7.1 Развитие взглядов на природу утомления
Целенаправленное исследование природы утомления при физической работе было начато еще в середине XIX века. Физиологи тех времен работали, как правило, с изолированными мышцами. Воздействуя на препарат в основном механическими и электрическими раздражителями, и добиваясь полного или частичного утомления препарата (мышца не отвечает на раздражители), исследователи искали и находили причину утомления либо в самой мышце, либо (в случае использования нервно-мышечного препарата) в мионевральном синапсе. Рассматривая историю вопроса, В.В.Розенблат /1975/ выделяет целую группу теорий, базирующихся на исследованиях изолированных мышц, обозначая ее как группу гуморально-локалистических теорий. Одна из них — теория истощения Шиффа /1868/, базировалась на факте снижения запасов гликогена в утомляемой мышце. Другая — теория отравления Пфлюгера /1872/, связывала развивающееся утомление с недопустимым (отравляющим) возрастанием в мышце продуктов метаболизма, в частности молочной кислоты. Ферворном /1901/ была предложена модель развития утомления в связи с недостатком кислорода в мышце (теория удушения). Подобный взгляд на природу утомления вполне обоснован с позиций аналитической физиологии конца XIX - начала XX века. Тем более, что факты, лежащие в основе такой трактовки утомления, не вызывают сомнения. Работы последующих лет, вплоть до новейших, нисколько не отрицают наличия тех сдвигов в метаболических показателях, которые описаны физиологами прошлого. И сегодня вряд ли кто рискнет утверждать, что изменения в метаболизме работающих мышц не имеют отношения к процессу утомления организма. Речь скорее идет об удельном весе этих сдвигов в целостной реакции организма на физическую работу, а также об их месте в динамике развития процесса утомления.
Другая группа теорий, названная В.В.Розенблатом как центрально-нервная, связывает механизмы утомления со структурами центральной нервной системы. Одним из основателей центрально-нервной теории утомления является А. Массо. В изданной им в 1893 году монографии "Усталость" и в более ранних работах впервые приводятся результаты изучения мышечной деятельности на человеке и показана роль центральных механизмов в формировании состояния утомления. Проблемы утомления разрабатывались в это же время И.М. Сеченовым. Основатель теории нервизма внес существенный вклад в физиологию труда не только тем, что обосновал роль центральной нервной системы в формировании состояния утомления при физической работе, но и тем, что одним из первых (после А.Массо) применил в изучении процессов мышечной деятельности разработанный им плечевой эргограф, где имитировалась работа руки при "пилящих" движениях. Именно с помощью эргографа И.М.Сеченовым были получены известные факты более быстрого восстановления работоспособности утомленной руки в условиях нагрузки на другие мышцы. Этот феномен был обозначен как феномен "активного" отдыха. И.М.Сеченов связывал феномен "активного" отдыха с активацией утомленных центров потоком афферентных импульсов от других мышц, т.е. через другие нервные центры.
Розенблат В.В /1975, 1983/ выделяет четыре основных направления в рамках центрально-нервной теории. Разработка первого направления связана в первую очередь с именем Васильева Л.Л. и Виноградова М.И. . Здесь ведущая роль в развитии утомления отводится процессам торможения в центральной нервной системе. В качестве основных факторов, обуславливающих это тормозное состояние, выступают затухание рабочей доминанты, чрезмерный афферентный поток от работающих мышц и влияние на нервные центры биохимических сдвигов в крови, возникающих при активной мышечной работе. Представители второго направления /Левицкий В.А., 1926/ центрально-нервной теории утомления связывают его развитие с возникновением дисбаланса во взаимодействии коры больших полушарий и центров вегетативной нервной системы. При этом центры вегетативного обеспечения деятельности выступают в качестве защитных по отношению к коре и исполнительным органам, посылая к ним тормозные сигналы, предупреждая, таким образом, возможные нежелательные последствия чрезмерной физической нагрузки. Иными словами, речь идет о "коллизии между сознательно - волевой и автономно - вегетативной сферами" /Розенблат В.В., 1983, 230с./. Третье направление, имеющее наибольшее число сторонников, разрабатывается с позиции теории доминанты А.А. Ухтомского. В основе утомления приверженцы этого подхода видят нарушения координации процессов, обеспечивающих деятельное состояние, и в первую очередь — в центральной нервной системе.
В работе "Современное состояние проблемы утомления" /1934/ Ухтомский А.А. писал: "Роль прежних теоретических факторов утомления (истощения, задушения, засорения, рабочего ритма) приобретает более конкретную характеристику в свете новых данных о метаболизме в тканях. Каждый из этих факторов может принимать участие в образовании синдрома утомления, и ни в одном из них нельзя видеть исключительную причину утомления" Таким образом, подчеркивается множественность механизмов утомления при ведущей роли ЦНС. Четвертое направление /Кекчеев К.Х./ рассматривает развитие мышечного утомления в связи с ослаблением адаптационно-трофического влияния симпатической на соматическую нервную систему. Этот взгляд на природу утомления сходен с подходом Левицкого В.А.. Самим же В. В. Розенблатом предложена центрально-корковая теория мышечного утомления человека. Автор полагает, что первичное звено утомления следует искать в корковом конце двигательного анализатора, отмечая при этом, что сдвиги во всех других звеньях двигательной системы и иных системах организма являются вторичными. По В.В.Розенблату, эти вторично возникшие изменения в вегетативной, эндокринной и мышечной системах, сопровождающиеся изменением биохимических параметров, в свою очередь влияют на первичное звено утомления (двигательную кору и двигательные центры ЦНС), усугубляя состояние последних. Виноградов М.И. /1958, 1966/ также выделяет два вида утомления — первичное и вторичное. По М.И. Виноградову, первичное, остро возникающее утомление, развивается вследствие непривычной или чрезмерной работы, а вторичное (медленно развивающееся) — как результат хотя и привычной, но длительной активности. Он меньшее значение придает биохимическим сдвигам в работающем организме, связывая развитие и первичного, и вторичного утомления с процессами дезорганизации преимущественно в центральной нервной системе.
После выхода монографии Розенблата В.В. в 1975 году вопрос о первичном звене в процессе утомления и о противоречиях между гуморально-локалистическим и центрально - нервным направлениями в литературе не дискутируется. Признано, что в различных условиях деятельности вес тех или иных факторов может изменяться.
Приведенные выше теории и подходы касались в основном причин и механизмов развития утомления при физической работе. Это связано с объективными обстоятельствами — уровнем развития научных знаний и методов исследования, и возможностью с высокой точностью определить тяжесть и напряженность физического труда, распространенностью тяжелого физического труда в сфере производства, самим характером производства.
В 40-50-х годах начинается систематическое исследование утомления при умственном, интеллектуальном труде. Исследователи, развивавшие центрально-нервный подход к природе утомления, отмечали черты сходства проявлений физиологических сдвигов при физическом и нефизическом труде. В частности, Виноградов М.И. /1966/ отмечал: "... если пользоваться обычно применяемыми методами исследований умственного труда, то трудно обнаружить в них особо резкие отличия от физиологических характеристик физического труда — разница обычно только в глубине тех или иных рабочих изменений" (стр.230). Он полагал, что важнейшее отличие умственного и физического труда (и развивающегося утомления) заключается в том, что в первом случае имеет место "постоянная изменчивость центрально-нервной регуляции". Говоря другими словами, речь идет о сложном и изменчивом алгоритме деятельности. В случае же физического труда, центрально-нервная регуляция связана с автоматизацией функциональных отправлений и периодической, повторяющейся мышечной активностью. При умственной деятельности на первый план выступает, таким образом, не активная мышечная работа и связанное с этим усиление энерготрат, а изменения в ЦНС, обусловленные напряжением высших функций. Речь идет о зрительной и слуховой функциях, о тонкой сенсомоторной координации, процессах приема и переработки информации, напряжении эмоционально - волевой сферы. Таким образом, проблема утомления при умственном труде выходит за рамки физиологии. и ее решение возможно лишь в рамках психофизиологического подхода /Кокчеев К.Х., 1927; Виноградов М.И., 1966: Навакатикян А.О., 1983, 1986/,
- 1. Методы исследования
- 1.1. Общие требования к методам оценки функционального состояния человека
- 1.2 Методы исследования систем организма
- 1.2.1 Двигательная система
- 1.2.2 Сердечно-сосудистая система
- 1.2.3 Дыхательная система
- 1.2.4 Сенсорные системы
- 1.3 Психофизиологические методы
- 2. Общие закономерности регуляции систем организма
- 2.1 Этапы развития адаптационных реакций
- 2.2. Основные системы регуляции в организме
- 2.3 Уровни регуляции физиологических функций
- 2.4 Динамика отдельных функций в деятельном состоянии
- 2.4.1 Дыхательная система
- Сердечно-сосудистая система
- 2.4.3 Водный и минеральный обмен
- 2.4.4 Терморегуляция
- 3. Энергетические аспекты трудовой и спортивной деятельности
- 3.1 Источники энергии в организме
- 3.2 Потребление кислорода в динамике работы
- 3.3 Обмен веществ и энергии
- 3.4. Энергетика циклической динамической работы на примере гладкого бега.
- 3.4.1. Умеренная мощность работы
- 3.4.2. Большая мощность
- 3.4.3 Субмаксимальная мощность
- 3.4.4. Максимальная мощность
- 4. Физиология двигательной системы
- 4.1 Морфо - функциональные особенности скелетных мышечных волокон
- 4.2 Теплообразование при мышечном сокращении
- 4.3 Двигательные единицы и сегментарный уровень управления
- 4.3.1 Типы двигательных единиц
- 4.3.2 Мотонейронный пул и регуляция сокращения мышцы
- 4.3.3 Спинальный уровень регуляции движений
- 4.4 Надсегментарный уровень управления движением
- 4.4.1 Экстрапирамидная система
- 4.4.2 Пирамидная система
- 5. Двигательная активность
- 5.1. Управление произвольными движениями и формирование двигательного акта.
- 5.2. Формирование двигательного навыка у человека
- 5.3. Морфофизиологические основы двигательных качеств спортсмена
- 5.3.1 Сила
- 5.3.2 Быстрота
- 5.3.3 Выносливость
- 5.3.4 Ловкость
- 5.4. Особенности обучения школьников произвольным движениям
- 5.5. Роль физического воспитания в школе
- 6. Работоспособность человека и факторы ее определяющие
- 5.1 Внутренние факторы
- 6.1.1 Циклические колебания в системах организма
- 6.1.2 Профессиональные навыки
- 6.1.3 Мотивы деятельности и работоспособность
- 6.2 Внешние факторы
- 6.2.1 Температурный режим
- 6.2.2 Световой режим
- 5.2.3 Влияние шума на работоспособность
- 6.2.4. Организация рабочего места
- 6.3. Динамика работоспособности в течение рабочей смены
- 6.4. Предрабочее, рабочее и послерабочее состояние спортсмена
- 6.4.1. Разминка
- 6.4.2. Предстартовое состояние
- 6.4.3. Рабочее состояние
- 6.4.4. Физиологическая характеристика ациклической динамической работы
- 6.4.5. Период восстановления
- 7. Утомление
- 7.1 Развитие взглядов на природу утомления
- К понятию "функциональное состояние"
- Разновидности утомления
- Общие механизмы утомления
- Принципы диагностики утомления
- Оценка эффективности деятельности
- Оценка состояния физиологических систем организма
- Психофизиологическая диагностика утомления
- 7.5.4 Субъективная оценка утомления
- Рекомендуемая литература
- Дополнительная: