11. Сущность программно-целевого подхода к управлению в туризме.
Программно-целевой метод в управлении ориентирован на достижение конечного результата в логике поэтапного действия: формирование дерева целей, разработка адекватной исполняющей программы, реализация управляющей программы. Ключевой идеей программно-целевого метода выступает матрица «цель - средство» - иерархическая структура строго сформулированных целей - программных элементов, каждый из которых служит ступенью и средством решения проблемы.
Федеральная программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ 2011-16гг»
В рамках Программы предусмотрено выделение следующих логических
этапов выполнения работ, упорядоченных по времени их реализации:
I этап (2011 год) - подготовительный этап, предусматривающий
проведение работ по изучению и оценке туристского потенциала регионов
страны с точки зрения перспектив развития различных видов туризма и
выработку подходов к развитию туристской инфраструктуры, учитывающих
специфику географического положения и климатических условий регионов,
а также различия в уровне финансовой обеспеченности субъектов
Российской Федерации.
Будет проведен мониторинг наличия, уровня развития и доступности
региональных туристско-рекреационных ресурсов, определен состав и
структура средств размещения, а также объектов базовой инфраструктуры,
строительство и развитие которых целесообразно будет осуществить в
рамках мероприятий последующих этапов Программы. Четкое определение и
позиционирование основных характеристик туристов (таких, как
предпочитаемый вид туризма, среднедневные траты, продолжительность
пребывания) позволит более точно спрогнозировать объемы необходимой
гостиничной инфраструктуры.
Помимо этого, задачей I этапа Программы станет создание
эффективных механизмов управления реализацией Программы, разработка
регламентирующих документов, координирующих усилия органов
государственного управления федерального и регионального уровней в
целях развития внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации.
II этап (2011 - 2013 годы) - этап пилотного внедрения,
предусматривающий проведение работ по созданию отдельных, наиболее
важных и значимых объектов современных туристских комплексов в
нескольких отдельно взятых субъектах Российской Федерации, перечень
которых будет определен в рамках разработки Программы, за счет
реализации адресных инвестиционных проектов, направленных в том числе
на развитие коммунальной, энергетической и транспортной инфраструктуры
соответствующих регионов.
Будет проведена апробация на практике разработанных на I этапе
механизмов создания инвестиционных площадок с целью привлечения
инвестиций в туристскую отрасль на условиях государственно-частного
партнерства.
III этап (2014 - 2016 годы) - этап тиражирования,
предусматривающий создание обширной региональной сети курортных и
туристских объектов, отвечающих мировым стандартам и способных
значительно повысить конкурентоспособность рынка туристских услуг
страны.
Отбор части адресных инвестиционных проектов, предполагаемых к
реализации в рамках II и III этапов Программы, будет осуществляться в
том числе в рамках соответствующих конкурсных процедур, порядок и
регламент проведения которых будут разработаны на I этапе Программы.
Дополнительно в рамках Программы будут реализовываться
мероприятия, направленные на повышение уровня профессиональной
подготовки и переподготовки кадров индустрии туризма, внедрение
современных технологий реализации туристских продуктов с
использованием электронных программ, создание имиджевой
привлекательности национальных курортных территорий и туристского
продукта, обеспечение "прозрачной" деятельности туристских компаний.
Указанные мероприятия не выделяются в отдельные этапы и запланированы
к реализации в течение всего срока исполнения Программы.
Учитывая отдельные отраслевые специфики и особенности работ в
исследуемой сфере, допускается как последовательная, так и
параллельная реализация ряда мероприятий Программы.
На сегодняшний день в стране реализуются 45 региональных программ развития туризма, в стадии утверждения находятся 20 отраслевых стратегий и концепций.
По такой схеме составляют региональную программу по туризму.
Региональная (муниципальная) программа развития туризма субъекта Российской Федерации (далее – Программа) представляет собой комплекс мероприятий в сфере туризма, реализуемых на территории субъекта Российской Федерации. Программа разрабатывается и реализуется субъектами Российской Федерации в соответствии с рекомендациями Типовой структуры и включает паспорт программы согласно приложению к Типовой структуре (таблица 1).
Основной целью Программы является стимулирование процесса развития сферы туризма, создание современной туристской инфраструктуры.
II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
1. Оценка текущего состояния туристской отрасли субъекта Российской Федерации.
1.1. Характеристика состояния туристской отрасли субъекта Российской Федерации
В Программе следует отражать общую характеристику состояния туристской отрасли субъекта Российской Федерации:
1. Анализ преимуществ субъекта с точки зрения туристской привлекательности:
1.1. Географическое положение
1.2. Климат региона
1.3. Экологическая обстановка
1.4. Наличие туристских объектов и маршрутов
2. Динамика развития туристской сферы субъекта
2.1. Динамика туристских потоков
2.2. Объемы туристско-экскурсионных услуг
3. Анализ перспективных факторов развития туризма
4. Состояние существующей туристской инфраструктуры:
4.1. Количество и уровень средств размещения (гостиницы, отели, пансионаты, санатории, базы отдыха и пр.)
4.2. Сфера питания (рестораны, кафе, бары и пр.)
4.3. Транспорт
4.4. Культурно-развлекательные учреждения (театры, кинотеатры, музеи, парки и пр.)
5. Региональное (муниципальное) законодательство в сфере туризма
6. Количество туристских компаний, работающих на рынке субъекта и объем предоставляемых ими услуг; количество занятых в сфере туризма
7. Государственное регулирование на региональном уровне, объемы финансирования туристской отрасли
8. Рекламно-информационная деятельность в сфере туризма
9. Возможные сценарии и тенденции развития туризма
- Вопрос 1. Рыночный механизм как взаимосвязь и взаимодействие элементов рынка: спроса, предложения и цены. Конъюнктура рынка.
- Вопрос 2. Эластичность спроса и предложения.
- Вопрос 3. Валовой внутренний продукт (ввп). Национальный доход. Номинальный и реальный ввп. Дефлятор ввп
- Вопрос 4. Конкуренция. Типы конкурентных структур рынка. Факторы конкурентоспособности.
- Основы менеджмента. История менеджмента.
- Вопрос 5. Школа научного управления (ф.Тэйлор, р.Оуэн, ф. И л. Гилберты, г.Гант и др.)
- Вопрос 6. Административная (классическая) школа управления. (Файоль, Эмерсон, Форд, Гастев, Керженцев)
- Вопрос 7. Школа человеческих отношений (Фоллет, Мейо, Маслоу, Мак Грегор)
- Вопрос 8. Математическая школа управления (с.Бир, р.Акофф, д.Форрестер и др.)
- Вопрос 9. Стили управления. Достоинства и недостатки различных стилей управления.
- Вопрос 10. Управление персоналом (уп): цели, задачи, функции. Элементы системы управления персоналом.
- Вопрос 11. Планирование как функция менеджмента. Оперативное, тактическое и стратегическое планирование.
- Вопрос 12. Мотивация как функция управления. Виды мотивации. Стимулирование.
- Вопрос 13. Контроль как функция управления. Виды контроля.
- Маркетинг
- Вопрос 14. Методы продвижения услуг. Стимулирование спроса на услуги.
- Вопрос 15. Маркетинговые стратегии для организации сферы услуг.
- 16. Структура цены. Методы ценообразования.
- Финансы и кредит
- 17. Формирование прибыли в коммерческой организации.
- 18. Виды и источники инвестиций.
- Бухгалтерский учет
- 19. Структура баланса коммерческой организации.
- 20. Правила ведения кассовых операций
- 21. Отчетность. Порядок её составления и предоставления
- Теория организации
- 22. Должностные инструкции объектов организаторской деятельности компании
- 23. Характеристика различных типов организационных структур.
- Организационное поведение
- 24. Типология организационных культур и динамика развития организации.
- 25. Конфликт и его определение. Типы и виды конфликтов. Управление конфликтами.
- Хозяйственное право
- 26. Ответственность налогоплательщика за нарушение налогового законодательства.
- 27. Организационно-правовые формы хозяйствования и их жарактеристика. Методы изменения форм собственности и сущность.
- Налоги и налогообложение
- 28. Ндс: экономическое содержание и порядок расчета
- 29. Налог на прибыль: определение, значение для предприятия и процедура взимания. Порядок расчета налога на прибыль.
- 30. Виды налоговых выплат юр. И физ. Лицами при применении упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности.
- Экономика предприятий сферы сервиса
- 32. Формы и системы оплаты труда. Заработная плата.
- 33.Основные и оборотные фонды: состав и структура.
- 34. Себестоимость продукции: ее виды, состав по элементам и статья калькуляции. Калькулирование себестоимости еденицы продукции.
- 35. Качество услуг: методы оценки и пути повышения.(пути повышения не нашла)
- 36. Рентабельность. Сущность, основные пути повышения.
- Блок специальных дисциплин стратегический менеджмент
- 1. Методы анализа в стратегическом менеджменте.
- 2. Формирование миссии и стратегических целей организации.
- 3. Графическое моделирование в стратегическом управлении. Построение дерева целей.
- 4. Классификация и типы стратегий (проверьте!!! Правильный ли ответ написан для этого вопроса!!!)
- Исследование систем управления
- 5. Использование экспертных оценок при подготовке управленческих решений.
- 6. Открытые и закрытые системы. Место и роль обратной связи в открытых системах.
- Управленческие решения
- 7. Модель и метод. Моделирование и его роль в принятии управленческого решения. Основные виды моделей.
- 8. Сущность и этапы процесса принятия решений.
- Управление персоналом
- 9. Квалификация сотрудников, формы её повышения. Факторы, влияющие на потребность фирмы в развитии персонала. (подготовить ответ самостоятельно!!!)
- 10. Отбор и подбор кадров. Методы, используемые фирмой для привлечения кандидатов. Поиск кандидатов внутри группы.
- Управление качеством
- 11. Качество туристических услуг. Факторы повышения туристических услуг.
- 12. Качество гостиничных услуг. Факторы повышения качества гостиничных услуг.
- 13. Принципы обеспечения качества. Частные и общие показатели качества туристских услуг.
- 14. Методы оценки качества гостиничных и туристских услуг.
- 15. Системы управления качеством. Tqm, iso 9000.
- Антикризисное управление
- 16. Критерии успешного завершения процедуры оздоровления предприятия – банкрота.
- 17. Тактические и стратегические мероприятия выхода предприятия из кризиса
- 18. Показатели неудовлетворённой структуры баланса организации
- Инновационный менеджмент
- 19. Методы стимулирования инновационной деятельности на уровне предприятия.
- 20. Понятие рыночного, технологического и стратегического риска освоения нововведения.
- 21. Государственный механизм поддержки научной и инновационной деятельности.
- 22. Причины сопротивления инновациям в организациях.
- Бизнес-планирование в сфере сервиса
- 22. Показатели эффективности бизнес-планов: чистый приведенный доход, индекс прибыльности
- 23. Показатели эффективности бизнес-планов: внутренняя норма доходности, период окупаемости
- 24. Характеристики рисков в бизнес - планировании деятельности фирмы в сфере сервиса
- 25. Структура бизнес-плана
- Экономический анализ деятельности предприятия в сфере сервиса
- 28. Виды связей в детерминированных факторных моделях: аддитивные, мультипликативные, комбинированные.
- 29. Способы выявления влияния факторов на изменения результативного показателя.
- 30. Анализ структуры и ассортимента услуг.
- 31. Анализ прибыли и рентабельности
- 32. Анализ себестоимости услуг
- 33. Анализ показателей платёжеспособности: абсолютная и текущая ликвидность
- 34. Анализ структуры баланса с целью определения кредитоспособности организации
- Блок дисциплин специализации управление затратами в туризме
- 1. Постоянные и переменные затраты. Эффект масштаба
- 2. Точка безубыточности: экономическая сущность и способ расчета
- 3. Классификация затрат туристской фирмы
- 4. Состав затрат гостиничного предприятия
- Менеджмент в туризме и гостиничном сервисе
- 5. Макро- и микро- среда туристского предприятия
- 6. Функциональная классификация видов туризма определяется целью поездок.
- 7. Инфраструктура туризма.
- 8. Система специфических показателей в гостиничном бизнесе:
- 9. Сезонность спроса на туристиские гостиничные услуги. Методы оценки. Способы компенсации сезонных спадов.
- 11. Сущность программно-целевого подхода к управлению в туризме.
- 12. Организация управления в туризме и гостиничном бизнесе на федеральном и региональном уровне.
- 13. Сетевые формы организации гостиничного и туристского бизнеса.
- 14. Международная классификация гостиниц. Классификация гостиниц в рф.
- 1. Международная классификация гостиниц
- 2. Классификация гостиниц в Российской Федерации
- 15. Организационная структура управления гостиничным предприятием. Службы гостиницы и их характеристика.
- 16. Методы подготовки и повышения квалификации работников гостиничных предприятий.
- 17. Квалификационные требования к персоналу гостиничных и туристических предприятий.
- 18. Особенности регистрации и размещения гостей. Виды и правила расчетов за проживание.
- 19. Системы бронирования. Продажи в gds/ads.
- 20. Использование информационных технологий в деятельности туристских организаций
- 21. Организация питания в гостиницах.
- Планирование туристских организаций и гостиничных комплексов
- 22. Разработка маршрутов и формирование туров. Классификация, основные требования.
- 23. Минимальные требования к оборудованию гостиниц различных категорий (одна-пять звезд)
- Маркетинг в туризме
- 24. Особенности рекламы в туризме и гостиничном бизнесе. Основные виды рекламных носителей.
- 25. Формирование рекламного бюджета в туризме и гостиничном бизнесе. Методы оценки эффективности рекламы
- 26. Понятие «брэнд» туристской организации и гостиничного комплекса. Основыне характеристики и задачи брэндинга в туризме и гостиничном сервисе.
- Документационное обеспечение управления
- 27. Составление и оформление организационно-распорядительных документов: штатное расписание, положение о структурном подразделении, должностные инструкции.
- 29. Требования к оформлению документов. Оперативное хранение документов. Передача дел в архив.
- Вопрос 30. Документирование движения персонала (прием, увольнение, перевод, отпуск, командировки). Под движением кадров условно понимается: