logo search
ЗИМНЯЯ СЕССИЯ / ФИЗИОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОПИОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА / Физиология человека

10.4.3. Надежность и нарушения двигательных навыков

В экстремальных условиях мышечной работы, при развитии утомления надежность навыка поддерживается путем мобилизации функциональных резервов мозга — дополнительным вовлечением не­рвных центров, включением в систему управления движениями дру­гого полушария. Особенно при этом важно усиление в этой системе роли лобных ассоциативных областей, что указывает на произвол ь-ное преодоление утомления. Такая мобилизация резервов мозга в начальной стадии утомления полезна, так как способствует адапта­ции нервной системы к нагрузке и сохранению навыка. При глубо­ком утомлении и переутомлении система управления движениями разрушается и навык теряется.

При действии различных сбивающих факторов, сопровождаю­щих соревновательную деятельность спортсмена (внешних помех, эмоционального стресса, резких изменениях гомеостаза и ар.), про­исходят нарушения двигательных навыков и потеря их автоматиза-ции,т.е. дезавтоматизация. Эти явления больше выражены у менее подготовленных спортсменов, недостаточно упрочивших демонстрируемые навыки, у юных спортсменов, улиц, обладающих нестабильностью нервных процессов и повышенной возбудимостью, при низком уровнеобщей и специальной работоспособности. Так, не­достаточная адаптация к «рваному» режиму и высокому темпу двига­тельной деятельности в ситуационных видах спорта нарушает навыки точностных движений (бросков и передач мяча, шайбы, ударов в боксе и пр.). Недостаточное освоение переключений от интенсивной лыж­ной гонки к стабильной позе итонкой регуляции нажима спускового крючка, требующих смены одной доминирующей группы нервных центров на другую, снижает меткость стрельбы у биатлонистов.

Снижение функционального состояния организма спортсмена при заболеваниях, кислородном голодании, алкогольном опьянении и пр. понижает устойчивость рабочей доминанты и обнаруживается нарушением навыковыхдействий.

При перерывах в тренировке могут сохраняться основные черты навыка, последовательность его фаз, но теряется способность эф­фективного выполнения тонких его элементов. В наибольшей степе­ни утрачиваются самые сложные элементы навыка, а также вегета­тивные его компоненты.

291