logo search
ЗИМНЯЯ СЕССИЯ / ФИЗИОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОПИОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА / Физиология человека

8.2. Развитие типологических особенностей в онтогенезе

Уже в первые дни и месяцы жизни у детей проявляются различия в вегетативных и эмоциональных реакциях, общей двигательной ак­тивности, актов сосании. Однако типология организма еще не сфор­мирована, сведения о ее развитии до 3-х летнего возраста противоре­чивы. Можно отметить, что все дети имеют слабые нервные процес­сы, особенно внутреннее торможение. У них очень высока чувстви-тел ьность к внешним раздражениям, и внешнее торможение легко подавляет все условные рефлексы. Стереотипы очень прочны и в ре­зультате низкой подвижности с трудом поддаются переделке. Осо­бенно это относится к знакомым лицам, привычной обстановке.

На протяжении периода с 5до 7лет значительно возрастают сила и подвижность нервных процессов. Угашение дифференцировок вырабатывается в 2 раза быстрее, чем у детей 3-5 лет, а внешнее тор­можение при ориентировочной реакции меньше влияет на условные рефлексы. Это период формирования всех основных свойств нервной системы.

В возрасте 7-10 лет все свойства нервной системы уже достигают характерных особенностей взрослого организма. Хотя выявление ти­пологических различий у детей все еще сложнее, чем у взрослых, од­нако сделаны попытки классификации типов ВНД у детей с учетом соотношения активности корковых и подкорковых структур, роли 1 и 2 сигнальных систем. Выделены следующие 4типа ВНД у детей.

Сильный уравновешенный, оптимально возбудимый, быстрый тип. Дети этого типа быстро образуют и прочно сохраняют положительные и отрицательные ус­ловные рефлексы, имеют хорошо развитую речь. Кора больших по­лушарий у них четко контролирует безусловные реакции.

Сильный уравновешенный, медленный тип. Условные рефлексы у детей этого типа медленнее образуются

510

и дольше восстанавливаются после угашения. Безусловные рефлек­сы и эмоциональные реакции у них находятся под выраженным кор­ковым контролем. Эти дети могут устойчиво выполнять сложные задания, хорошо обучаются речи, но их речь несколько замедленна. Сильный неуравновешенный, повышенно возбудимый, безудержный тип. У детей этого типа имеется недостаточность тормозного процесса. Подкорковые реак­ции у них сильно выражены и не всегда контролируются корой. Ус­ловные рефлексы неустойчивы. Вследствие этого их поведение от­личается нестабильностью, эмоциональной возбудимостью и неус­тойчивостью, частыми проявлениями аффектов, вспыльчивостью. Речь у них быстрая, с отдельными выкрикиваниями.

Слабый тип с пониженной возбудимос­тью. Условные рефлексы удетей этого типа образуются медленно и быстро затормаживаются. Эти дети легко утомляются придлительной и сложной работе, плохо адаптируются к новым условиям.

Исследованиями морфологов, физиологов, педагогов и психоло­гов было установлено, что сенситивным периодом развития речи яв­ляются первые 2-3 года жизни ребенка. К 3-х летнему возрасту, в ос­новном, заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок осваивает основные грамматические формы родного языка и большой словарный запас. Дети, выросшие по воле случая среди животных (волков, обезьян, медведей, тигров) и пропустив­шие этот сенситивный период, практически не способны впослед­ствии овладеть речью и более того — даже выжить в человеческом обществе. Как правило, они погибают до наступления детородного возраста. Например, две девочки примерно 7 и 11 лет(Амала и Камала) были воспитаны волками и найдены в индийских дебрях. Камала научилась стоять за 2 года, ходить — за 6 лет, говорить 6 слов — за 4 года, 45 слов —за 7 лет. К 17-летнему возрасту ее умственное разви­тие соответствовало 4 -летнему ребенку. Среди людей она прожила всего Шлет. Так что прекрасные сказки о Маугли, выросшем в вол­чьей стае, и Тарзане, выросшем среди обезьян, и благополучно затем вернувшихся в человеческое общество, оказываются лишь мифами. В процессе формирования речи (и соответствующих отделов моз­га) особую роль играет двигательная активность ребенка. Мышеч­ные ощущения примешиваются ко всем другим ощущениям (зри­тельным, слуховым и др.). Они сопровождают осязательные ощуще­ния при ощупывании и хватании предметов, возникают при просле­живании глазом движущихся предметов в поисковых движениях глаз, при поворотах головы в сторону звуковых сигналов, при на­стройке мышц гортани на тональность слышимого звука и т. п.

Информация от мышечных рецепторов усиливает все другие ощущения и помогает их синтезу. Таким образом, двигательная

511

проекционная область коры является зоной, в которой на ранних этапах онтогенеза (когда еще недоразвиты третичные поля) объединяются нервные импульсы различных сенсорных систем и которая способ­ствует развитию словесных обобщений. Кроме того, важно, что кор­ковые моторные центрыречи находятся в непосредственной близос­ти к центрам мышц, управляющих движенями кисти и пальцев. А эти мышцы относятся к числу наиболее легко управляемых: их двига­тельные единицы содержат наибольшее число произвольно управля­емых — 70-74% против 55-62% ДЕ мышц плечевого и локтевого су­става и против 31-41% управляемых ДЕ мышц ноги. Этим объясня­ется высокая значимость как общей двигательной активности ре­бенка, так и главным образом — движений рук (мануальных движений), в становлении второй сигнальной системы и общем развитии организма.

Как показали исследования, у детей 3-4 лет реакции на непосред­ственные раздражители превалируют над словесными влияниями, у детей 5-5.5 лет, хотя и выработались реакции на слова, непервосигнальные раздражители все еще оказываются сильнее, аудетей 6 летв 60% проб уже начинают доминировать реакции на слова. Преоблада­ющее значение 2-ой сигнальной системы (близкое к тому, что имеется у взрослых) проявляется примерно к 10годам. Однако, на протяже­нии переходного периода, связанного с половым созреванием (с 11-13 лет у девочек и с 13-15 лету мальчиков), вновь наблюдается ос­лабление ее влияния. В этот период скорость выработки условных рефлексов на непосредственные раздражители снова возрастает, а на словесные — замедляется. Лишь через 1.5-2 года (к 15-17 годам) устанавливается прочное соотношение сигнальных систем, харак­терное для типологии взрослого индивида. В целом, формирование устойчивых типологических особенностей человека продолжается вплоть до 16-18лет.