logo
Думбай, Бугаев: Физиологические основы валеолог

5.2. Формирование двигательного навыка у человека

Образование двигательного навыка у человека связано со многими факторами, которые можно разделить на 2 группы - внутренние и внешние.

К числу внутренних факторов следует отнести психофизиологию личности, включающую скрытое время реакции на сигнал (предметный, речевой), функциональное состояние систем организма, возрастную характеристику и год обучения обучающегося. К числу внешних факторов мы относим методологический, учебный, психологический климат, продолжительность и склонность, социально-бытовой и обитаемость (влажность среды, температурный режим, освещенность рабочих мест, интенсивность шума и др. (Рис. 11). Из этого следует, что образование

Рис. 11.

двигательного навыка есть акт социально обусловленный, имеющий медико-биологическую основу, психологическую, социально-бытовую, учебную, методическую, все составляющие обитаемости и др. Большое значение следует придавать сигнальным системам действительности по И.П.Павлову, так как первая сигнальная система действительности обуславливает образование условно-рефлекторных связей при действии предметов, их свойств и явлений внешнего мира, являясь основой предметно-образного мышления, ощущения движений.

Вторая же сигнальная система, построенная на первой и обусловленная речевой сигнализацией, является основой абстрактного мышления осмысления двигательного навыка. Следовательно, единство показа и рассказа в обучении неразрывно связаны, если учесть возможности второй системы к обобщению и значение речевого контакта между обучающим и обучаемым.

Основным условием образования условного рефлекса, как известно, является сочетания условного сигнала и подкрепляющего. Это обеспечивает образование временной связи.

Образование системы условных рефлексов, как основы формирования двигательного навыка, основано на трех фазах: генерализации, концентрации, стабилизации и автоматизма.

В первую фазу или стадию - генерализацию (обобщение) происходит формирование временной связи между пунктами коры больших полушарий, связанных с действием условного раздражителя (пистолетный выстрел на старте) и моторной зоной коры, обеспечивающей моторный акт. Но в эту стадию техника движения может быть несовершенной, так как проявляет себя иррадиация возбуждения на большой поверхности коры больших полушарий.

Во вторую фазу происходит концентрация возбуждения и техника движения уточняется, совершенствуется с учетом обратной афферентации и второсигнальным подкреплением.

В третью фазу (автоматизма навыка) происходит закрепление условно-рефлекторных связей в динамический стереотип, так как двигательный навык, как правило, имеет не один элемент. Система условных связей позволяет осуществить все элементы двигательного акта.

Итак, двигательный навык человека является сочетанием безусловных и условных рефлексов в их единстве, обеспечивается требуемый двигательный акт.

Пластичность коры больших полушарий позволяет человеку проявлять динамический стереотип двигательного навыка в различных условиях.

Учитывая суждение И.П.Павлова о “творческой деятельности” коры больших полушарий следует помнить, что динамический стереотип является структурной основой двигательного акта, которая в единстве с пластичность коры, ее “творческой” возможностью позволяет человек выполнять движения в разных условиях.

Относительно переделки двигательного акта следует учесть, что прежде необходимо разрушить сформировавшиеся связи, после чего начинать формировать новые, что сложнее для высшего отдела мозга человека, нежели точное образование двигательного навыка сразу. Следовательно, недопустима поспешность и закрепление неточных двигательных актов в практике физического воспитания и спорта.

“Творческая” деятельность коры больших полушарий позволяет менять сочетание элементов динамического стереотипа в зависимости от ситуации (в трудовой и спортивной деятельности в частности).

Следовательно, образование двигательного навыка - это сложный социальный процесс, отличающийся от дрессуры мыслительными операциями.