1.3 Психофизиологические методы
В последнее время все шире стали применяться психофизиологические методы оценки состояния и работоспособности человека. Эти методы возникли на стыке физиологии и психологии и в равной мере используются и физиологами и психологами. С помощью именно психофизиологических тестов оказывается возможным, в условиях производственной среды, исследовать восприятие, память, внимание, лабильность нервных процессов, помехоустойчивость, мышление. В физиологии спорта исследование указанных показателей проводится не только для оценки влияния спортивной нагрузки на человека, но и в целях профессиональной ориентации, профотбора и обучения.
Определение времени сенсомоторных реакций на световые и звуковые сигналы (ВР) позволяет оценивать динамику скорости нервных процессов, их переключения, уровень зрительно-моторной координации, общий уровень работоспособности и активности ЦНС, способность к прогнозированию. Суть методики заключается в возможно быстрых двигательных ответах испытуемого на световой или звуковой сигналы. Имеется много вариантов исследования сенсомоторных реакций. Наиболее распространенный из них — простая зрительно- (или слухо-) моторная реакция. На пульте испытуемого расположен экран, при засвечивании которого испытуемый должен как можно быстрее нажать на кнопку ответа. Время, прошедшее от момента засвечивания экрана до нажатия на кнопку, и есть время простой зрительно-моторной реакции. Если речь идет о слухо-моторной реакции, то звуковой сигнал подается либо через динамик, либо через наушники. Реальное время сенсомоторных реакций зависит от многих факторов как личностного, так и динамического характера. Так, известно, что люди, относящиеся к разным типам высшей нервной деятельности, априори отличаются скоростью реагирования, причем в основе этих отличий лежат именно свойства ЦНС, а не периферических приборов сенсорных и двигательных систем. Время реакции изменяется в зависимости от функционального состояния, и это позволило методу изучения сенсомоторных реакций прочно войти в арсенал физиологов и психологов труда и спорта. Кроме простой реакции, широко используется метод оценки сложной (или с выбором) зрительно-моторной реакции. В этом случае на экране перед испытуемым могут появляться различные световые сигналы, на один из них он должен реагировать, на другие — нет. В другом варианте испытуемый должен реагировать нажатием на кнопку при одном сочетании нескольких сигналов и не реагировать на другое сочетание. Естественно, что время ответа на сложный сенсорный сигнал значительно больше, чем на простой. Если время простой зрительно-моторной реакции колеблется от 180 до 210 мс, то при сложном сигнале время реакции удлиняется до 300-350 мс и больше. Задача испытуемого может быть усложнена и в части двигательных ответов. Например, испытуемый должен на одно сенсорное поле реагировать левой кнопкой, а на другое — правой. Несколько методик изучения сенсомоторных реакций реализованы в уже упоминавшимся приборе "СКИФ".
Методы оценки динамики характеристик внимания (устойчивость, концентрация, распределение и переключение внимания, объем внимания) реализуются в двух основных вариантах — тестовом или блоковом и аппаратурном. Имеется несколько широко распространенных тестов, позволяющих без особых материальных и временных затрат достаточно детально описывать поведение указанных параметров внимания. Таблица Анфимова представляет собой бланк, на котором напечатаны буквы русского алфавита (40 знаков в одной строке, всего 40 строк). Последовательность букв в ней такова, что полностью исключается наличие во всей таблице сколько-нибудь грамматически связанного текста. Задача испытуемого — в течение заданного промежутка времени, отслеживая буквы от строчки к строчке, вычеркивать обусловленные заранее отдельные буквы или их сочетания. Общее количество просмотренных букв и ошибочных зачеркиваний укажет на состояние таких параметров внимания, как объем и концентрация. Таблица с кольцами Ландольда - это бланк с напечатанными на нем построчно кольцами, имеющими разрыв в определенной позиции. Принято располагать разрыв в кольце по образцу циферблата часов (1 час, 3 часа, 5 часов и т.д.). Задачей испытуемого, также как и в предыдущем тексте, является выявление колец с определенным разрывом. Путем несложных подсчетов оказывается возможным характеризовать текущее состояние параметров внимания. Тестовая таблица для оценки распределения и переключения внимания представляет собой поле, состоящее из 49 квадратов, внутри которых изображены в беспорядке цифры красного (от 1 до 25) и черного (от 1 до 24) цветов. Испытуемый должен назвать и показать цифры по очереди — одну с начала, другую с конца ряда чисел, указывая при этом их цвет. Например, красная — 1, черная — 24, красная — 2, черная — 23 и т.д. Оценивается скорость поиска и точность ответов. Уровень избирательности внимания и помехоустойчивость может определяться с помощью следующей методики. Испытуемый получает бланк со сплошным буквенным текстом, среди которого имеются слова. Задача испытуемого — как можно быстрее, считывая текст, подчеркнуть эти слова. Например, во фрагменте текста БСОЛНЦЕВТРГ- ЦОЦЭРАЙОНЗГ имеется два слова — "солнце" и "район". Именно их и должен найти и подчеркнуть испытуемый. Время работы со всем текстом (522 буквы) —2 минуты. Оценивается количество выделенных слов и ошибки (пропуски). Следует отметить, что все вышеописанные тесты могут быть реализованы аппаратурно, в частности, на дисплее ЭВМ, в условиях лабораторного эксперимента. В практической же физиологии удобнее пользоваться заранее изготовленными бланками.
Сконструированные и описанные многими авторами электромеханические и электронные аттенциометры (attention (англ.) - внимание) предполагают автоматизированный учет следящих и управляющих действий испытуемого, решающего самые разнообразные частные задачи на внимание. Практически во всех этих вариантах приборов предполагается сложная моторная деятельность, т.е. с их использованием решаются задачи не только оценки параметров внимания, но и координации движений, их быстродействия и точности.
Из известных форм памяти — кратковременная (непосредственная и оперативная) и долговременная, в физиологии труда чаще всего изучается оперативная и непосредственная. Изучение долговременной памяти проводится для целей профориентации, профотбора и обучения.
Для оценки оперативной памяти используется следующая методика. Испытуемый получает заранее подготовленный бланк и прослушивает следующую инструкцию: "Сейчас я буду зачитывать числа — 10 рядов по 5 чисел в каждом. Ваша задача — запомнить эти 5 чисел в том порядке, в каком они зачитаны, а затем в уме сложить первое число со вторым, второе с третьим, третье с четвертым, четвертое с пятым и полученные четыре суммы записать в соответствующей стороне бланка. Например, Вам предъявляется следующий ряд цифр: 3,1,5,2,7. Складываем две первых, получаем 4, далее 6, 7 и 9. Именно эти суммы Вы и вписываете в правую сторону таблицы. Интервал между зачтением каждого ряда - 15 секунд. Вся процедура занимает 4-5 минут.
Для оценки объема и точности кратковременной памяти используется методика "Память на числа". Задача испытуемого заключается в том, чтобы запомнить и воспроизвести как можно больше двузначных чисел, демонстрируемых в течение 20 секунд в виде таблицы. Объем памяти оценивается по количеству правильно воспроизведенных чисел.
- 1. Методы исследования
- 1.1. Общие требования к методам оценки функционального состояния человека
- 1.2 Методы исследования систем организма
- 1.2.1 Двигательная система
- 1.2.2 Сердечно-сосудистая система
- 1.2.3 Дыхательная система
- 1.2.4 Сенсорные системы
- 1.3 Психофизиологические методы
- 2. Общие закономерности регуляции систем организма
- 2.1 Этапы развития адаптационных реакций
- 2.2. Основные системы регуляции в организме
- 2.3 Уровни регуляции физиологических функций
- 2.4 Динамика отдельных функций в деятельном состоянии
- 2.4.1 Дыхательная система
- Сердечно-сосудистая система
- 2.4.3 Водный и минеральный обмен
- 2.4.4 Терморегуляция
- 3. Энергетические аспекты трудовой и спортивной деятельности
- 3.1 Источники энергии в организме
- 3.2 Потребление кислорода в динамике работы
- 3.3 Обмен веществ и энергии
- 3.4. Энергетика циклической динамической работы на примере гладкого бега.
- 3.4.1. Умеренная мощность работы
- 3.4.2. Большая мощность
- 3.4.3 Субмаксимальная мощность
- 3.4.4. Максимальная мощность
- 4. Физиология двигательной системы
- 4.1 Морфо - функциональные особенности скелетных мышечных волокон
- 4.2 Теплообразование при мышечном сокращении
- 4.3 Двигательные единицы и сегментарный уровень управления
- 4.3.1 Типы двигательных единиц
- 4.3.2 Мотонейронный пул и регуляция сокращения мышцы
- 4.3.3 Спинальный уровень регуляции движений
- 4.4 Надсегментарный уровень управления движением
- 4.4.1 Экстрапирамидная система
- 4.4.2 Пирамидная система
- 5. Двигательная активность
- 5.1. Управление произвольными движениями и формирование двигательного акта.
- 5.2. Формирование двигательного навыка у человека
- 5.3. Морфофизиологические основы двигательных качеств спортсмена
- 5.3.1 Сила
- 5.3.2 Быстрота
- 5.3.3 Выносливость
- 5.3.4 Ловкость
- 5.4. Особенности обучения школьников произвольным движениям
- 5.5. Роль физического воспитания в школе
- 6. Работоспособность человека и факторы ее определяющие
- 5.1 Внутренние факторы
- 6.1.1 Циклические колебания в системах организма
- 6.1.2 Профессиональные навыки
- 6.1.3 Мотивы деятельности и работоспособность
- 6.2 Внешние факторы
- 6.2.1 Температурный режим
- 6.2.2 Световой режим
- 5.2.3 Влияние шума на работоспособность
- 6.2.4. Организация рабочего места
- 6.3. Динамика работоспособности в течение рабочей смены
- 6.4. Предрабочее, рабочее и послерабочее состояние спортсмена
- 6.4.1. Разминка
- 6.4.2. Предстартовое состояние
- 6.4.3. Рабочее состояние
- 6.4.4. Физиологическая характеристика ациклической динамической работы
- 6.4.5. Период восстановления
- 7. Утомление
- 7.1 Развитие взглядов на природу утомления
- К понятию "функциональное состояние"
- Разновидности утомления
- Общие механизмы утомления
- Принципы диагностики утомления
- Оценка эффективности деятельности
- Оценка состояния физиологических систем организма
- Психофизиологическая диагностика утомления
- 7.5.4 Субъективная оценка утомления
- Рекомендуемая литература
- Дополнительная: