5.3. Морфофизиологические основы двигательных качеств спортсмена
Тренировка организма способствует воспитанию сопротивляемости организма условиям мышечной деятельности посредством положительного влияния на двигательные качества - быстроту, силу, ловкость, выносливость и гибкость.
Фактами, обуславливающими оптимизацию двигательных качеств и служат: изменение функционального состояния двигательного аппарата, совершенствование нервной регуляции, особенно симпатическим отделом вегетативной нервной системы, наряду с совершенством координационной функции нервной системы в широком понимании этого слова.
Нервная система характеризуется изменением уровня нервной регуляции относительно тонических рефлексов, влияния на мышечную структуру и проявление тетанического сокращения, усиление трофической регуляции, функционального соотношения мышц антагонистов, быстроты сокращения, синергизма мышц.
Существуют суточные колебания двигательных качеств, основой чего является уровень возбудимости нервных клеток центральной нервной системы, на чем сказывается режим жизни, переход от сна к бодрствованию, соотношение работы и утомления.
Развитие двигательных качеств человека происходит в период роста и развития организма, но гетерохронно. Физиология проявления и развития двигательных качеств происходит во взаимосвязи, но вместе с тем и самостоятельно в свои сроки роста и развития организма.
Развитие двигательных качеств происходит в единстве с формированием двигательных навыков, т.к. последние проявляются с “использованием” первых. Только через двигательные качества движения проявляется двигательный акт. В одном случае моторный акт потребует быстроту, в другом - ловкость или выносливость, т.е. определяется ожидаемым конечным результатом.
Но развитие двигательных качеств затрагивает и вегетативные системы обеспечения и другие системы, перестраивая их. Например, тренировка на силу изменит химический состав и толщину мышечных волокон, а тренировка на воспитание качества быстроты изменит лабильность клеток центральной нервной системы, волокон скелетных мышц. Тренировка, направленная на воспитание качества выносливости стимулирует кардиореспираторную, эндокринную систему.
Гетерохронность развития двигательных качеств, по мнению многих исследователей, имеет следующее распределение во времени (рис.12).
Рис.12
Как видно из рис.12, воспитание двигательных качеств в школьном возрасте должно увязываться с возрастными характеристиками качеств.
- 1. Методы исследования
- 1.1. Общие требования к методам оценки функционального состояния человека
- 1.2 Методы исследования систем организма
- 1.2.1 Двигательная система
- 1.2.2 Сердечно-сосудистая система
- 1.2.3 Дыхательная система
- 1.2.4 Сенсорные системы
- 1.3 Психофизиологические методы
- 2. Общие закономерности регуляции систем организма
- 2.1 Этапы развития адаптационных реакций
- 2.2. Основные системы регуляции в организме
- 2.3 Уровни регуляции физиологических функций
- 2.4 Динамика отдельных функций в деятельном состоянии
- 2.4.1 Дыхательная система
- Сердечно-сосудистая система
- 2.4.3 Водный и минеральный обмен
- 2.4.4 Терморегуляция
- 3. Энергетические аспекты трудовой и спортивной деятельности
- 3.1 Источники энергии в организме
- 3.2 Потребление кислорода в динамике работы
- 3.3 Обмен веществ и энергии
- 3.4. Энергетика циклической динамической работы на примере гладкого бега.
- 3.4.1. Умеренная мощность работы
- 3.4.2. Большая мощность
- 3.4.3 Субмаксимальная мощность
- 3.4.4. Максимальная мощность
- 4. Физиология двигательной системы
- 4.1 Морфо - функциональные особенности скелетных мышечных волокон
- 4.2 Теплообразование при мышечном сокращении
- 4.3 Двигательные единицы и сегментарный уровень управления
- 4.3.1 Типы двигательных единиц
- 4.3.2 Мотонейронный пул и регуляция сокращения мышцы
- 4.3.3 Спинальный уровень регуляции движений
- 4.4 Надсегментарный уровень управления движением
- 4.4.1 Экстрапирамидная система
- 4.4.2 Пирамидная система
- 5. Двигательная активность
- 5.1. Управление произвольными движениями и формирование двигательного акта.
- 5.2. Формирование двигательного навыка у человека
- 5.3. Морфофизиологические основы двигательных качеств спортсмена
- 5.3.1 Сила
- 5.3.2 Быстрота
- 5.3.3 Выносливость
- 5.3.4 Ловкость
- 5.4. Особенности обучения школьников произвольным движениям
- 5.5. Роль физического воспитания в школе
- 6. Работоспособность человека и факторы ее определяющие
- 5.1 Внутренние факторы
- 6.1.1 Циклические колебания в системах организма
- 6.1.2 Профессиональные навыки
- 6.1.3 Мотивы деятельности и работоспособность
- 6.2 Внешние факторы
- 6.2.1 Температурный режим
- 6.2.2 Световой режим
- 5.2.3 Влияние шума на работоспособность
- 6.2.4. Организация рабочего места
- 6.3. Динамика работоспособности в течение рабочей смены
- 6.4. Предрабочее, рабочее и послерабочее состояние спортсмена
- 6.4.1. Разминка
- 6.4.2. Предстартовое состояние
- 6.4.3. Рабочее состояние
- 6.4.4. Физиологическая характеристика ациклической динамической работы
- 6.4.5. Период восстановления
- 7. Утомление
- 7.1 Развитие взглядов на природу утомления
- К понятию "функциональное состояние"
- Разновидности утомления
- Общие механизмы утомления
- Принципы диагностики утомления
- Оценка эффективности деятельности
- Оценка состояния физиологических систем организма
- Психофизиологическая диагностика утомления
- 7.5.4 Субъективная оценка утомления
- Рекомендуемая литература
- Дополнительная: