logo
otvety_po_gosam

Вопрос 1. Рыночный механизм как взаимосвязь и взаимодействие элементов рынка: спроса, предложения и цены. Конъюнктура рынка.

Рыночный механизм - механизм взаимосвязи основных элементов рынка: спроса, предложения и цены. Рынок- система отношений обмена м/д продавцами и покупателями.Спрос-платежеспособная потребность товаров и услуг. Потребность – нужда в чем-либо, обеспечивает необходимость покупки. Платежеспособность – обеспечивается доходами покупателей и определяет возможность покупки.Величина спроса –то кол-во товаров, ко-е можно приобрести по данной цене в определенный момент времени на определенном рынке. Спрос на практике может принимать различные виды: Нерегулярный – спрос, основанный на сезонной, почасовой потребности (например, незагруженность транспорта днем, перегруженность в часы "пик"). Нерациональный – спрос на товары, которые вредны для здоровья или антисоциальны (сигареты, наркотики). Отрицательный – спрос, когда большая часть рынка недолюбливает товар или услугу (прививки, медицинские операции). Скрытый – спрос, возникающий когда многие потребители испытывают желание в чем-либо, но не могут его удовлетворить, так как товаров и услуг на рынке недостаточно (безвредные сигареты, безопасные жилые районы, экологически чистый автомобиль). Падающий спрос – явление постоянное (снижается посещаемость музеев, театров и т.п.). Рыночный механизм удовлетворяет только те потребности, которые выражены через спрос. Предложение – кол-во товаров и услуг, представленных на рынке к продаже. Если цены ↑, то предприниматели ↑ и предложение товаров, надеясь получить более высокую прибыль. Цена – денежное выражение стоимости товара. Стоимость – затраты труда на производство товаров (а на рынке – форма цены). Но цена зависит не только от стоимости товаров, но и соотношения взаимодействия спроса и предложения. Влияет на равновесную цену («з-он стоимости» Смит, «з-он спроса и предложения»). Рыночный механизм тесно связан с ценой, т.к. цена – его основной инструмент, сигнал, ориентир для производителя и потребителя. Цены несут ин-фо о состоянии рынка для потребителей и производителей. М/д производителями в усл. Рынка существует конкуренция, к-я тоже влияет на равновесную цену (когда спрос=предложению).Все элементы рыночного механизма взаимодействуют, не существуют изолировано. Собственно, их взаимодействие и есть рыночный механизм.

Конъюнктура рынка –ситуация на рынке в определенный момент времени, которое обусловлено соотношением спроса и предложения. Конъюнктура: -понижающая - способствует ↓ спроса, а следовательно и ↓ предложения. – повышающая –способствует ↑ спроса, а следовательно и ↑ предложения. Конъюнктура рынка показывает: динамика производства (увел. или уменьшение); величина тов. запасов; движение цен, %, курса цб; изменение прибыли, з/пл, издержек про-ва; соотношение м/д кол-вом занятых и безработных. Факторы: -циклические (связанные с обновлением основного капитала: кризис), -нециклические (постоянно влияют на экономику: НТП), -случайные (временные и быстропроходящие: мода, эпидемии). Чтобы улучшить экономическую конъюнктуру нужно: - регулировать масштабы инвестиций, - изменить условия и масштабы госзаказов, -пересматривать ур.налогов и % ставок, -регулировать денежные сбережения населения. Т.О., что может сообщить исследование конъюнктуры рынка?: -Изучение сегментов рынка. Для этого достаточно задать вопросы: "Кто мои покупатели? Много ли их? Какой % среди них составляют женщины? Каков их средний возраст, расовая принадлежность, годовой доход, ур. образования? и т.п. –Ин-фо о покупательной способности и покупательских привычках раскроет финансовые преимущества и экономические возможности рыночного сегмента. Чтобы получить эту ин-фо, следует задаться вопросами: "Сколько стоят на рынке товары или услуги, подобные моим? Когда мои потребители совершают покупки? Где они покупают? Почему они принимают решение купить тот или иной товар? Как часто они покупают? Сколько они покупают за один раз? и т.п. -Психологические аспекты рынка -это сведения о системе ценностей потребителей и соблюдаемых ими принципах. Чтобы получить их, необходимо ответить на вопросы: "Какова реакция рынка на программы и услуги? Сравнивают ли на рынке мою компанию с подобными ей компаниями? Какие качества и параметры важны для покупателей? Кто в семье или на предприятии принимает решение о покупке? Волнует ли их, как они выглядят в глазах других? и т.д. -Конкуренция на рынке. Изучить рынок помогут ответы на вопросы: "Кто гл. конкуренты на рынке? Каковы их сильные и слабые стороны? Могу ли я извлечь какую-нибудь выгоду из их слабых сторон? и т.д. –Ин-фо о факторах внешнего характера - это сведения об экономических и политических реалиях, которые могут влиять не только на производительность, но и на само существование. Вопросы, на которые необходимо ответить: " Какое влияние оказывает эк. и полит. стратегия властей на мой рыночный сегмент или на мою отрасль? Какие внеш. факторы влияют на работу отрасли? и т.д.