logo search
otvety_po_gosam

Вопрос 5. Школа научного управления (ф.Тэйлор, р.Оуэн, ф. И л. Гилберты, г.Гант и др.)

Школа научного управления(1885-1920). Появление школы научного управления связано прежде с теоретической и практической системой управления Фредерика Уинслоу Тейлора (1856-1915 гг.). Наряду с Тейлором, наиболее яркими представителями школы научного управления были Френк и Лилия Гилберт, Генри Гантт(1861 — 1919), Генри Форда (1863 - 1947), Гаррингтона Эмерсона (1853 - 1931), и др. Школа базировалось на 3 основных моментах, которые послужили исходными принципами для развития менедж­мента: 1) рациональная организация труда (т.е. каждый рабочий-элемент системы; разграничение исполнительных и управленческих функций, т.е. иерархичный контроль); 2) разработка формальной структуры организации; 3) определение мер по сотрудничеству управляющего и рабочего(систематическое стимулирование, с целью заинтерисованности работников и ↑V производства ). Основные принципы управления Тейлора: 1.Разделение и планирования работ и их выполнение. 2.Функциональное руководство группой (делении работы управляющими таким образом, чтобы каждый человек (начиная с помощника управляющего и ниже) имел столько функций, сколько он может выполнить). 3. Исследования в действии и во времени (системный анализ. Улучшение работы: наилучший путь выполнения задания и времени его выполнения).4. Премиальная система заработной платы(з/пл пропорциональна выполненной работе, т.е. сдельная оплата). 5.Отбор и обучение. Г. Эмерсон. Главный труд его жизни "12 принципов производительности": 1.Точно поставленные идеалы и цели, 2. Здравый смысл, 3. Компетентная консультация, 4.Дисциплина, 5.Справедливое отношение к персоналу, 6.Постоянный учет, 7.Диспетчирование, 8.Нормы и расписание, 9.Нормализация условий, 10. Нормирование операций, 11.Стандартные инструкции, 12.Вознаграждение за производительность Ганнт создал систему плановых графиков («гра­фики Ганнта»), позволивших благодаря его высокой информиро­ванности осуществлять контроль за запланированным и составлять календарные планы на будущее. Весомый вклад в научную теорию управления внесли суп­руги Фрэнк и Лилиан Гилбрет, усилия которых были сконцентрированы на проблемах рационализации труда рабочих, изучении трудовых движений, нормировании труда. Они искали оптимальные способы выполнения любой рабо­ты с использованием элементарных движений. Вклад: 1. Утверждение менеджмента в качестве самостоятельной формы деятельности, науки. Формирование функций менеджмента. 2.Использование научного анализа для определения оптимальных способов выполнения задачи.3. Отбор на основе научных критериев работников, наиболее подходящих для выполнения определенных задач, и их обучение.4. Специализация функций в производстве, выполнение каждым сотрудником только тех функций, на которые он способен.5. Обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эф­фективного выполнения задач.6. Систематическое и правильное использование материаль­ного стимулирования для повышения производительности.7.Выделение планирования и обдумывания в отдельный про­цесс.8. Учет и контроль за проводимыми работами.9. Разделение административной и исполнительской работ, равномерное распределение ответственности между работниками и менеджерами.10. Рациональное управление предприятием «снизу».