logo
otvety_po_gosam

31. Анализ прибыли и рентабельности

Прибыль хозяйствующего субъекта — обобщающий показатель, характеризующий конечный результат деятельности предприятия. Он измеряется абсолютными и относительными показателями. Абсолютный показатель — это сумма прибыли (валовая прибыль, прибыль от операционной деятельности, прибыль от обычной деятельности до налогообложения, чистая прибыль). Эти показатели отражаются в Форме № 2 бухгалтерской отчетности. Относительные показатели прибыльности — система показателей рентабельности. Показатели рентабельности характеризуют степень использования ресурсов предприятия и затрат в соотношении с суммой прибыли.

Уровень рентабельности может быть рассчитан как процентное отношение одного из названных ранее показателей суммы прибыли к показателям объема выручки от реализации продукции (товаров, услуг), к величине затрат, к сумме используемого капитала и т. д.

Уровень рентабельности хозяйствующих субъектов, связанных с производством продукции (товаров, работ, услуг), определяется процентным отношением прибыли от реализации продукции к себестоимости продукции:

Р = (П/Сс)*100

где Р — уровень рентабельности, %; П — прибыль от реализации продукции, грн.; Сс — себестоимость

Этот показатель характеризует прибыльность текущих затрат и показывает степень выгоды для предприятия производства определенного вида продукции. Показатель рентабельности продукции еще называют затратным показателем рентабельности или рентабельностью затрат.

Рентабельность капитала характеризует сумму прибыли, которую получает предприятие на каждую гривню вложенного капитала. Этот показатель рентабельности характеризует эффективность использования ресурсов предприятия:

Р=ЧП/К

К— ср едний за анализируемый период остаток собственного и заемного капитала (или суммы всех активов предприятия).

Этой формулой можно пользоваться при расчете показателей рентабельности отдельных групп активов (необоротных, оборотных, а также отдельных их элементов).

В зависимости от цели анализа все ранее перечисленные показатели рентабельности могут рассчитываться как по чистой прибыли, так и по прибыли от обычной деятельности предприятия до налогообложения (балансовой прибыли).

В процессе анализа изучаются: динамика изменения объема чистой прибыли, система показателей рентабельности и факторы, их определяющие. Основными факторами, влияющими на чистую прибыль, являются объем дохода (выручки) от реализации продукции (товаров, работ, услуг), уровень себестоимости, сумма административных расходов, расходов на сбыт, прочих операционных расходов, доходов и расходов от участия в капитале, прочих финансовых доходов и расходов, величины налога на прибыль и других налогов (обязательных платежей), выплачиваемых из дохода.