logo
Думбай, Бугаев: Физиологические основы валеолог

К понятию "функциональное состояние"

Исходя из определения утомления как своеобразной формы функционального состояния, следует остановиться на некоторых вопросах теории функциональных состояний. В аналитической физиологии термин "функциональное состо­яние" относится ко всем уровням жизнедеятельности орга­низма. Так, можно вести речь о функциональном состоянии отдельной клетки и внутриклеточных структур, клеточных популяций и нервных центров, отдельных систем организ­ма. Психологи выделяют уровень психического, эмоциональ­ного состояния.

Существует два основных подхода к определению содер­жания понятия "функциональное состояние". Один из них ба­зируется на оценке некоего среднего уровня функционирова­ния биологической системы, представляющем фон, на кото­ром разыгрываются процессы, определяющие адаптивное поведение системы. Такой подход может быть оправдан в отношении отдельного нейрона, нервного центра или отдель­ной физиологической или иной системы, т.е. на уровне ниже организменного. При этом, отвлекаясь от конкретики, под си­стемой понимается, по Берталанфи /1969/, совокупность вза­имодействующих между собой отдельных структур или про­цессов, объединенных в единое целое для реализации ка­кой-либо общей функции. Система, таким образом, приоб­ретает новые свойства, обусловленные взаимодействием от­дельных ее звеньев и определяющие ее целевую функцию в организме. В теории функциональной системы Анохина П.К. /1968/, где одним из важнейших выдвигается принцип дости­жения системой полезного результата, также исследуются от­дельные системы. Анохин П.К. пишет: "По самой своей фи­зиологической сути принцип функциональной системы зани­мает пограничное положение между проблемой целостности организма в ее широком понимании и аналитическими ис­следованиями". И далее — ''Концепция о функциональной системе обеспечивает постановку новых исследовательских вопросов чисто практического значения и накопления мате­риалов для построения физиологической теории интегративной деятельности целого организма" /Анохин П. К. "Биоло­гия и нейрофизиология условного рефлекса, 1968, стр.214/.

Другой подход к проблеме функционального состояния связан с развитием прикладной физиологии человека, в ча­стности физиологии трудовой деятельности. Изучение фун­кционального состояния человека в этом случае должно рас­сматриваться не только со стороны физиологических реак­ций, но и психологических и социально-психологических ас­пектов его проявления. Медведев В.И. и Леонова А.Б. /1993/ отмечают, что любое функциональное состояние (человека) — продукт включения организма в конкретную деятельность, в ходе которой оно активно преобразуется, обуславливая ус­пешность деятельности. Оно формируется на базе трех ос­новных звеньев —физиологического, психологического и по­веденческого. В формировании любого вида функциональ­ного состояния участвуют пять основных групп компонентов. В первую группу входят те, которые определяют энергетику состояния. Это практически все функции организма, отнесен­ные к вегетативной сфере — дыхание, кровообращение, об­мен веществ, выделение, терморегуляция. Вторую группу формируют сенсорные компоненты деятельности, опреде­ляющие процессы приема и переработки информации на уровне периферических концов анализаторов. Оценивают­ся силовые, частотные, пространственные и временные ха­рактеристики сенсорных сигналов. Детально исследуются ха­рактеристики контраста, восприятия движения, формы, объ­ема и динамические характеристики сенсорных систем — адаптация, сенсибилизация, пороги ощущения, электрофи­зиологические параметры сигналов. К третьей группе отно­сятся информационные компоненты деятельности, в первую очередь память и мышление, т.е. те, которые обеспечивают переработку информации и принятие решения. В эту же группу входят и показатели структуры личности, определяе­мые с помощью личностных опросников. Четвертую группу составляют эффекторные компоненты деятельности, обеспе­чивающие моторную реализацию принятых решений. Сюда относятся как непосредственные показатели состояния дви­гательной системы — мышечная сила, выносливость, тремор, координация движений и т.п., так и обобщенные, например ха­рактер и динамика ошибочных действий (эргономические пока­затели). Пятая группа — это активационно - мотивационные ком­поненты деятельности — уровень тревожности, эмоциональ­ная устойчивость, типология высшей нервной деятельности, уровень внимания, психологические и мотивационные установ­ки личности, В эту группу факторов следует включить и те, ко­торые в общем виде относятся к социально-экономическим — социальная значимость профессиональной деятельности, эко­номические мотивы, ролевые отношения в коллективе, уровень организации труда и т.д.

Несомненно, описанный подход к определению функцио­нального состояния человека, развиваемый В.И. Медведевым и его последователями, в наибольшей степени соответствует требованиям и задачам физиологии труда. Особенно это каса­ется проблемы утомления человека в процессе трудовой дея­тельности.