logo search
otvety_po_gosam

Вопрос 2. Эластичность спроса и предложения.

Спрос - это то количество товара или услуг, которое потребители хотят и могут приобрести по доступным ценам. Эластичность спроса по цене – реакция покупателя на изменение рыночной цены. Количественно это реакция изменяется коэффициентом эластичности. Коэф. эластичности – это отношение изменения V спроса в % к относительному изменению цены в %. ЕРД =∆Q/∆Р, все в %. Если цена изменяется незначительно, то используется формула точеной эластичности: ЕРД =∆Q/∆Р : ∆Р/∆Р. Если значительно изменяются цены, то используется формула дуговой эластичности: ЕРД=Q2-Q1/Q2+Q1 : Р2-Р1/Р2+Р1. Различают 3 вида эластичности спроса: - E>1 – эластичный спрос; Е=1 –единичный (нейтральный) спрос; E<1 –неэластичный спрос. Эластичность спроса имеет большое практическое значение, т.к. если спрос на товары эластичный, то ↓ цены на него приводят к ↑ общего дохода производителя. При неэластичном спросе на товары отрицательное влияние сокращение V продаж на общий доход, компенсируется положительным эффектом ↑ цены (если на рынке дефицит или производитель монополист). Эластичность спроса по доходам – изменение спроса в связи с изменением потребительского дохода при других неизменных факторов. Количественно оценивается с помощью коэф: ЕIД =∆Q/Q : ∆I/I. Коэф. Е принимает разные значения: E>0 –товар качественный (и спрос ↑ и ↑ доход); E<0 – доход ↑, а спрос ↓ - товар низкокачественный; Е=0 –товар 1-ой необходимости. Перекрестная эластичность спроса – изменение спроса на отдельный товар, в связи с изменением спроса на другой товар. Ecross = ΔQВ/QВ : ΔРА/PА. Е >0, товары-субституты. Е<0, комплементарные товары. Е=0, товары независимые, индеферентные (пр. молоко и ботинки). Е>1 товары длительного пользования (предметы роскоши).

Предложение – кол-во товаров и услуг, представленных на рынке к продаже. Эластичность предложения – реакция продавцов на изменение цен на товары. Количественно измеряется коэф: ES==∆Q/Q : ∆Р/Р.