6.1.2 Профессиональные навыки
Работоспособность человека, как уже указывалось, в значительной степени зависит от уровня профессиональной подготовленности. Известно, что одно и то же задание выполняется разными по профессионализму работниками с различной скоростью, качеством и, самое главное — при меньших физических и психологических затратах, т.е. более экономично. Так, М.И. Виноградов /1966/ приводит следующие сведения, касающиеся этого вопроса. Оказалось, что уровень энергозатрат при опиловке металла у ученика слесаря в два раза превышал таковой у мастера, при этом имело место существенное увеличение пульса, числа дыханий, быстро развивалось утомление (в течение двух минут от начала работы). В то же время, у мастера такая же рабочая нагрузка не вызывала сколько-нибудь заметного снижения работоспособности.
В основе формирования профессионализма в сфере физического (и не только) труда, среди прочих, лежат механизмы формирования рабочего динамического стереотипа. Среди важнейших принципов формирования условных рефлексов следует отметить принципы доминанты Ухтомского и динамического стереотипа Павлова. Именно благодаря возникновению доминантного состояния двигательных центров и, в последующем, закрепления активированных центров в цепь сложных двигательных условных рефлексов, формируются двигательные навыки, наличие которых и отличает мастера от ученика. Таким образом, обучение профессиональным рабочим движениям проходит через их многократное повторение, т.е. через упражнение. В соответствии с принципами формирования условных рефлексов, формирование сложных двигательных навыков происходит на основе ранее выработанных координации. М.И. Виноградов выделяет три этапа в развитии упражнений: начальный, когда производительность, эффективность труда невысока, переходный этап, характеризующийся быстрым нарастанием производительности, и этап устойчивой работоспособности. На первом этапе формирования двигательного навыка осуществляется объединение отдельных элементов движения в целостный двигательный акт. При этом возбуждение в центрах тренируемого акта носит генерализованный характер, в работу вовлечено большое количество "лишних" мышц, отсюда неоправдано высокая "цена" движений. На втором этапе происходит закрепление динамической цепи двигательных актов, из работы выключаются "лишние" мышцы, оптимизируется энергопотребление. На этом этапе в центральной нервной системе имеет место концентрация возбуждения вовлеченных в процесс управления движением нейронных констелляций. Происходит "кристаллизация" управляющих механизмов, включаются механизмы вытормаживания "лишнего". На третьей стадии навыки закрепляются, стабилизируются, корковый контроль движений ослабевает, т.е. наступает автоматизация двигательных навыков. Как видим, в общих чертах динамика формирования двигательных навыков совпадает с таковой для центральных механизмов формирования динамического стереотипа Павлова.
- 1. Методы исследования
- 1.1. Общие требования к методам оценки функционального состояния человека
- 1.2 Методы исследования систем организма
- 1.2.1 Двигательная система
- 1.2.2 Сердечно-сосудистая система
- 1.2.3 Дыхательная система
- 1.2.4 Сенсорные системы
- 1.3 Психофизиологические методы
- 2. Общие закономерности регуляции систем организма
- 2.1 Этапы развития адаптационных реакций
- 2.2. Основные системы регуляции в организме
- 2.3 Уровни регуляции физиологических функций
- 2.4 Динамика отдельных функций в деятельном состоянии
- 2.4.1 Дыхательная система
- Сердечно-сосудистая система
- 2.4.3 Водный и минеральный обмен
- 2.4.4 Терморегуляция
- 3. Энергетические аспекты трудовой и спортивной деятельности
- 3.1 Источники энергии в организме
- 3.2 Потребление кислорода в динамике работы
- 3.3 Обмен веществ и энергии
- 3.4. Энергетика циклической динамической работы на примере гладкого бега.
- 3.4.1. Умеренная мощность работы
- 3.4.2. Большая мощность
- 3.4.3 Субмаксимальная мощность
- 3.4.4. Максимальная мощность
- 4. Физиология двигательной системы
- 4.1 Морфо - функциональные особенности скелетных мышечных волокон
- 4.2 Теплообразование при мышечном сокращении
- 4.3 Двигательные единицы и сегментарный уровень управления
- 4.3.1 Типы двигательных единиц
- 4.3.2 Мотонейронный пул и регуляция сокращения мышцы
- 4.3.3 Спинальный уровень регуляции движений
- 4.4 Надсегментарный уровень управления движением
- 4.4.1 Экстрапирамидная система
- 4.4.2 Пирамидная система
- 5. Двигательная активность
- 5.1. Управление произвольными движениями и формирование двигательного акта.
- 5.2. Формирование двигательного навыка у человека
- 5.3. Морфофизиологические основы двигательных качеств спортсмена
- 5.3.1 Сила
- 5.3.2 Быстрота
- 5.3.3 Выносливость
- 5.3.4 Ловкость
- 5.4. Особенности обучения школьников произвольным движениям
- 5.5. Роль физического воспитания в школе
- 6. Работоспособность человека и факторы ее определяющие
- 5.1 Внутренние факторы
- 6.1.1 Циклические колебания в системах организма
- 6.1.2 Профессиональные навыки
- 6.1.3 Мотивы деятельности и работоспособность
- 6.2 Внешние факторы
- 6.2.1 Температурный режим
- 6.2.2 Световой режим
- 5.2.3 Влияние шума на работоспособность
- 6.2.4. Организация рабочего места
- 6.3. Динамика работоспособности в течение рабочей смены
- 6.4. Предрабочее, рабочее и послерабочее состояние спортсмена
- 6.4.1. Разминка
- 6.4.2. Предстартовое состояние
- 6.4.3. Рабочее состояние
- 6.4.4. Физиологическая характеристика ациклической динамической работы
- 6.4.5. Период восстановления
- 7. Утомление
- 7.1 Развитие взглядов на природу утомления
- К понятию "функциональное состояние"
- Разновидности утомления
- Общие механизмы утомления
- Принципы диагностики утомления
- Оценка эффективности деятельности
- Оценка состояния физиологических систем организма
- Психофизиологическая диагностика утомления
- 7.5.4 Субъективная оценка утомления
- Рекомендуемая литература
- Дополнительная: