1.1. Общие требования к методам оценки функционального состояния человека
Любое исследование, где объектом выступает человек, требует особенного планирования и методического обеспечения. Здесь важнейшим принципом является известный тезис Гиппократа — не навреди. Испытуемый должен быть надежно защищен от физических и психических травм, связанных с используемыми в эксперименте методами. Это касается как лабораторного, так и натурного (на конкретном рабочем месте) исследования. В физиологии труда, спорта, как, впрочем, и в физиологии вообще, очень часто используются отдельные исследовательские приборы или блоки, изготавливаемые в лабораторных условиях и не всегда в полной мере соблюдающие жесткие требования электробезопасности их эксплуатации. Здесь имеется надежный выход — использование приборов автономного слаботочного питания с тем, чтобы исключить возможность поражения электрическим током. В экспериментах зачастую используются самые разнообразные функциональные пробы — задержка дыхания и гипервентиляция, мелькающий свет, слабая электростимуляция, разнообразные лекарственные средства, химические и биологические препараты. Следует помнить о том, что у испытуемого может быть индивидуальная непереносимость некоторых функциональных проб и химических веществ. Например, применение такой, казалось бы, безобидной методики, как регистрация зрительных вызванных потенциалов, особенно при высокой интенсивности вспышек может провоцировать эпиприпадки. А использование ортостатической пробы у некоторых испытуемых может закончиться глубоким обмороком. То же касается и некоторых других факторов. Поэтому в преддверии очередной функциональной пробы следует провести опрос испытуемого в этом направлении. Существует общее правило, что в экспериментах должны участвовать практически здоровые люди. Если же обследованию подвергаются лица с какими-либо заболеваниями (а это часто бывает задачей исследования), то все манипуляции должны проводиться под медицинским контролем. Данные, получаемые в ходе эксперимента должны с осторожностью сообщаться испытуемому, с тем, чтобы не нанести ему психической травмы и не вызвать ухудшения состояния его здоровья.
Все указанное выше касается как лабораторного, так и натурного эксперимента. Существуют свои требования к методикам в исследовании конкретной профессии на конкретном рабочем месте. Решая задачу оценки функционального состояния и уровня работоспособности человека на рабочем месте, следует иметь в виду достаточно высокую лабильность психофизиологических параметров. Так, при работе легкой и средней тяжести, легкий отдых в течение даже нескольких минут сопровождается нормализацией, т.е. возвратом к дорабочему уровню показателей дыхательной, сердечно-сосудистой, двигательной систем. Существенно при этом изменяются показатели уровня активации центральной нервной системы, психофизиологические показатели. Отсюда вытекает одно из первых требований к методикам исследования. Все используемые методики должны быть реализованы в варианте, позволяющем получать результаты без отвлечения обследуемого от его деятельности. При этом недопустимо "изъятие" испытуемого из его рабочей среды — он должен обследоваться на своем рабочем месте в полном смысле этого слова. Только в этом случае исследователь получит максимально объективные результаты.
Второе обязательное требование к методикам натурного эксперимента — скорость их реализации. Это требование вытекает из уже изложенных свойств лабильности функционального состояния. Как правило, время проведения каждой функциональной пробы не должно быть более 3-5 минут.
Следующее требование — использование таких методик, где в качестве стимулов применяются раздражители слабой и средней силы, не дающие длительного последействия. Это требование обусловлено необходимостью продолжения испытуемым своей профессиональной деятельности сразу же по окончании пробы. Применение сильных раздражителей может вызвать либо общее снижение работоспособности, либо нежелательное изменение параметров отдельных систем, что может отразиться на продуктивности и безопасности деятельности.
В каждом конкретном исследовании используются, как правило, несколько методик. При этом батарея методов обуславливается как результатами предварительного профессиографического изучения деятельности, так и конкретной задачей. Следует иметь в виду замечание В.И. Медведева /1988/, что "любой вид деятельности при его физиологическом анализе выявляет наличие общих, независимых от вида деятельности характеристик и наличие каких-то функций, необходимых для данной деятельности". В соответствии с этим, набор применяемых методик должен обеспечивать получение данных как в отношении общего, неспецифического, так и специфического воздействия конкретной нагрузки на организм испытуемого. Соотношение методик общего и частного плана может быть различным в разных исследованиях. Это зависит от конкретных задач, целей и установок исследования, условий и характера деятельности, категорий обследуемых. При этом одни и те же методики могут быть использованы как для оценки неспецифического, так и специфического воздействия нагрузки.
В частности, эргометрия может быть применена для оценки состояния двигательной системы в целом, и, кроме того, как показатель функционального состояния лишь ее части, наиболее загруженной при данной физической работе. То же касается и подавляющего большинства методов, используемых в физиологии труда и спорта. Частные же методики - это усовершенствованные и специализированные общие или вновь созданные для получения ответа на конкретный, частный вопрос исследования. Они, как правило, уникальны, создаются и реализуются по-разному в различных лабораториях в зависимости от технических возможностей и фантазии исследователя.
- 1. Методы исследования
- 1.1. Общие требования к методам оценки функционального состояния человека
- 1.2 Методы исследования систем организма
- 1.2.1 Двигательная система
- 1.2.2 Сердечно-сосудистая система
- 1.2.3 Дыхательная система
- 1.2.4 Сенсорные системы
- 1.3 Психофизиологические методы
- 2. Общие закономерности регуляции систем организма
- 2.1 Этапы развития адаптационных реакций
- 2.2. Основные системы регуляции в организме
- 2.3 Уровни регуляции физиологических функций
- 2.4 Динамика отдельных функций в деятельном состоянии
- 2.4.1 Дыхательная система
- Сердечно-сосудистая система
- 2.4.3 Водный и минеральный обмен
- 2.4.4 Терморегуляция
- 3. Энергетические аспекты трудовой и спортивной деятельности
- 3.1 Источники энергии в организме
- 3.2 Потребление кислорода в динамике работы
- 3.3 Обмен веществ и энергии
- 3.4. Энергетика циклической динамической работы на примере гладкого бега.
- 3.4.1. Умеренная мощность работы
- 3.4.2. Большая мощность
- 3.4.3 Субмаксимальная мощность
- 3.4.4. Максимальная мощность
- 4. Физиология двигательной системы
- 4.1 Морфо - функциональные особенности скелетных мышечных волокон
- 4.2 Теплообразование при мышечном сокращении
- 4.3 Двигательные единицы и сегментарный уровень управления
- 4.3.1 Типы двигательных единиц
- 4.3.2 Мотонейронный пул и регуляция сокращения мышцы
- 4.3.3 Спинальный уровень регуляции движений
- 4.4 Надсегментарный уровень управления движением
- 4.4.1 Экстрапирамидная система
- 4.4.2 Пирамидная система
- 5. Двигательная активность
- 5.1. Управление произвольными движениями и формирование двигательного акта.
- 5.2. Формирование двигательного навыка у человека
- 5.3. Морфофизиологические основы двигательных качеств спортсмена
- 5.3.1 Сила
- 5.3.2 Быстрота
- 5.3.3 Выносливость
- 5.3.4 Ловкость
- 5.4. Особенности обучения школьников произвольным движениям
- 5.5. Роль физического воспитания в школе
- 6. Работоспособность человека и факторы ее определяющие
- 5.1 Внутренние факторы
- 6.1.1 Циклические колебания в системах организма
- 6.1.2 Профессиональные навыки
- 6.1.3 Мотивы деятельности и работоспособность
- 6.2 Внешние факторы
- 6.2.1 Температурный режим
- 6.2.2 Световой режим
- 5.2.3 Влияние шума на работоспособность
- 6.2.4. Организация рабочего места
- 6.3. Динамика работоспособности в течение рабочей смены
- 6.4. Предрабочее, рабочее и послерабочее состояние спортсмена
- 6.4.1. Разминка
- 6.4.2. Предстартовое состояние
- 6.4.3. Рабочее состояние
- 6.4.4. Физиологическая характеристика ациклической динамической работы
- 6.4.5. Период восстановления
- 7. Утомление
- 7.1 Развитие взглядов на природу утомления
- К понятию "функциональное состояние"
- Разновидности утомления
- Общие механизмы утомления
- Принципы диагностики утомления
- Оценка эффективности деятельности
- Оценка состояния физиологических систем организма
- Психофизиологическая диагностика утомления
- 7.5.4 Субъективная оценка утомления
- Рекомендуемая литература
- Дополнительная: