К понятию "функциональное состояние"
Исходя из определения утомления как своеобразной формы функционального состояния, следует остановиться на некоторых вопросах теории функциональных состояний. В аналитической физиологии термин "функциональное состояние" относится ко всем уровням жизнедеятельности организма. Так, можно вести речь о функциональном состоянии отдельной клетки и внутриклеточных структур, клеточных популяций и нервных центров, отдельных систем организма. Психологи выделяют уровень психического, эмоционального состояния.
Существует два основных подхода к определению содержания понятия "функциональное состояние". Один из них базируется на оценке некоего среднего уровня функционирования биологической системы, представляющем фон, на котором разыгрываются процессы, определяющие адаптивное поведение системы. Такой подход может быть оправдан в отношении отдельного нейрона, нервного центра или отдельной физиологической или иной системы, т.е. на уровне ниже организменного. При этом, отвлекаясь от конкретики, под системой понимается, по Берталанфи /1969/, совокупность взаимодействующих между собой отдельных структур или процессов, объединенных в единое целое для реализации какой-либо общей функции. Система, таким образом, приобретает новые свойства, обусловленные взаимодействием отдельных ее звеньев и определяющие ее целевую функцию в организме. В теории функциональной системы Анохина П.К. /1968/, где одним из важнейших выдвигается принцип достижения системой полезного результата, также исследуются отдельные системы. Анохин П.К. пишет: "По самой своей физиологической сути принцип функциональной системы занимает пограничное положение между проблемой целостности организма в ее широком понимании и аналитическими исследованиями". И далее — ''Концепция о функциональной системе обеспечивает постановку новых исследовательских вопросов чисто практического значения и накопления материалов для построения физиологической теории интегративной деятельности целого организма" /Анохин П. К. "Биология и нейрофизиология условного рефлекса, 1968, стр.214/.
Другой подход к проблеме функционального состояния связан с развитием прикладной физиологии человека, в частности физиологии трудовой деятельности. Изучение функционального состояния человека в этом случае должно рассматриваться не только со стороны физиологических реакций, но и психологических и социально-психологических аспектов его проявления. Медведев В.И. и Леонова А.Б. /1993/ отмечают, что любое функциональное состояние (человека) — продукт включения организма в конкретную деятельность, в ходе которой оно активно преобразуется, обуславливая успешность деятельности. Оно формируется на базе трех основных звеньев —физиологического, психологического и поведенческого. В формировании любого вида функционального состояния участвуют пять основных групп компонентов. В первую группу входят те, которые определяют энергетику состояния. Это практически все функции организма, отнесенные к вегетативной сфере — дыхание, кровообращение, обмен веществ, выделение, терморегуляция. Вторую группу формируют сенсорные компоненты деятельности, определяющие процессы приема и переработки информации на уровне периферических концов анализаторов. Оцениваются силовые, частотные, пространственные и временные характеристики сенсорных сигналов. Детально исследуются характеристики контраста, восприятия движения, формы, объема и динамические характеристики сенсорных систем — адаптация, сенсибилизация, пороги ощущения, электрофизиологические параметры сигналов. К третьей группе относятся информационные компоненты деятельности, в первую очередь память и мышление, т.е. те, которые обеспечивают переработку информации и принятие решения. В эту же группу входят и показатели структуры личности, определяемые с помощью личностных опросников. Четвертую группу составляют эффекторные компоненты деятельности, обеспечивающие моторную реализацию принятых решений. Сюда относятся как непосредственные показатели состояния двигательной системы — мышечная сила, выносливость, тремор, координация движений и т.п., так и обобщенные, например характер и динамика ошибочных действий (эргономические показатели). Пятая группа — это активационно - мотивационные компоненты деятельности — уровень тревожности, эмоциональная устойчивость, типология высшей нервной деятельности, уровень внимания, психологические и мотивационные установки личности, В эту группу факторов следует включить и те, которые в общем виде относятся к социально-экономическим — социальная значимость профессиональной деятельности, экономические мотивы, ролевые отношения в коллективе, уровень организации труда и т.д.
Несомненно, описанный подход к определению функционального состояния человека, развиваемый В.И. Медведевым и его последователями, в наибольшей степени соответствует требованиям и задачам физиологии труда. Особенно это касается проблемы утомления человека в процессе трудовой деятельности.
- 1. Методы исследования
- 1.1. Общие требования к методам оценки функционального состояния человека
- 1.2 Методы исследования систем организма
- 1.2.1 Двигательная система
- 1.2.2 Сердечно-сосудистая система
- 1.2.3 Дыхательная система
- 1.2.4 Сенсорные системы
- 1.3 Психофизиологические методы
- 2. Общие закономерности регуляции систем организма
- 2.1 Этапы развития адаптационных реакций
- 2.2. Основные системы регуляции в организме
- 2.3 Уровни регуляции физиологических функций
- 2.4 Динамика отдельных функций в деятельном состоянии
- 2.4.1 Дыхательная система
- Сердечно-сосудистая система
- 2.4.3 Водный и минеральный обмен
- 2.4.4 Терморегуляция
- 3. Энергетические аспекты трудовой и спортивной деятельности
- 3.1 Источники энергии в организме
- 3.2 Потребление кислорода в динамике работы
- 3.3 Обмен веществ и энергии
- 3.4. Энергетика циклической динамической работы на примере гладкого бега.
- 3.4.1. Умеренная мощность работы
- 3.4.2. Большая мощность
- 3.4.3 Субмаксимальная мощность
- 3.4.4. Максимальная мощность
- 4. Физиология двигательной системы
- 4.1 Морфо - функциональные особенности скелетных мышечных волокон
- 4.2 Теплообразование при мышечном сокращении
- 4.3 Двигательные единицы и сегментарный уровень управления
- 4.3.1 Типы двигательных единиц
- 4.3.2 Мотонейронный пул и регуляция сокращения мышцы
- 4.3.3 Спинальный уровень регуляции движений
- 4.4 Надсегментарный уровень управления движением
- 4.4.1 Экстрапирамидная система
- 4.4.2 Пирамидная система
- 5. Двигательная активность
- 5.1. Управление произвольными движениями и формирование двигательного акта.
- 5.2. Формирование двигательного навыка у человека
- 5.3. Морфофизиологические основы двигательных качеств спортсмена
- 5.3.1 Сила
- 5.3.2 Быстрота
- 5.3.3 Выносливость
- 5.3.4 Ловкость
- 5.4. Особенности обучения школьников произвольным движениям
- 5.5. Роль физического воспитания в школе
- 6. Работоспособность человека и факторы ее определяющие
- 5.1 Внутренние факторы
- 6.1.1 Циклические колебания в системах организма
- 6.1.2 Профессиональные навыки
- 6.1.3 Мотивы деятельности и работоспособность
- 6.2 Внешние факторы
- 6.2.1 Температурный режим
- 6.2.2 Световой режим
- 5.2.3 Влияние шума на работоспособность
- 6.2.4. Организация рабочего места
- 6.3. Динамика работоспособности в течение рабочей смены
- 6.4. Предрабочее, рабочее и послерабочее состояние спортсмена
- 6.4.1. Разминка
- 6.4.2. Предстартовое состояние
- 6.4.3. Рабочее состояние
- 6.4.4. Физиологическая характеристика ациклической динамической работы
- 6.4.5. Период восстановления
- 7. Утомление
- 7.1 Развитие взглядов на природу утомления
- К понятию "функциональное состояние"
- Разновидности утомления
- Общие механизмы утомления
- Принципы диагностики утомления
- Оценка эффективности деятельности
- Оценка состояния физиологических систем организма
- Психофизиологическая диагностика утомления
- 7.5.4 Субъективная оценка утомления
- Рекомендуемая литература
- Дополнительная: