1.2.4 Сенсорные системы
Функциональное состояние отдельных сенсорных систем используется в физиологии труда и спорта в тех случаях, когда налицо их чрезмерная загрузка. Кроме того, некоторые параметры сенсорных систем могут отражать состояние центральной нервной системы, и в этом случае они изучаются безотносительно к оценке какой-либо сенсорной функции. В соответствии с той ролью, которую играет зрение во взаимодействии человека и окружающей среды, наиболее часто исследуется функциональное состояние зрительной сенсорной системы.
Острота центрального зрения это способность глаза воспринимать две близко расположенные точки как раздельные. В качестве показателя нормального зрения принята величина, равная одной минуте углового расстояния. Описано много методик определения остроты зрения и все они основаны на принципе различения объектов, размер которых градуирован в угловых градусах. У нас в стране наиболее распространены буквенные таблицы или таблицы с кольцами, имеющими разрыв в определенной позиции (кольца Ландольта). Таблицы могут предъявляться испытуемому либо с расстояния 5 м, либо с другого расстояния (как правило, 30 - 35 см). В первом варианте абсолютные размеры символов больше, во втором меньше, но их размерность в градусах одинакова.
Границы поля зрения определяются с помощью периметров различных модификаций, как для белого, так и для монохроматических цветов. Используя периметр, следует помнить о том, что размер, освещенность, контрастность, скорость движения объекта в поле зрения должны быть постоянны во всех пробах. В противном случае, результаты могут быть искажены, поскольку указанные факторы могут частично изменять поле зрения.
Дифференциальный порог световой чувствительности определяется, как способность различать минимальную разницу в освещенности двух близко расположенных одинаковых объектов. Динамика этого показателя дает возможность диагностировать степень утомления зрительной системы, особенно в условиях работы, связанной со значительным зрительным напряжением (наборщики в типографии, сборщики мелких деталей и т.п.).
Лабильность зрительной системы определяется путем оценки критической частоты слияния мельканий (КЧСМ). Суть методики в том, что испытуемый фиксирует взгляд на светящейся точке, частота мельканий которой возрастает. При некоторой частоте, мелькания перестают ощущаться, и испытуемый видит непрерывное свечение. Фиксация этого момента осуществляется испытуемым путем нажатия на соответствующую кнопку прибора. Имеется много разновидностей приборов для определения КЧСМ. В каждом из них яркость светящейся точки различна, а значит и показатели КЧСМ, могут различаться. Известно, что, чем выше интенсивность светового раздражителя, тем показатель КЧСМ выше. Поэтому очень важно на всех этапах исследования сохранять постоянной яркость светящейся точки. Методика КЧСМ может быть реализована с помощью уже упомянутого прибора СКИФ.
Оценка функционального состояния слуховой сенсорной системы проводится по показателям абсолютного и дифференциального порогов и критической частоты слияния звуковых сигналов (КЧЗС) 1000-герцовой частоты. Это наиболее распространенные пробы. В отдельных случаях пороги исследуются и на других частотах в пределах слухового поля. Как правило, детальное исследование слуховых порогов для разных частот проводится для профессий, которые связаны с повышенным и разнообразным по спектру шумом производственной среды, когда велик риск развития профессиональной тугоухости. Общепринятая методика определения порога слышимости достаточно проста и легко реализуется на рабочем месте. Испытуемому через наушники (отдельно для правого и левого уха) подаются чистые тоны, начиная от подпороговой интенсивности. О моменте возникновения слуховых ощущений испытуемый сигнализирует либо словесно — "слышу", либо путем выполнения заранее обусловленной двигательной реакции (например, нажатие на кнопку). Для формирования звуковых раздражителей часто используются стандартные приборы — генераторы звуковых сигналов. Специализированным прибором для аудиометрии является автоматический самопишущий аудиометр Бекеши. Здесь испытуемый сам устанавливает свой слуховой порог, реагируя кнопкой прибора на возникновение или исчезновение слуховых ощущений.
Определение порога различения проводится также с помощью звукогенератора для разных частот. Как правило, используются два поддиапазона частот: низкие (100 - 300 Гц) и высокие (6000 - 8000 Гц). В данном случае определяют, при какой разнице в высоте двух звуковых сигналов испытуемый слышит их раздельно.
