6.1.3 Мотивы деятельности и работоспособность
Общий уровень работоспособности тесно связан с мотивацией и фоном, предшествующим и сопровождающим деятельность. В специальных экспериментах Корнадта и Баймлера изучалась устойчивость работоспособности оператора в различных ситуациях при подкреплении в случае успешной работы (премия) и/или наказании при неуспешной (штрафы). Результаты этих исследований подтвердили известный тезис о том, что работоспособность снижается, если мотивация при выполнении частной задачи недостаточна. Показано так же, что при наличии соревновательного мотива показатель мышечной выносливости значительно увеличивается, причем, если соревнования командные, то выносливость увеличивается в большей степени, чем при соревновании в индивидуальном выступлении.
В психологии труда достаточно подробно изучен вопрос мотивации профессиональной деятельности. Под мотивами деятельности понимаются психологические причины, определяющие целенаправленные действия человека. В отличии от свойств личности, весьма устойчивых характеристик, мотивы характеризуют более частное и изменчивое отношение человека к явлениям внешнего мира. Мотивы деятельности могут меняться, взаимодействовать между собой, причем согласующиеся мотивы взаимно дополняют друг друга, а противоречивые —создают конфликтную ситуацию, отрицательно сказываясь на уровне работоспособности. Широко известны данные о влиянии эмоций (позитивные или негативные) на работоспособность. В частности, при положительном эмоциональном фоне повышается чувствительность зрительного и слухового анализаторов, при негативном — наоборот, снижается.
Эмоциональное напряжение разной степени может по-разному влиять на работоспособность. Известным психологом Милеряном показано, что у некоторой категории людей экстремальные ситуации сопровождаются повышением работоспособности. Для других групп — она резко снижается, происходит дезорганизация деятельности (либо по возбудительному, либо по тормозному типу), работоспособность падает. Слабый или средний уровень эмоционального напряжения, как правило, сопровождается высоким уровнем работоспособности, замедлением развития утомления.
- 1. Методы исследования
- 1.1. Общие требования к методам оценки функционального состояния человека
- 1.2 Методы исследования систем организма
- 1.2.1 Двигательная система
- 1.2.2 Сердечно-сосудистая система
- 1.2.3 Дыхательная система
- 1.2.4 Сенсорные системы
- 1.3 Психофизиологические методы
- 2. Общие закономерности регуляции систем организма
- 2.1 Этапы развития адаптационных реакций
- 2.2. Основные системы регуляции в организме
- 2.3 Уровни регуляции физиологических функций
- 2.4 Динамика отдельных функций в деятельном состоянии
- 2.4.1 Дыхательная система
- Сердечно-сосудистая система
- 2.4.3 Водный и минеральный обмен
- 2.4.4 Терморегуляция
- 3. Энергетические аспекты трудовой и спортивной деятельности
- 3.1 Источники энергии в организме
- 3.2 Потребление кислорода в динамике работы
- 3.3 Обмен веществ и энергии
- 3.4. Энергетика циклической динамической работы на примере гладкого бега.
- 3.4.1. Умеренная мощность работы
- 3.4.2. Большая мощность
- 3.4.3 Субмаксимальная мощность
- 3.4.4. Максимальная мощность
- 4. Физиология двигательной системы
- 4.1 Морфо - функциональные особенности скелетных мышечных волокон
- 4.2 Теплообразование при мышечном сокращении
- 4.3 Двигательные единицы и сегментарный уровень управления
- 4.3.1 Типы двигательных единиц
- 4.3.2 Мотонейронный пул и регуляция сокращения мышцы
- 4.3.3 Спинальный уровень регуляции движений
- 4.4 Надсегментарный уровень управления движением
- 4.4.1 Экстрапирамидная система
- 4.4.2 Пирамидная система
- 5. Двигательная активность
- 5.1. Управление произвольными движениями и формирование двигательного акта.
- 5.2. Формирование двигательного навыка у человека
- 5.3. Морфофизиологические основы двигательных качеств спортсмена
- 5.3.1 Сила
- 5.3.2 Быстрота
- 5.3.3 Выносливость
- 5.3.4 Ловкость
- 5.4. Особенности обучения школьников произвольным движениям
- 5.5. Роль физического воспитания в школе
- 6. Работоспособность человека и факторы ее определяющие
- 5.1 Внутренние факторы
- 6.1.1 Циклические колебания в системах организма
- 6.1.2 Профессиональные навыки
- 6.1.3 Мотивы деятельности и работоспособность
- 6.2 Внешние факторы
- 6.2.1 Температурный режим
- 6.2.2 Световой режим
- 5.2.3 Влияние шума на работоспособность
- 6.2.4. Организация рабочего места
- 6.3. Динамика работоспособности в течение рабочей смены
- 6.4. Предрабочее, рабочее и послерабочее состояние спортсмена
- 6.4.1. Разминка
- 6.4.2. Предстартовое состояние
- 6.4.3. Рабочее состояние
- 6.4.4. Физиологическая характеристика ациклической динамической работы
- 6.4.5. Период восстановления
- 7. Утомление
- 7.1 Развитие взглядов на природу утомления
- К понятию "функциональное состояние"
- Разновидности утомления
- Общие механизмы утомления
- Принципы диагностики утомления
- Оценка эффективности деятельности
- Оценка состояния физиологических систем организма
- Психофизиологическая диагностика утомления
- 7.5.4 Субъективная оценка утомления
- Рекомендуемая литература
- Дополнительная: