logo
otvety_po_gosam

Вопрос 7. Школа человеческих отношений (Фоллет, Мейо, Маслоу, Мак Грегор)

Школа человеческих отношений (1930—1950).

Цель сторонников школы состояла в том, чтобы попытаться управлять, воздействуя на систему социально-психологических факторов. Школа "человеческих отноше­ний" явилась попыткой менеджмента рассматривать каждую организацию как "социальную систему". Основоположник этой школы Элтон Мейо (•)организация обладает единой социальной струк­турой. И задача менеджмента состоит в том, чтобы в дополнение к формальным зависимостям м/ду членами организации развивать плодотворные неформальные связи, которые сильно влияют на результаты деятельности. Свои выводы Э.Мэйо основывал прежде всего на извест­ных Хоуторнских экспериментах, проведенных в рабочих группах на Хоуторнском заводе фирмы "Вестерн Электрик К" (Чикаго) в США в 1924-1936 годах. Выводы:1. Выработка рабочего определяется скорее групповыми нормами, чем его физическими возможностями. Групповые нормы, по существу, являются неписанными правилами, регулирующими неформаль­ную организацию. 2. Рабочие гораздо чаще действуют или принимают ре­шения как члены группы, нежели как индивиды; по­ведение их в большинстве случаев обусловливается групповыми нормами. Именно Мери Паркер Фоллетт была первой, кто оп­ределил менеджмент как «обеспечение выполнения работы с помо­щью других лиц». Особое внимание Фоллетт уделяет проблеме «власти» и «авто­ритета». Серьезное внимание в своих работах Фоллетт уделяла проблеме конфликтов в организации. Ею была выдвинута идея «конструктивного конфликта», согласно которой конфликты следует рассматривать как «нормальный процесс» в деятельности организации, направлен­ный на разрешение возникших проблем. Фоллетт вы­ступала против выхода из конфликта с помощью применения силы. Вместе с тем она подчеркивала важность учета таких факторов, как время, место и обстоятельства.Фоллетт первой сфор­мулировала идею о том, что решающее влияние на рост произво­дительности труда рабочего оказывают не материальные, а главным образом психологические и социальные факторы. Представители школы «человеческих отношений» рекомендова­ли уделять серьезное внимание изменению неформальной структуры при перестройке формальной структуры организации. Формальный менеджер должен стремиться к тому, чтобы стать и неформальным лидером, завоевав «привязанности людей». Это — не простая зада­ча, а «социальное искусство». Вклад: Применение приемов управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворенности и производительности.