5.4. Особенности обучения школьников произвольным движениям
Обучая движениям школьников, необходимо учитывать большую роль подкрепления двигательных навыков, т.к. это способствует их закреплению. При этом надо использовать весь арсенал поощрения правильно выполняемых двигательных актов - словом учителя, положительной оценкой успеха обучающегося с учетом самооценки ученика.
Весь процесс обучения двигательным навыкам следует строить на сознательной основе, используя показ требуемого движения в работе с детьми младшего школьного возраста, рассказ в общении со старшеклассниками.
Известно преобладание предметно-образного мышления у детей младшего возраста и абстрагирования, анализа и выполняемого движения за счет второсигнальных возможностей у старшеклассников. Этим понятием не разрывается единство и взаимодействие первой и второй сигнальных систем действительности, но определенная роль их в разные периоды школьного обучения несомненна.
Обучение школьников двигательным навыкам надо сочетать с анализом проприоцептивной информации о силе, пространстве и времени элементов движения, что должно оцениваться самим школьником. Это способствует устранению недостатков, допускаемых учащимися в процессе усвоения требуемого двигательного акта. Учитывая, что двигательный навык строится на основе сочетания безусловно- и условнорефлекторных двигательных актов, обязательно следует это использовать в процессе обучения, раскрывая связь, например, разгибание головы и шеи с повышением тонуса разгибателей спины и верхних конечностей (стойка на кистях). Относительно связи сгибания головы и шеи с повышением тонуса мышц груди, брюшного пресса и сгибателей рук, при снижения тонуса мышц спины - надо раскрывать в случае требуемых небезопасных движениях типа кувырка, сальто в группировке и иных. Иными словами, обучающийся должен осознавать двигательный акт, его сложность и ответственность, т.е. вовлекать процесс словесную информацию.
Естественно, что обучение должно строиться с учетом морфофункциональных возможностей школьников, что проявляется в периодизации двигательных качеств. Нельзя требовать проявления значительных силовых возможностей от учащихся раннего возраста, зная, что абсолютная сила развивается в старшем школьном возрасте, как и общая выносливость.
Двигательное качество ловкость связано в развитии с формированием внутреннего торможения, что тоже нельзя упускать в процессе обучения школьников, ни в одной из форм обучения - урочной, дополнительной или иной другой.
Требование повторного выполнения двигательного навыка школьниками особенно важно в том случае, если допускается его расчленение, как в гимнастических упражнениях. Это объясняется сложностью динамического стереотипа, в котором каждому элементу сложной комбинации соответствует своя пространственная и временная характеристика. Именно в подобных двигательных актах необходимо добиваться точности каждого элемента сложного движения.
Обучающий, поощряя выполнение движения, должен помнить, что его оценка моторного акта является основой мотивации для ученика, который, слыша положительный отзыв учителя, тренера, проявит высокий уровень ответственности при повторном выполнении двигательной задачи. Наряду с этим следует помнить, что 5-6 лет у детей мелкие мышцы верхних конечностей ускоряются в своем развитии, что играет большую роль в двигательном акте, наряду с тем, разгибатели отстают в своем развитии от сгибателей. Следует постоянно помнить, что дети младшего школьного возраста обладают возможностью быстрой адаптации к различным ситуациям и быстрым принятием решения к действию. В возрасте 7 - 8 лет отмечается достаточно высокое развитие высшей нервной деятельности школьников, но в сочетании с недостаточно сформированным уровнем торможения, что может сказаться на точности двигательного навыка.
В возрасте 8 - 12 лет школьники обучены очень многим элементарным двигательным навыкам, но с переходом к подростковому и юношескому возрастам настоятельно требуется усиление акцента в обучении второсигнальной функции. Следует поощрять, как и прежде, четкое выполнение двигательного навыка, но и предостерегать о переоценки своих возможностей, особенно в период повышенного эмоционального фона, что может послужить причиной ошибочности в движениях.
Формирование двигательных навыков у школьников не является самоцелью исходя из задач физического воспитания школьников, как на уроках, так и при факультативных, дополнительных занятиях. Весь процесс обучения движениям школьников зависит от возраста, развития двигательных качеств и реализации программных задач. Так, в младшем школьном возрасте преобладают игровые занятия, что связано не с качествами силы и выносливости, а с быстротой, прежде всего. С приближением к подростковому и юношескому возрастам навыки движение должны сочетаться с качествами абсолютной силы и выносливости и т.д.
Следует помнить о возможном сближении образующихся длительных навыков в процессе физического воспитания с их значимостью в трудовой деятельности подрастающего поколения. Многообразие профессий человека, в одних случаях потребует высокой ловкости, в других - общей выносливости, абсолютной силы и т.д. Следовательно, образование двигательных навыков и воспитание развивающихся двигательных качеств есть филигранный и трудоемкий процесс.
- 1. Методы исследования
- 1.1. Общие требования к методам оценки функционального состояния человека
- 1.2 Методы исследования систем организма
- 1.2.1 Двигательная система
- 1.2.2 Сердечно-сосудистая система
- 1.2.3 Дыхательная система
- 1.2.4 Сенсорные системы
- 1.3 Психофизиологические методы
- 2. Общие закономерности регуляции систем организма
- 2.1 Этапы развития адаптационных реакций
- 2.2. Основные системы регуляции в организме
- 2.3 Уровни регуляции физиологических функций
- 2.4 Динамика отдельных функций в деятельном состоянии
- 2.4.1 Дыхательная система
- Сердечно-сосудистая система
- 2.4.3 Водный и минеральный обмен
- 2.4.4 Терморегуляция
- 3. Энергетические аспекты трудовой и спортивной деятельности
- 3.1 Источники энергии в организме
- 3.2 Потребление кислорода в динамике работы
- 3.3 Обмен веществ и энергии
- 3.4. Энергетика циклической динамической работы на примере гладкого бега.
- 3.4.1. Умеренная мощность работы
- 3.4.2. Большая мощность
- 3.4.3 Субмаксимальная мощность
- 3.4.4. Максимальная мощность
- 4. Физиология двигательной системы
- 4.1 Морфо - функциональные особенности скелетных мышечных волокон
- 4.2 Теплообразование при мышечном сокращении
- 4.3 Двигательные единицы и сегментарный уровень управления
- 4.3.1 Типы двигательных единиц
- 4.3.2 Мотонейронный пул и регуляция сокращения мышцы
- 4.3.3 Спинальный уровень регуляции движений
- 4.4 Надсегментарный уровень управления движением
- 4.4.1 Экстрапирамидная система
- 4.4.2 Пирамидная система
- 5. Двигательная активность
- 5.1. Управление произвольными движениями и формирование двигательного акта.
- 5.2. Формирование двигательного навыка у человека
- 5.3. Морфофизиологические основы двигательных качеств спортсмена
- 5.3.1 Сила
- 5.3.2 Быстрота
- 5.3.3 Выносливость
- 5.3.4 Ловкость
- 5.4. Особенности обучения школьников произвольным движениям
- 5.5. Роль физического воспитания в школе
- 6. Работоспособность человека и факторы ее определяющие
- 5.1 Внутренние факторы
- 6.1.1 Циклические колебания в системах организма
- 6.1.2 Профессиональные навыки
- 6.1.3 Мотивы деятельности и работоспособность
- 6.2 Внешние факторы
- 6.2.1 Температурный режим
- 6.2.2 Световой режим
- 5.2.3 Влияние шума на работоспособность
- 6.2.4. Организация рабочего места
- 6.3. Динамика работоспособности в течение рабочей смены
- 6.4. Предрабочее, рабочее и послерабочее состояние спортсмена
- 6.4.1. Разминка
- 6.4.2. Предстартовое состояние
- 6.4.3. Рабочее состояние
- 6.4.4. Физиологическая характеристика ациклической динамической работы
- 6.4.5. Период восстановления
- 7. Утомление
- 7.1 Развитие взглядов на природу утомления
- К понятию "функциональное состояние"
- Разновидности утомления
- Общие механизмы утомления
- Принципы диагностики утомления
- Оценка эффективности деятельности
- Оценка состояния физиологических систем организма
- Психофизиологическая диагностика утомления
- 7.5.4 Субъективная оценка утомления
- Рекомендуемая литература
- Дополнительная: