logo search
ЗИМНЯЯ СЕССИЯ / ФИЗИОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОПИОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА / Физиология человека

15.1.2. Роль физической культуры в жизнедеятельности современного человека

В процессе эволюции животного мира, в том числе человека, мно-гиеорганы и системы организма формировались в тесной взаимосвя­зи с разного рода движениями. Без работы мышц невозможно пере­мещение человека в пространстве, осуществление внешнего дыха­ния, перекачивание крови сердцем, продвижение пищи по пищева­рительному тракту, работа мочеполовой системы, передача звуковых волн в слуховом аппарате, поисковая функция глазаи чтение текста, произнесение слов и многие другие функции.

Нарастающее в современном мире ограничение подвижности про­тиворечит самой биологической природе человека, нарушая функцио­нирование различных систем организма, снижая работоспособность и ухудшая состояние здоровья. Чем больше прогресс освобождает человека от физического труда и излишних движений, тем больше растет необходимость компенсации двигательной активности.

В этих условиях очевидна роль развития массовых форм физичес­кой культуры.

Приобщение к физической культуре очень важно для женщин, от здоровья которых зависит качество потомства; для детей и подростков, развитие организма которых крайне нуждается в вы­соком уровне подвижности; для лиц пожилого возраста с целью со­хранения бодрости и долголетия.

Запоследнее время, наряду со многими отрицательными демогра­фическими явлениями (сокращение рождаемости, повышение смертности, снижение продолжительности жизни), обнаруживается рост проявлений физиологической незрелости (Аршавский И.А.). Ребенок рождается доношенным, с нормальным весом и длиной тела, но в функциональном отношении недостаточно зрелым. Это проявляется в его пониженной двигательной активнос­ти, мышечной слабости (гипотонии), быстрой утомляемости, сни­жении устойчивости к простудным и инфекционным заболеваниям (снижение иммунитета), неустойчивыми эмоциональными реакция­ми, слабым типом нервной системы. Результатом физиологической незрелости являются недостаточное развитие физических качеств и навыков, ожирение, развитие близорукости, искривления позво­ночника, плоскостопие, детский травматизм. Эти явления наклады­вают свой отпечаток на всю последующую жизнь человека. Они приводят к задержке полового развития (инфантилизму) в подрост­ковом периоде, к снижению физической и умственной работоспо­собности в зрелом возрасте и крайнему старению пожилых людей.

Борьба с проявлениями физиологической незрелости не может сводиться кфармаковоздействиям, психологическим или

352

педагогическим мероприятиям. Основное необходимое средство противосто­яния этому явлению — повышение двигательной активности. Это путь кдолголетию и здоровому образу жизни влюбом возрасте.

Развитие массовой физической культуры и спорта не только обес­печивает сохранение здоровья и повышение работоспособности, но и способствует заполнению досуга и отвлечению населения, в особенности подростков, от вредных привычек— курения, алкоголизма и наркомании

Для этого необходимо мотивировать у населения высокую по­требность в занятиях физической культурой. Спортивные достиже­ния выдающихся атлетов вдохновляют большие массы людей и спо­собствуют их приобщению к систематическим спортивным заняти­ям. Справедливо отмечал основатель современного олимпизма Пьер де Кубертен: для того, чтобы 100 человек занимались физической культурой, нужно, чтобы 50 человек занимались спортом; для того, чтобы 50 человек занимались спортом, нужно, чтобы 20 человек были высококвалифицированными спортсменами, а для этого необ­ходимо, чтобы 5 человек могли показать удивительные достижения.