logo search
ЗИМНЯЯ СЕССИЯ / ФИЗИОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОПИОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА / Физиология человека

1.4. Акселерация эпохальная и индивидуальная, биологический и паспортный возраст

Важной особенностью возрастного развития в настоящее время является акселерация (лат. : акселератио — ускорение). Раз­личают акселерацию эпохальную и индивидуальную. Под эпо­хальной акселерацией понимают ускорение роста, фи­зического развития, полового созревания и психического развития орга­низма человека, которое наблюдается с конца XIX в. — начала XX в. по сравнению с предыдущими годами. Употребляют также термин секу-лярный тренд (вековая тенденция). Такое явление наблюдается в раз­ных странах, в различных городах и сельской местности (рис. 47).

371

Рис. 47. Эпохальная акселерация

Рост юношей- 19-и лет — швейцарцев (Шв.) и японцев (Яп.) в 1910 и 1962 гг

(по: Ishiko Т., 1973)

За последние 30-40летуноворожденныхдетей средняя длина тела увеличилась на 0.5-1 см и масса тела — на 100-150г. Ввозрасте 1 года дети стали, в среднем, длиннее на 5 см и тяжелее на 1.5-2 кг, чем 50-75 лет назад.

Весьма объемное исследование, охватившее детей в возрасте 5-7 лет, было выполнено в различных странах — Северной Америке, Ан­глии, Швеции, Польше — за длительный период времени от 1800г до 1950 г.

Оказалось, что дети этого возраста за каждое десятилетие, в среднем, увеличивались на 1.5 см в длину и на 0.5 кг массы тела.

Подростки и юноши 14-17 лет Москвы, Ленинграда и Киева в 60-70-х г.г. по сравнению с 1923-1925 г.г. оказались выше на 10-13 см, тяжелее на 9-11 кг, окружность их груди — больше на 4.7 см.

Ускорилось половое созревание, раньше формируются вторич­ные половые признаки, на 1.5-2 года раньше появляются первые менструации у девочек, отмечаются случаи раннего деторождения (с 8-9 лет).

В настоящее время максимального роста девушки и юношидос-тигаютв

16-19 лет, а 50 лет назад они достигали его к 20-26 годам. У 19 — летних юношей в Швейцарии средние значения роста в 1888-1890 г.г. были 164 см, а в 1962 г. — 173 см; в Японии эти показатели в 1910 г. составили 162 см, а в 1962 г.— 167 см.

Соответственно, раньше формируются физические качества у подростков, особенно у юных спортсменов. Так, мальчики 14-14.5 лет,

372

специально не занимающиеся спортом, прыгали в длину с места в 1927 г. на 178 см, а в 1967 г. — на 191 см; результаты бега на 60 м в этом возрасте составили в 1938 г. 9.19 с, а в 1962 г. — 8.86 с.

Американские школьники 14-17-летнего возраста в 1963-1964 годах превосходили по силе сверстников, учившихся в той же школе в 1899 году, на 4-5 кг.

По вопросу о причинах эпохальной акселерации нет единого мнения. Считают, что это явление может быть обусловлено усиленным ульт­рафиолетовым облучением (гелиогенная теория), влиянием на эн­докринные железы магнитных волн, возросшей космической радиа­цией, увеличением потребления белков (алиментарная теория), повы­шенным поступлением в организм витаминов и минеральных солей (нутригенная теория), ростом количества получаемой информации, особенно в условиях городской жизни. Предполагают, что природ­ные факторы могут вызывать периодические изменения в генетике человека, обусловливая эпохальные вспышки акселерации.

Врезультате акселерации изменяются стандарты мебели, одеж­ды, обуви, пересматриваются сроки начала обучения в школе и нача­ла спортивной специализации, режимы труда и отдыха детей. Обуче­ние в школе начинается в настоящее время с 6-7 лет, а не с 8 лет, как в начальные десятилетия XX века. Значительно раньше во многих слу­чаях начинаются занятия физической культурой и спортом: плава­нием с первых дней жизни, фигурным катанием, гимнастикой — с 3-4 лет, теннисом — с 5-6 лет, баскетболом — с 6-7 лет.

Однако увлекаться этим нельзя, так как на общем фоне эпохаль­ной акселерации существуют огромные индивидуальные различия в темпах созревания организма. В связи с этим, наряду с понятием эпо­хальной акселерации, как общебиологического явления, существует и понятие об индивидуальной или внутригруп-повой акселерации, т. е. явлении ускорения развития от­дельных детей и подростков в определенных возрастных группах.

Реальный уровень развития организма человека не всегда соот­ветствует его хронологическому или паспортному возрасту, т. е. количеству прожитых лет. В связи с этим возникло понятие — биологический возраст, отражающее реальное состоя­ние развития органов и систем организма в онтогенезе.

Биологический возраст определяют по общим размерам тела, тем -пам прорезывания молочных зубов и их замены на постоянные (зуб­ной возраст), по степени зрелости костной системы (костный воз­раст) и по показателям развития вторичных половых признаков, вы­раженность которых оцени вается в баллах..

При определении баллов полового развития для мальчиков отмечают степень оволосения лобка (Pubis), оволосения подмышечных впадин (Axillaris), оволосения лица (Fades), увеличение щитовидного хряща

373

гортани — кадыка (Larinx) и изменение тембра голоса (Vox). Для де­вочек отмечают степень оволосения лобка, развитие волос в подмы­шечной впадине (Axillaris), развитие молочной железы (Mamma) и становление менструальной функции (Menses). Косвенным показа­телем биологического возраста является так называемый филиппинс­кий тест. Он становится положительным в среднем около 5-6 лет, когда пальцами правой руки, положенной на голову при вертикаль­ном ее поддержании, дети перекрывают левую ушную раковину.

По степени соотношения биологического и паспортного возраста различают акселератов (или акселерантов) — детей и подрос­тков с ускоренным развитием, когда биологический возраст опере­жает паспортный; медиантнов — соответствующих паспорт­ному возрасту, и ретардантов — отстающих в развитии от паспортного возраста. В среднем, около 13-20% от общего количе­ства детей, относящихся к данному возрасту, представляют собой ак­селератов. Столько же примерно детей относится к ретардантам. Ос­новную же массу составляют медианты.

Для акселератов характерны более высокий рост, большая мы­шечная сила и объем сердца, более высокие значения жизненной ем­кости легких, более длительная задержка дыхания, более раннее по­ловое созревание и ускоренное психическое развитие. У детей и под­ростков, опережающих по росту и развитию своих сверстников, от­мечаются ускоренные темпы формирования физических качеств. Они имеют преимущество при занятиях баскетболом, волейболом, теннисом, греблей, плаванием.

Различия биологического и паспортного возраста могут достигать у акселератов 3-5 лет. Например, юные баскетболисты и пловцы 13-й летло показателям роста и развития могут соответствовать 18-лет­ним спортсменам. Однако чрезмерное ускорение созревания не все­гда положительно отражается на состоянии ряда функций организ­ма. Уакселерированныхдетей рости развитие сердца отстает от роста тела, что может привести к сердечно-сосудистым заболеваниям. Из­быточное выделение гормона роста (соматотропина передней доли гипофиза), обеспечивающее сверхвысокий рост, сопровождается не­достаточностью половых гормонов, что требует особого внимания к предъявлению нагрузок гигантам.

Для ретардантов характерно отставание в половом созревании и уменьшение доли жирового компонента тела. Замедленный рост длины и массы тела у детей ретардантов создают им преимущество в развитии относительной силы и прыгучести. Благодаря меньшему весу и большей гибкости девочки-ретардантки предпочтительны в спортивной гимнастике, акробатике, фигурном катании.

В настоящее время считают, что очень часто рост и развитие у ак- ч селератов заканчиваются раньше, а у ретардантов продолжаются зна-374

чительно дольше. В результате конечная длина тела во взрослом со­стоянии у ретардантов может оказаться больше, чему акселератов.

Более медленное созревание мозга также приводит к лучшему его развитию и более высоким умственным способностям. Показано, что у спортсменов сердце растет медленнее и достигает большего объема и большей мощности сердечной мышцы, чем у нетренирован­ных сверстников.

Имеются отдельные сообщения, что в последние десятилетия (с 80-х годов) явления эпохальной акселерации несколько менее вы­ражены.