logo
Думбай, Бугаев: Физиологические основы валеолог

1.3 Психофизиологические методы

В последнее время все шире стали применяться психофизиологические методы оценки состоя­ния и работоспособности человека. Эти методы возникли на стыке физиологии и психологии и в равной мере используются и физиологами и психологами. С помощью именно психофизи­ологических тестов оказывается возможным, в условиях производственной среды, исследовать восприятие, память, внима­ние, лабильность нервных процессов, помехоустойчивость, мышление. В физиологии спорта исследование указанных пока­зателей проводится не только для оценки влияния спортивной нагрузки на человека, но и в целях профессиональной ориен­тации, профотбора и обучения.

Определение времени сенсомоторных реакций на свето­вые и звуковые сигналы (ВР) позволяет оценивать динамику скорости нервных процессов, их переключения, уровень зри­тельно-моторной координации, общий уровень работоспособ­ности и активности ЦНС, способность к прогнозированию. Суть методики заключается в возможно быстрых двигательных от­ветах испытуемого на световой или звуковой сигналы. Имеет­ся много вариантов исследования сенсомоторных реакций. На­иболее распространенный из них — простая зрительно- (или слухо-) моторная реакция. На пульте испытуемого расположен экран, при засвечивании которого испытуемый должен как мож­но быстрее нажать на кнопку ответа. Время, прошедшее от момента засвечивания экрана до нажатия на кнопку, и есть вре­мя простой зрительно-моторной реакции. Если речь идет о слухо-моторной реакции, то звуковой сигнал подается либо через динамик, либо через наушники. Реальное время сенсомотор­ных реакций зависит от многих факторов как личностного, так и динамического характера. Так, известно, что люди, относящи­еся к разным типам высшей нервной деятельности, априори отличаются скоростью реагирования, причем в основе этих от­личий лежат именно свойства ЦНС, а не периферических при­боров сенсорных и двигательных систем. Время реакции изме­няется в зависимости от функционального состояния, и это позволило методу изучения сенсомоторных реакций прочно вой­ти в арсенал физиологов и психологов труда и спорта. Кроме простой реакции, широко используется метод оценки сложной (или с выбором) зрительно-моторной реакции. В этом случае на экра­не перед испытуемым могут появляться различные световые сигналы, на один из них он должен реагировать, на другие — нет. В другом варианте испытуемый должен реагировать нажа­тием на кнопку при одном сочетании нескольких сигналов и не реагировать на другое сочетание. Естественно, что время ответа на сложный сенсорный сигнал значительно больше, чем на простой. Если время простой зрительно-моторной реакции колеблется от 180 до 210 мс, то при сложном сигнале время реакции удлиняется до 300-350 мс и больше. Задача испытуе­мого может быть усложнена и в части двигательных ответов. Например, испытуемый должен на одно сенсорное поле реаги­ровать левой кнопкой, а на другое — правой. Несколько мето­дик изучения сенсомоторных реакций реализованы в уже упо­минавшимся приборе "СКИФ".

Методы оценки динамики характеристик внимания (устой­чивость, концентрация, распределение и переключение вни­мания, объем внимания) реализуются в двух основных вариан­тах — тестовом или блоковом и аппаратурном. Имеется нес­колько широко распространенных тестов, позволяющих без осо­бых материальных и временных затрат достаточно детально описывать поведение указанных параметров внимания. Таб­лица Анфимова представляет собой бланк, на котором напе­чатаны буквы русского алфавита (40 знаков в одной строке, всего 40 строк). Последовательность букв в ней такова, что полностью исключается наличие во всей таблице сколько-нибудь грамматически связанного текста. Задача испытуемо­го — в течение заданного промежутка времени, отслеживая буквы от строчки к строчке, вычеркивать обусловленные зара­нее отдельные буквы или их сочетания. Общее количество прос­мотренных букв и ошибочных зачеркиваний укажет на состоя­ние таких параметров внимания, как объем и концентрация. Таблица с кольцами Ландольда - это бланк с напечатанными на нем построчно кольцами, имеющими разрыв в определен­ной позиции. Принято располагать разрыв в кольце по образ­цу циферблата часов (1 час, 3 часа, 5 часов и т.д.). Задачей испытуемого, также как и в предыдущем тексте, является вы­явление колец с определенным разрывом. Путем несложных подсчетов оказывается возможным характеризовать текущее состояние параметров внимания. Тестовая таблица для оцен­ки распределения и переключения внимания представляет со­бой поле, состоящее из 49 квадратов, внутри которых изобра­жены в беспорядке цифры красного (от 1 до 25) и черного (от 1 до 24) цветов. Испытуемый должен назвать и показать цифры по очереди — одну с начала, другую с конца ряда чисел, указывая при этом их цвет. Например, красная — 1, черная — 24, красная — 2, черная — 23 и т.д. Оценивается скорость поиска и точность ответов. Уровень избирательности внима­ния и помехоустойчивость может определяться с помощью сле­дующей методики. Испытуемый получает бланк со сплошным буквенным текстом, среди которого имеются слова. Задача ис­пытуемого — как можно быстрее, считывая текст, подчеркнуть эти слова. Например, во фрагменте текста БСОЛНЦЕВТРГ- ЦОЦЭРАЙОНЗГ имеется два слова — "солнце" и "район". Имен­но их и должен найти и подчеркнуть испытуемый. Время рабо­ты со всем текстом (522 буквы) —2 минуты. Оценивается коли­чество выделенных слов и ошибки (пропуски). Следует отме­тить, что все вышеописанные тесты могут быть реализованы аппаратурно, в частности, на дисплее ЭВМ, в условиях лабора­торного эксперимента. В практической же физиологии удобнее пользоваться заранее изготовленными бланками.

Сконструированные и описанные многими авторами электромеханические и электронные аттенциометры (at­tention (англ.) - внимание) предполагают автоматизирован­ный учет следящих и управляющих действий испытуемо­го, решающего самые разнообразные частные задачи на внимание. Практически во всех этих вариантах приборов предполагается сложная моторная деятельность, т.е. с их использованием решаются задачи не только оценки параметров внимания, но и координации движений, их быстродействия и точности.

Из известных форм памяти — кратковременная (непосред­ственная и оперативная) и долговременная, в физиологии труда чаще всего изучается оперативная и непосредственная. Изуче­ние долговременной памяти проводится для целей профориентации, профотбора и обучения.

Для оценки оперативной памяти используется следую­щая методика. Испытуемый получает заранее подготовленный бланк и прослушивает следующую инструкцию: "Сейчас я буду зачитывать числа — 10 рядов по 5 чисел в каждом. Ваша за­дача — запомнить эти 5 чисел в том порядке, в каком они зачи­таны, а затем в уме сложить первое число со вторым, второе с третьим, третье с четвертым, четвертое с пятым и получен­ные четыре суммы записать в соответствующей стороне блан­ка. Например, Вам предъявляется следующий ряд цифр: 3,1,5,2,7. Складываем две первых, получаем 4, далее 6, 7 и 9. Именно эти суммы Вы и вписываете в правую сторону таблицы. Ин­тервал между зачтением каждого ряда - 15 секунд. Вся проце­дура занимает 4-5 минут.

Для оценки объема и точности кратковременной памяти ис­пользуется методика "Память на числа". Задача испытуемого заключается в том, чтобы запомнить и воспроизвести как мож­но больше двузначных чисел, демонстрируемых в течение 20 секунд в виде таблицы. Объем памяти оценивается по количе­ству правильно воспроизведенных чисел.