logo
otvety_po_gosam

20. Понятие рыночного, технологического и стратегического риска освоения нововведения.

Любой инновационный проект содержит определенную степень риска. Проект может оказаться нереализованным, неэффективным или менее эффективным, чем намечалось. Причины неудачи проекта могут носить внешний (неадекватная реакция рынка, действия конкурентов) или внутренний характер (ошибки при определении исходных характеристик проекта в ходе его оценки и отбора или в процессе реализации).

Как показывают исследования, для разных отраслей, разных типов нововведений характерно то, что вероятность успеха на рынке ниже, чем вероятность собственно технического успеха нововведения. Рыночный успех зависит не только от научно-технического достижения, но и от эффективности маркетинговой деятельности, конкурентных позиций фирмы на рынке.

Все риски, связанные с рыночным "провалом" нового продукта, можно свести к пяти взаимосвязанным группам:

1) рыночные риски - изменение конъюнктуры рынка для продукции или услуг данного проекта (изменение спроса и предложения);

2) стратегические риски - недостаточная степень точности оценки ресурсов или затрат, уровня инфляции и др.;

3) экологические риски - непредвиденное законодательное ужесточение экологических нормативов в процессе реализации проекта или недостаточная степень учета природоохранных требований;

4) технологические риски - недостаточная степень точности анализа надежности используемых в проекте технологий;

5) политические риски - изменение политики государственного регулирования в части налогообложения, амортизации; возникновение политической нестабильности или форс-мажорных обстоятельств.