Определение КЧЗС проводится по той же схеме, что и для световых сигналов.
Следует отметить, что показатели динамики КЧСМ и КЧЗС в процессе работы могут характеризовать не только состояние соответствующих сенсорных систем, но служить критериями состояния центральной нервной системы в целом.
Исследование других анализаторных систем проводится лишь в отдельных случаях, когда производственная среда предъявляет повышенные требования к ним. Например, у работников, занятых в производстве с высоким уровнем вибрации, оценивается динамика кожной чувствительности (тактильной с помощью экстензиометров, тепловой и холодовой с помощью термоэкстензиометров). Для представителей профессий и видов спорта, связанных с перемещением тела в пространстве разработаны методики оценки состояния вестибулярного аппарата.
- 1. Методы исследования
- 1.1. Общие требования к методам оценки функционального состояния человека
- 1.2 Методы исследования систем организма
- 1.2.1 Двигательная система
- 1.2.2 Сердечно-сосудистая система
- 1.2.3 Дыхательная система
- 1.2.4 Сенсорные системы
- 1.3 Психофизиологические методы
- 2. Общие закономерности регуляции систем организма
- 2.1 Этапы развития адаптационных реакций
- 2.2. Основные системы регуляции в организме
- 2.3 Уровни регуляции физиологических функций
- 2.4 Динамика отдельных функций в деятельном состоянии
- 2.4.1 Дыхательная система
- Сердечно-сосудистая система
- 2.4.3 Водный и минеральный обмен
- 2.4.4 Терморегуляция
- 3. Энергетические аспекты трудовой и спортивной деятельности
- 3.1 Источники энергии в организме
- 3.2 Потребление кислорода в динамике работы
- 3.3 Обмен веществ и энергии
- 3.4. Энергетика циклической динамической работы на примере гладкого бега.
- 3.4.1. Умеренная мощность работы
- 3.4.2. Большая мощность
- 3.4.3 Субмаксимальная мощность
- 3.4.4. Максимальная мощность
- 4. Физиология двигательной системы
- 4.1 Морфо - функциональные особенности скелетных мышечных волокон
- 4.2 Теплообразование при мышечном сокращении
- 4.3 Двигательные единицы и сегментарный уровень управления
- 4.3.1 Типы двигательных единиц
- 4.3.2 Мотонейронный пул и регуляция сокращения мышцы
- 4.3.3 Спинальный уровень регуляции движений
- 4.4 Надсегментарный уровень управления движением
- 4.4.1 Экстрапирамидная система
- 4.4.2 Пирамидная система
- 5. Двигательная активность
- 5.1. Управление произвольными движениями и формирование двигательного акта.
- 5.2. Формирование двигательного навыка у человека
- 5.3. Морфофизиологические основы двигательных качеств спортсмена
- 5.3.1 Сила
- 5.3.2 Быстрота
- 5.3.3 Выносливость
- 5.3.4 Ловкость
- 5.4. Особенности обучения школьников произвольным движениям
- 5.5. Роль физического воспитания в школе
- 6. Работоспособность человека и факторы ее определяющие
- 5.1 Внутренние факторы
- 6.1.1 Циклические колебания в системах организма
- 6.1.2 Профессиональные навыки
- 6.1.3 Мотивы деятельности и работоспособность
- 6.2 Внешние факторы
- 6.2.1 Температурный режим
- 6.2.2 Световой режим
- 5.2.3 Влияние шума на работоспособность
- 6.2.4. Организация рабочего места
- 6.3. Динамика работоспособности в течение рабочей смены
- 6.4. Предрабочее, рабочее и послерабочее состояние спортсмена
- 6.4.1. Разминка
- 6.4.2. Предстартовое состояние
- 6.4.3. Рабочее состояние
- 6.4.4. Физиологическая характеристика ациклической динамической работы
- 6.4.5. Период восстановления
- 7. Утомление
- 7.1 Развитие взглядов на природу утомления
- К понятию "функциональное состояние"
- Разновидности утомления
- Общие механизмы утомления
- Принципы диагностики утомления
- Оценка эффективности деятельности
- Оценка состояния физиологических систем организма
- Психофизиологическая диагностика утомления
- 7.5.4 Субъективная оценка утомления
- Рекомендуемая литература
- Дополнительная: