификации упражнений
- Соотношение анаэробных и аэробных источников энергии (%) при различной длительности физических упражнений
- 8.2. Современная классификация
- 8.3. Физиологическая характеристика спортивных поз и статических нагрузок
- 8.4. Физиологическая характеристика стандартных циклических и ациклических движений
- 8.4.2. Стандартные ациклические движения
- 8.5. Физиологическая характеристика нестандартных движений
- 9. Физиологические механизмы и закономерности развития физических качеств
- 9.1. Формы проявления, механизмы и резервы развития силы
- 9.1.1. Формы проявления мышечной силы
- 9.1.2. Физиологические механизмы развития силы
- 9.1.3. Функциональные резервы силы
- 9.2. Формы проявления, механизмы и резервы развития быстроты
- 9.2.1. Формы проявления быстроты
- 9.2.2. Физиологические механизмы развития быстроты
- 9.2.3. Физиологические резервы развития быстроты
- 9.3. Формы проявления, механизмы и резервы развития выносливости
- 9.3.1. Формы проявления выносливости
- 9.3.2. Физиологические механизмы развития выносливости
- 9.3.3. Физиологические резервы выносливости
- 9.4. Понятие о ловкости и гибкости; механизмы и закономерности их развития
- 10. Физиологические механизмы и закономерности формирования двигательных навыков
- 10.1. Двигательные умения, навыки и методы их исследования
- 10.1.1. Двигательные умения и навыки
- 10.1.2. Основные методы исследования
- 10.2. Физиологические механизмы формирования двигательных навыков
- 10.2.1. Функциональная система, доминанта, двигательный динамический стереотип
- 10.2.2. Стабильность и вариативность компонентов двигательного навыка
- Стабильность и вариативность включения различных мышц у квалифицированного тяжелоатлета при многократных рывках штанги
- 10.3. Физиологические закономерности и стадии формирования двигательных навыков
- 10.3.1. Замысел и общий план действия
- 10.3.2. Стадии формирования двигательных навыков
- Появление сходства корковых функциональных систем при мысленном и реальном выполнении бега у спринтера 1 разряда
- «Меченые ритмы» ээг
- 10.4. Физиологические основы совершенствования двигательных навыков
- 10.4.1. Обратные связи
- 10.4.2. Дополнительная информация
- 10.4.3. Надежность и нарушения двигательных навыков
- 11. Физиологические основы развития тренированности
- 11.1. Физиологическая характеристика тренировки и состояния тренированности
- 11.1.1. Физиологические основы процесса тренировки
- 11.1.2. Физиологические основы состояния тренированности
- 11.2. Тестирование функциональной подготовленности спортсменов в покое
- 11.2.1. Особенности функционального тестирования в спорте
- 11.2.2. Показатели функциональной подготовленности в покое
- 11.3. Тестирование функциональной подготовленности спортсменов при стандартных и предельных нагрузках
- 11.3.1. Принципиальные особенности реакций организма спортсменов на стандартные и предельные нагрузки
- 11.3.2. Тестирование функциональной подготовленности при стандартной работе
- 11,4. Физиологическая характеристика перетренированности и перенапряжения
- 11.4.1. Перетренированность
- 11.4.2. Перенапряжение
- 12. Спортивная работоспособность в особых условиях внешней среды
- 12.1. Влияние температуры и влажности воздуха на спортивную работоспособность
- 12.1.1. Влияние повышенной температуры и влажности
- 12.1.2. Влияние пониженной температуры
- 12.2. Спортивная работоспособность в условиях измененного барометрического давления
- 12.2.1. Влияние пониженного барометрического давления
- 12.2.2. Влияние повышенного барометрического давления
- 12.3. Спортивная работоспособность при смене поясно-климатических условий
- 12.4. Физиологические изменения в организме при плавании
- 13. Физиологические основы спортивной тренировки женщин
- 13.1. Морфофункциональные особенности женского организма
- 13.1.1. Деятельность центральной нервной системы и сенсорных систем
- 13.1.2. Двигательный аппарат и развитие физических качеств
- 13.1.3. Энерготраты, аэробные и анаэробные возможности
- 13.1.4. Вегетативные функции
- 13.2. Изменения функций организма в процессе тренировок
- 13.2.1. Изменение функциональных возможностей женского организма в процессе спортивной тренировки
- 13.2.2. Влияние больших нагрузок на организм спортсменок
- 13.3. Влияние биологического цикла на работоспособность женщин
- 13.3.1. Специфический биологический цикл
- 13.3.2. Изменение спортивной работоспособности в различные фазы биологического цикла
- 13.4. Индивидуализация тренировочного процесса с учетом фаз биологического цикла
- 13.4.1. Индивидуальные особенности протекания биологического цикла у спортсменок
- 13.4.2. Учет фаз биологического цикла при построении тренировочного процесса
- 14. Физиолого-генетические особенности спортивного отбора
- 14.1. Физи0л0г0-генетический подход к вопросам спортивного отбора
- 14.2. Наследственные влияния на морфофункциональные особенности и физические качества человека
- 14.2.1. Наследуемость морфофункциональных особенностей
- 14.2.2. Наследуемость проявления физических качеств
- Показатели влияния наследственности (н) на физические качества человека
- 14.3. Учет физи0л0г0-генетических особенностей человека в спортивном отборе
- 14.3.1. Учет семейной наследственности в спортивном отборе
- 14.3.2. Учет тренируемости спортсменов
- 14.4. Значение генетически адекватного и неадекватного выбора спортивной специализации, стиля соревновательной деятельности и сенсомоторного доминирования
- (Квалификации мастера спорта) у высокотренируемых и низкотренируемых спортсменов (по данным разных авторов)
- Количество (%) высококвалифицированных боксеров атакующей
- И контратакующей манеры ведения боя, выбравших адекватный
- И неадекватный для врожденных индивидуально-типологических
- Особенностей стиль соревновательной деятельности
- 14.5. Использование генетических маркеров для поиска высоко и быстро тренируемых спортсменов
- 15. Физиологические основы оздоровительной физической культуры
- 15.1. Роль физической культуры в условиях современной жизни
- 15.1.1. Влияние современных условий жизни на организм человека
- Характеристика некоторых показателей сердечно-сосудистой системы у мужчин с разной степенью адаптации к окружающей среде
- 15.1.2. Роль физической культуры в жизнедеятельности современного человека
- 15.2. Гипокинезия, гиподинамия и их влияние на организм человека
- 15.2.1. Понятия гипокинезия и гиподинамия
- 15.2.2. Влияние недостаточной двигательной активности на организм человека
- 15.3. Нервно-психическое напряжение, монотонность деятельности и их влияние на организм человека
- 15.3.1. Нервно-психическое напряжение
- 15.3.2. Монотонность деятельности
- 15.4. Основные формы оздоровительной физической культуры и их влияние на функциональное состояние организма
- 15.4.1. Основные формы оздоровительной физической культуры
- 15.4.2. Влияние оздоровительной физической культуры на функциональное состояние и неспецифическую устойчивость организма человека
- Часть III возрастная физиология
- 1. Общие физиологические закономерности роста и развития организма человека
- 1.1. Периодизация и гетерохронность развития
- (I) и мальчиков (н)
- 1.2. Сенситивные периоды
- (Максимально частое движение кистью):1 — лица мужского пола, 2 — лица женского пола (по Бальсевич в.К., 2000)
- 1.3. Влияние наследственности и окружающей среды на развитие организма
- Показатели влияния наследственности (н) на некоторые морфофункциональные признаки организма человека
- 1.4. Акселерация эпохальная и индивидуальная, биологический и паспортный возраст
- 2. Физиологические особенности организма детей дошкольного и младшего школьного возраста и их адаптация к физическим нагрузкам
- 2.1. Развитие центральной нервной системы, высшей нервной деятельности и сенсорных систем
- Возрастные изменения рефракции глаза
- 2.2. Физическое развитие и опорно-двигательная система
- 2.3. Особенности крови, кровообращения и дыхания
- Возрастная динамика функциональных показателей и развития физических качеств у детей дошкольного и младшего школьного возраста
- 2.4. Особенности пищеварения, обмена веществ и энергии
- 2.5. Особенности терморегуляции, процессов выделения и деятельности желез внутренней секреции
- 2.6. Физиологические особенности адаптации детей дошкольного и младшего школьного возраста к физическим нагрузкам
- 2.6.1. Возрастные особенности управления движениями
- 2.6.2. Особенности возрастного развития физических качеств
- Возрастная динамика развития физических качеств у мальчиков
- Возрастная динамика равновесия в стойке на одной ноге
- 2.6.3. Реакции вегетативных систем и энергообеспечение при физических нагрузках
- Возрастные изменения длительности задержки дыхания на вдохе
- Возрастная динамика относительных величин максимального потребления кислорода — мпк
- Возрастная динамика изменений чсс после вращательных нагрузок в тесте «Вертикаль»
- 2.6.4. Влияние систематических физических нагрузок на развитие функций, здоровье и работоспособность детей
- Нормы двигательной активности детей — число шагов за сутки
- Возрастная динамика показателей физической работоспособности у мальчиков
- 3. Физиологические особенности организма детей среднего и старшего школьного возраста и их адаптация к физическим нагрузкам
- 3.1. Развитие центральной нервной системы, высшей нервной деятельности и сенсорных систем
- Возрастная динамика пропускной способности (бит/с) зрительной сенсорной системы
- 3.2. Физическое развитие и опорно-двигательная система
- 3.3. Особенности крови, кровообращения, дыхания
- 3.4. Особенности пищеварения, выделения и эндокринной системы
- Возрастная динамика величин жизненной емкости легких (мл) за период от 4 до 17 лет
- Величина балла полового развития у мальчиков и девочек
- 3.5. Особенности терморегуляции, обмена веществ и энергии
- 3.6. Физиологические особенности адаптации детей среднего и старшего школьного возраста к физическим нагрузкам
- 3.6.1. Совершенствование центральной регуляции движений
- 3.6.2. Развитие физических качеств
- Возрастная динамика показателей силы мышц и статической работоспособности у женщин при статических напряжениях
- 3.6.3. Особенности энергетики мышечной деятельности и реакций вегетативных систем на физические нагрузки
- (Кислородный долг, мл/кг) и относительная величина мпк (мл/мин/кг) у мальчиков 9—17лет
- 3.6.4. Влияние спортивной тренировки на развитие функций организма и динамику работоспособности
- Динамика межцентральных взаимосвязей в коре больших полушарий у одних и тех же юных спортсменов-фигуристов на протяжении
- Физическая работоспособность и количество эритроцитов в крови у юных пловцов и нетренированных мальчиков 10-11 лет в начале и конце учебно-тренировочного года
- Юных футболистов по отношению к работоспособности нетренированных сверстников, принятой за 100%
- 4. Физиологические особенности урока физической культуры в школе
- 4.1. Физиологическое обоснование нормирования физических нагрузок для детей школьного возраста
- 4. 2. Изменение функций организма школьников на уроке физической культуры
- 4.3. Влияние занятий физической культурой на физическое, функциональное развитие, работоспособность школьников и состояние их здоровья
- 4.4. Физиолого-педагогический контроль за занятиями физической культурой и физиологические критерии восстановления организма школьников
- 5. Физиологические особенности организма людей зрелого и пожилого возраста и их адаптация к физическим нагрузкам
- 5.1. Старение, продолжительность жизни, адаптивные реакции и реактивность организма
- 5.2. Возрастные особенности опорно-двигательного аппарата, вегетативных и сенсорных систем
- 5.3. Возрастные особенности регуляторных систем
- 5.4. Физиологические особенности адаптации людей зрелого и пожилого возраста к физическим нагрузкам
- 5.4.1. Особенности формирования двигательных навыков и центральной регуляции движений
- 5.4.2. Возрастные изменения физических качеств
- 5.4.3. Особенности адаптации к физическим нагрузкам вегетативных и регуляторных систем организма
- 5.4.4. Влияние физических нагрузок на функциональное состояние, работоспособность и сохранение здоровья людей
- 6. Физиологические особенности переработки информации у спортсменов разного возраста
- 6. 1. Значение для спорта процессов переработки информации и их возрастные особенности
- 6.2. Физиологические основы процессов восприятия, принятия решения и программирования ответных действий
- 6.3. Скорость и эффективность тактического мышления. Пропускная способность мозга
- Соотношения количества информации (I, бит) и числа альтернативных выборов (а)
- 6.4. Помехоустойчивость спортсменов, ее возрастные особенности
- 7. Функциональные асимметрии спортсменов разного возраста
- 7.1. Моторныеасимметрии у человека, их возрастные особенности
- 7.2. Сенсорныеи психическиеасимметрии. Индивидуальный профиль асимметрии
- Частый вариант индивидуального профиля асимметрии различных функций
- Количество лиц (%) с правосторонним профилем асимметрии у мужчин и женщин
- 7.3. Проявление функциональной асимметрии у спортсменов
- Функциональная асимметрия глаз у спортсменов
- Психофизиологические и личностные особенности
- Фехтовальщиков-рапиристов высокого класса — мастеров спорта
- И мастеров спорта международной квалификации
- С различным типом моторного доминирования
- 7.4. Физиологические основы управления тренировочным процессом с учетом функциональной асимметрии
- (Данные амплитуды и длительности эмг при толчке штанги)
- 8. Физиологические основы индивидуально-типологических особенностей спортсменов и их развитие в онтогенезе
- 8.1. Индивидуально-типологические особенности человека
- 8.2. Развитие типологических особенностей в онтогенезе
- 8. 3. Индивидуально-типологические особенности спортсменов и их учет в тренировочном процессе
- 8. 4. Индивидуально-типологические особенности биоритмов и их влияние на работоспособность человека
- Метателей мира
- Заключение
- Часть I
- Часть II
- Раздел II
- Часть III