logo
otvety_po_gosam

13. Принципы обеспечения качества. Частные и общие показатели качества туристских услуг.

Обеспечение качества (англ. Quality Assurance, QA) — контроль и оценка каких-либо аспектов проекта, оборудования или вида услуг с целью увеличения (максимизации) вероятности обеспечения установленных (минимальных) стандартов качества. Обеспечение качества не даёт полной гарантий того, что конечный продукт будет качественным. Существует два основных принципа обеспечения качества: 1)фактический результат должен соответствовать ожидаемому; 2) в нём не должно быть погрешностей.

Обеспечение качества включает в себя регулирование качества сырья и полуфабрикатов, сборки и производства, менеджмента, проверки на брак. Качество определяется удовлетворённостью пользователя. Дешёвый продукт является высококачественным, если потребитель так считает. Показатели качества — это количественно или качественно установленные конкретные требования к характеристикам (свойствам) объекта, дающие возможность их реализации и проверки. Специалисты выделяют шесть основных групп показателей качества: показатели качества по отношению к свойствам продукции, по количеству отражаемых свойств, по методу определения, по стадиям определения, по размерности отражаемых величин, по значимости при оценке.

Основные типы показателей качества

Признак классификации

Типы показателей

1

Отношение к свойствам продукции

Назначения, надёжности, технологичности, эргономичности, эстетичности, стандартизации, патентно-правовые, экономические

2

Количество отражаемых свойств

Единичные и комплексные

3

Метод определения

Инструментальные, расчётные, статистические, органолептические, экспертные, социологические, комбинированные

4

Стадия определения

Проектные, производственные, эксплуатационные, прогнозируемые

5

Размерность отражаемых величин

Абсолютные, приведённые и безразмерные

6

Значимость при оценке качества

Основные и дополнительные

Показатели назначения определяют основные функциональные свойства продукции и обусловливают диапазон ее применяемости. Надежности – характеризуют способность продукции к сохранению, работоспособности при соблюдении определенных условий эксплуатации и технического обслуживания. Показатели технологичности связаны с совершенством конструктивно-технологических решений продукции, обусловливающих высокую производительность труда при изготовлении, ремонте и техническом обслуживании. Эргономические показатели характеризуют приспособленность продукции кантропометрическим, физиологическим, психофизиологическим и психологическим свойствам потребителя, проявляющимся в системе «человек-изделие-окружающая среда». Эстетические показатели связаны со способностью изделия к выражению красоты в предметно-чувственной форме показатели стандартизации характеризуют соответствие продукции стандартам. Экономические показатели отражают затраты на разработку, изготовление и эксплуатацию продукции. С точки зрения количества отражаемых свойств показатели качества могут быть единичными (относящимися к одному свойству) или комплексными (относящимися к нескольким свойствам одновременно). При расчете комплексных показателей используются различные методы оценки качества.