logo
Думбай, Бугаев: Физиологические основы валеолог

5.3. Морфофизиологические основы двигательных качеств спортсмена

Тренировка организма способствует воспитанию сопротивляемости организма условиям мышечной деятельности посредством положительного влияния на двигательные качества - быстроту, силу, ловкость, выносливость и гибкость.

Фактами, обуславливающими оптимизацию двигательных качеств и служат: изменение функционального состояния двигательного аппарата, совершенствование нервной регуляции, особенно симпатическим отделом вегетативной нервной системы, наряду с совершенством координационной функции нервной системы в широком понимании этого слова.

Нервная система характеризуется изменением уровня нервной регуляции относительно тонических рефлексов, влияния на мышечную структуру и проявление тетанического сокращения, усиление трофической регуляции, функционального соотношения мышц антагонистов, быстроты сокращения, синергизма мышц.

Существуют суточные колебания двигательных качеств, основой чего является уровень возбудимости нервных клеток центральной нервной системы, на чем сказывается режим жизни, переход от сна к бодрствованию, соотношение работы и утомления.

Развитие двигательных качеств человека происходит в период роста и развития организма, но гетерохронно. Физиология проявления и развития двигательных качеств происходит во взаимосвязи, но вместе с тем и самостоятельно в свои сроки роста и развития организма.

Развитие двигательных качеств происходит в единстве с формированием двигательных навыков, т.к. последние проявляются с “использованием” первых. Только через двигательные качества движения проявляется двигательный акт. В одном случае моторный акт потребует быстроту, в другом - ловкость или выносливость, т.е. определяется ожидаемым конечным результатом.

Но развитие двигательных качеств затрагивает и вегетативные системы обеспечения и другие системы, перестраивая их. Например, тренировка на силу изменит химический состав и толщину мышечных волокон, а тренировка на воспитание качества быстроты изменит лабильность клеток центральной нервной системы, волокон скелетных мышц. Тренировка, направленная на воспитание качества выносливости стимулирует кардиореспираторную, эндокринную систему.

Гетерохронность развития двигательных качеств, по мнению многих исследователей, имеет следующее распределение во времени (рис.12).

Рис.12

Как видно из рис.12, воспитание двигательных качеств в школьном возрасте должно увязываться с возрастными характеристиками качеств.