logo search
otvety_po_gosam

Вопрос 4. Конкуренция. Типы конкурентных структур рынка. Факторы конкурентоспособности.

Конкуренция (от лат. «состязаться») – это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Соперничество порождается объективными условиями: - хозяйственной обособленностью каждого субъекта рынка, зависимостью от хозяйственной конъюнктуры, противоборством с другими претендентами за наибольший доход.

Для лучшего понимания конкуренции её целесообразно сравнивать с противоположной ей монополией.

По масштабам развития: индивидуальная, местная, отраслевая, межотраслевая, национальная, глобальная.

По характеру развития: свободная и регулируемая.

По методам: ценовая (посредством снижения цен) и неценовая (повышение качества продукции и т.п.)

Хар-ка рынка

Типы конкурентных структур рынка

Чистая конкуренция

Монополистическая конкуренция

Олигополия

Монополия

Кол-во продавцов

очень много

много

несколько

один

Кол-во покупателей

много

Тип продукта

стандартный

дифференцированный

стандартный и дифференцированный

уникальный без заменителей

Цели производителей

максимизация прибыли

Барьеры входа

отсутствуют

незначительные

существенные

вход блокирован

Влияние производителя на цены

отсутствуют

ограниченное

ограниченное

значительное

Конкурентоспособность предприятия представляет собой совокупность внешних и внутренних факторов.

Внутренние факторы: потенциал маркетинговых служб; научно-технический потенциал; производственно-технологический потенциал; финансово-экономический потенциал; кадровый потенциал; эффективность рекламы и средств стимулирования сбыта и т.д. и т.п.

Внешние факторы: - меры государственного воздействия (амортизационная, налоговая, финансово-кредитная, инвестиционная политика; разработка, совершенствование и реализация законодательных актов, демонополизация экономики и т.д.)

- характеристики самого рынка (его тип, емкость, наличие и возможности конкурентов);

- деятельность общественных и негосударственных институтов;

- деятельность политических партий, движений, блоков, формирующих социально-экономическую обстановку в стране.

В России гибкое приспособление к внешней среде - одно из условий функционирования субъекта экономики. Нужно помнить, что в чистом виде структуры встречаются редко. Предпочтительна свободная конкуренция, но иногда нужны и монополии (пример – естественные монополии).